Конспект занятия по формированию представлений о птицах «Летает — не летает?»

Костюк Татьяна Николаевна
Конспект занятия по формированию представлений о птицах «Летает — не летает?»

Цель:

- Уточнить представления детей о птицах, их приспособленности к полету (легкое тело, покрытое перьями и крыльями крыльями).

- Рассказать о нелетающих птицах (пингвин, страус)

- Рассказать о животных, которые могут летать и делать небольшие перелеты (летучие мыши, летучие рыбы, насекомые)

развивать творческое воображение

- Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе

- воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте природы, выраженной в красоте искусства.

Предварительная работа

- наблюдение за птицами

- чтение и разучивание стихотворений, поговорок и загадок о птицах, разучивание песен и прослушивание музыкальных произведений

- рассматривание иллюстраций и репродукций

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением птиц, изображения пуховых и маховые перья, картинки с изображением летающих животных и нелетающих птиц, аудиозапись «Голоса птиц», картины на тему: «Птицы», «Насекомые», «Летающие животные», просмотр слайдов.

Ход занятия

Воспитатель.

Дети, отгадайте загадки

Мы бываем разные:

Грудки ярко-красные,

Желтые, любые,

Даже голубые

По весне мы гнезда вьем,

Песни весело поем.

Крылья нас несут в полет,

Кто отгадку назовет? (птица)

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это (птица)

Ответы детей

Воспитатель. Молодцы, отгадали загадки. А каких птиц вы знаете? Вы не только назовите птиц, но и покажите их на картинках.

Дети выполняют

Воспитатель.

Молодцы. Вы знаете, много птиц. А что вы еще знаете о птицах, что можете рассказать о них? Чем отличаются птицы от других животных? Что умеют птицы? Какие части тела у птиц? Что и сколько едят птицы? Что помогает птицам летать? Какое тело у птиц?

Ответы детей

Воспитатель.

Опыт.

Ребята, вы много знаете о птицах, молодцы. А сейчас давайте проведем опыт. Возьмите один из листков белой бумаги, скомкайте его в шарик и выпустите из рук. Что произошло? (он камнем упал вниз). А теперь возьмите другой лист бумаги и опустите перед собой (лист плавно опустился). Почему так случилось: листы одинаковые, а падают по-разному? Какой можно сделать вывод? (лист бумаги парит в воздухе, а шарик резко падает вниз)

Ответы детей

Воспитатель.

Правильно, ребята, не скомканный лист- широкий. Засечёт того, что у него большая поверхность, лист опирается на воздух, и летит, а не падает вниз.

А теперь скажите, как расположены у птиц крылья, когда они находятся на земле? (сложены у туловища, а в воздухе? (расправлены)

Ответы детей

Воспитатель.

Что отличает птиц от других животных? (наличие перьев). Посмотрите на экран там изображены перья. Одинаковые ли они? Чем они отличаются? Как они называются? (маховые и пуховые).

Воспитатель.

Крылья и хвост у птиц – это главное при полете. Птицы опираются о воздух раскрытыми крыльями и хвостом, отталкиваются от него и летят. Когда крылья опускаются, перья плотно прижимаются друг к другу, поверхность уменьшается, и птица уже не летит.

Дидактическая игра «Отгадай - ка»

Дети становятся в круг воспитатель передает камушек ребенку, как приглашение начать описание птицы, ее повадки (воробья, сороку, синицу, ворону, ласточку) так, чтобы дети смогли угадать, о какой птице идет речь. Когда загадка отгадана, камушек передается следующему игроку.

Воспитатель.

Дети, а все ли птицы умеют летать? Сейчас мы проверим. Отгадайте-ка мои загадки.

Эта птица великан,

Бегает среди саванн.

Ноги быстрые, шея- трос

Из роскошных перьев хвост.

Эта птица не летает,

Трудной жизнь ее бывает

Перья к шляпам – украшенье,

Только бег – ее спасенье (страус)

Неуклюжий, черно-белый

На коротких ножках тело

Ловко в воду он ныряет

Рыбу клювом добывает (пингвин)

Воспитатель.

Правильно, это страусы и пингвины. Эти птицы в наших лесах не водятся. Они не летают, а только бегают и плавают. Эти птицы не летают из-за того, что у них очень маленькие крылья в сравнение с их телом. Но это птицы. Страус очень острожная птица: почуяв опасность, он спасается бегством, что является хорошим сигналом для других животных. Они бегают очень быстро. Живут страусы в сухих безлесных частях Африки. А есть страусы, которые хорошо плавают (рассмотреть картинки с изображение птиц).

А пингвины живут в Антарктиде, в Австралии и Южной Америке. Много времени пингвины проводят в воде. Там они чувствуют себя уверенно. В воде же они спасаются от холода. Эти птицы приспособились к тем условиям, в которых они живут.

Пальчиковая гимнастика.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – Совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – злой орлан,

Птички, птички, по-домам.

Воспитатель.

Ребята, скажите, только ли птицы умеют летать?

Ответы детей

Воспитатель.

Правильно, летать умеют бабочки, стрекозы, мухи и т. д. А кто еще умеет летать?

Ответы детей

Воспитатель.

Да, есть животные, которые могут летать или перелетать на небольшие расстояния. Даже есть летающие рыбы.

Показ слайдов.

Воспитатель.

Ребята, подойдите, и вы увидите тех зверей и насекомых, которые тоже умеют летать. Это летучие мыши: у них, как у птиц, тоже есть крылья. Они могут совершать длительные полеты. В этом им помогает особая перепонка, очень тонкая и эластичная.

А это – рыбы, которые умеют летать. Летучие рыбы быстро плавают под водой, с помощью хвостового плавника, затем выскакивают из воды, расправляют плавники и парят в воздухе. Ребята, так что же надо для того, чтобы летать?

Ответы детей

Воспитатель.

А человек может летать?

Ответы детей.

Правильно, ребята, человек летать не может. Но он давно мечтал о полетах и поэтому начал создавать всевозможные механизмы. Сначала человек смастерил крылья, как у птиц, но летать на них не смог, тогда он придумал воздушный шар. Позже придумал аэростат и дирижабль. И только потом первые самолет, который был деревянным (дети рассматривают иллюстрации)

Воспитатель.

А сейчас мы попробуем изобразить в рисунках тех, кто умеет летать. Ребята, мы с вами на прогулке любовались красотой природы, видели птиц, которые прилетали на участок и сидели на ветках деревьев. Рисунки у вас получатся разные, потому что вы придумаете свою композицию, по-разному расположите на листе изображение. В соответствии с замыслом за тонируйте верхнюю часть листа для изображения неба. Оно может быть различных оттенков

Звучит аудиозапись «Голоса птиц»

Дети рисуют

По окончанию занятия рассмотреть с детьми все работы. Проанализировать рисунки, оформить их и поместить на выставку.

Публикации по теме:

Мини-музей «Летает, едет, плавает»Мини-музей «Летает, едет, плавает» Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. В нашей средней группе был создан мини-музей "Летает,.

Библиотека изображений:
  • Животные
  • Научная лаборатория
  • Лето
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию представлений о птицах «Летает — не летает?»
Опубликовано: 26 октября 2015 в 23:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективный план работы с родителями в старшей группе на декабрь
Декабрь. 1. Консультация «Физическое развитие ребенка: с чего начать». 2. Папка-передвижка «День чая». 3. Папка-передвижка «День Святого Николая...
Открытка к Дню матери. Мастер-класс
Мастер - класс: открытка «Букет для мамы» Цель: Изготовить открытку к дню матери. Задачи:  Закреплять умение работать с шаблоном,...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие по сказкам в...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Ф. И. О. Дудко Оксана Анатольевна Должность, Образовательное учреждение : Воспитатель, МДОУ № 2...
Семинар-практикум «Логопедическое ассорти»
Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ: «Логопедическое ассорти» Здравствуйте уважаемые коллеги! Вступление: Осознавая важность работы с...
Сценарий утренника «Осень в гости к нам пришла» в средней группе
Звучит веселая музыка, дети вместе с ведущим входят в зал. Ведущий: Посмотрите-ка, ребята, как красиво сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных...