юлия хохлова
Лего-конструирование как направление поддержки детской инициативности
▼ Скачать + Заказать документы
Хохловой Ю. А., воспитателя средней группы
В условиях современного динамичного развития общества повышаются требования к инициативным, творческим людям. Приоритетной задачей дошкольного образования является поддержка и развитие детской инициативы в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
Публикация «Лего-конструирование как направление поддержки детской инициативности» размещена в разделах
Между тем в век компьютеризации и телевидения у детей снижается интерес к мыслительным действиям. Бесспорно, что растёт информированность современных детей. Они могут строить в виртуальном мире различные постройки, но это не заменит ребёнку тактильных, визуальных ощущений, когда ребёнок может оперировать своими постройками, строить из разнообразных, в т. ч. нетрадиционных материалов.
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется детская инициативность и творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Один из видов конструирования - это конструирование с помощью конструктора «ЛЕГО».
Актуальность Лего - конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- Является средством для развития детской инициативы и самостоятельности,
- использование Лего-конструктора позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- Формирует познавательную активность, формируют навыки общения и сотворчества;
- Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
С Лего дети учатся, играя. Занятия по конструированию направлены в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, они основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.
Лего – конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующие трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения для эффективной социализации дошкольников и поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
Слайд
ФГОС ДО –
П. 3.3.4. РППС – одно из средств поддержки детской инициативы
Слайд
Организуя работу с детьми, использовали технологию «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной
Наблюдая за игровой деятельностью детей нашей группы, заметили, что у детей большой интерес к выполнению моделей из Лего-конструктора. Дети любят самостоятельно по своей инициативе создают постройки, сооружения, транспорт. Отметили, что поделки из Лего дети не только мастерят, но и используют их в игровой деятельности. Мы решили поддержать инициативу детей.
Обратились к ним с вопросом «Как же сделать нашу группу особенной, чтобы все узнали о нашем увлечении и захотели прийти и поучиться у нас».
Дети поделились своими мыслями, предложили устроить в группе мастерскую юных лего-конструкторов, поделки использовать для игр («Магазин», «Автостоянка» и др., для преобразования предметно-пространственной среды в группе, научить других ребят тому, что мы сами умеем.
Так возник проект «Что надо сделать, чтобы каждый мог узнать, что в нашей группе живут юные Лего-конструкторы?».
Вид проекта – творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, педагоги.
Предполагаемый продукт проекта: поделки из лего-конструктора в разных центрах развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Определила цель проекта: Способствовать развитию инициативы и самостоятельности детей посредством занимательной игры с LEGO – конструктором.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
- создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать постройки, игрушки, предметы для сюжетно-игровых игр, а также для использования их в разных видах деятельности, по собственному замыслу и инициативе,
- способствовать сплочению детского коллектива, формированию чувство симпатии друг к другу, умение совместно решать задачи,
- создать в группе развивающую предметно-пространственную среду, активизирующую деятельность детей,
- вовлекать родителей в совместную деятельность по развитию инициативы, творчества и самостоятельности детей.
В своей работе мы используем принципы при организации конструктивной деятельности
• Принцип трансформации;
• Положительный психологический микроклимат.
• Уважение индивидуального вкуса и привычек детей.
• Поощрение желаний создавать по собственному замыслу.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
• Создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей.
• При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры с применением продуктов конструирования.
Для полноценного развития ребенку - дошкольнику необходима самодеятельная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - практические умения и навыки.
Для развития детской инициативности, мы в нашей группе используем следующие методы и приё мы конструктивной деятельности:
• Создание образовательных ситуаций;
• Самостоятельное экспериментирование со строительным материалом, исследование его физических и конструктивных свойств;
• Знакомить детей с разными способами изменения одной и той же постройки (для получения вариантов);
• Сравнивать новую конструкцию с предыдущей (что и почему изменилось)
• Побуждение у детей устойчивого интереса к играм, используя для этого мелкие игрушки.
• Активизация имеющегося опыта, только тогда можно создавать, проблемно- игровую ситуацию.
• Поддержка идей детей, чтобы все были услышаны, чтобы накопленный опыт был достоянием всех детей.
В процессе совместной деятельности обсуждали с детьми, где можно разместить готовые конструкции: найти для них место в группе, в центре, например, «мобили» в центре безопасности для оформления группы по теме недели «Изучаем ПДД». Это позволяло повысить самооценку и интересы детей к дальнейшему конструированию.
С помощью проблемных вопросов «Как вы думаете, что ещё можно сделать для автостоянки.», активизировали детей на создание новых конструкций. Предоставляли им право выбора материала, способов выполнения работы. В процессе создания построек дети самостоятельно объединялись в пары, учились договариваться, выслушивать идеи товарищей, предлагали свои варианты выполнения той или иной постройки.
Так в нашей группе в центрах появились следы детской деятельности :
- машины разной конструкции, гараж в центре для мальчиков, дорожки, мосты, ворота, ограды,
- в центре безопасности – машины, дорожные знаки, фигурки человека, домики, светофор,
- в природном уголке – кормушка, птицы,
- в центре для сюжетно-ролевых игр – дом, атрибуты к сюжетно-ролевым играм - ваза с фруктами, салфетница, ваза под цветы, мебель для кукол, ракета, робот,
- в «магазине» оформлена витрина с продуктами,
- подставки под кисточки, фломастеры в центре художественного творчества,
Дети предложили создать игры «Чудесный мешочек», «Найди такой же по цвету, по размеру» и др. Тем самым пополнился центр развивающих игр.
Продуктом детской конструкторской деятельности стали не только поделки, но и целые композиции, рассказы, составленные детьми по теме, в создании которых дети принимали непосредственное участие. Придумывание и изготовление атрибутов к играм самостоятельный и творческий процесс, в котором детям предоставляется возможность проявить инициативу.
Результат проекта: наша группа стала заметна для всех, теперь все нас так и называют «Юные лего-конструкторы». Ребята гордятся этим и всем, кто приходит с удовольствием рассказывают о своих работах.
Когда дети придумывают модели сами, они ощущают себя профессиональными инженерами, механиками, строителями или великими конструкторами. И это здорово!
Помощниками в нашей работе являются родители воспитанников.
Работу с родителями организовала таким образом:
1. Беседы с родителями «Как LEGO - конструирование влияет на развитие ребёнка»
2. Консультации для родителей «Значение LEGO – конструирования в развитии детей в ДОУ»; «Lego-конструирование как средство развития инициативности и творчества детей дошкольного возраста», «Какие игры можно организовать с ребёнком дома
3. Памятка для родителей «Играем в Лего дома»
4. Фотовыставка «Мы играем в ЛЕГО».
Результаты:
Дети любят и по собственной инициативе конструируют из лего-конструктора.
Применение в работе ЛЕГО способствовало сплочению детского коллектива, формированию чувство симпатии друг к другу, умение совместно решать задачи.
Обогатилась развивающая предметно-пространственная среда.
Вырос уровень педагогической компетентности родителей.
Таким образом, использование Лего как один из способов развития инициативности детей оказывает влияние на все аспекты развития личности ребёнка, помогая детям в полной мере проявлять самостоятельность и инициативу в строительных играх.
В дальнейшем мы будем использовать Лего-конструирование в работе с детьми с целью развития творческой инициативы и способностей.
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
1. Сайт https://nsportal.ru/ Развитие ребенка через Лего.
2. Сайт https://www.maam.ru/detskijsad/matematika-s-ispolzovaniem-legokonstruirovanija.html
3. Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.
4. «Большая книга LEGO» А. Бедфорд - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
5. М. С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г. 4. «Конструирование и художественный труд в детском саду»
6. Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.
7. «Лего - конструирование в детском саду» Е. В. Фешина - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
8. «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://festival.1september.ru /
9. «Строим из Лего» Л. Г. Комарова, / М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
10. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС»Л. Г. Комарова– Москва, 2001.
11. «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.
12. М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС») 3
13. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
14. Лиштван З. В. Конструирование. - М. : Владос, 2011. – 217 с.
15. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М. : Академия, 2010. - 80 с.
16. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М. : Академия, 2014. – 97 с.
17. Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер,2014 год.
18. https://nsportal.ru / 3. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГО