Получи документы

Мир сказок А. С. Пушкина как часть народного искусства России (4 фото)

Галина Емшанова
Мир сказок А. С. Пушкина как часть народного искусства России

Мир сказок А. С. Пушкина как часть народного искусства России

«Лидеры педагогики»моя очередная статья

Мир сказок А. С. Пушкина как часть народного искусства России
Фото №1 Пушкина как часть народного искусства России Лидеры педагогики Фото №2 Моя Родина Россия моя очередная статья Фото №3 Мороз и солнце строчка ода

МИР СКАЗОК А. С. ПУШКИНА, КАК ЧАСТЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА РОССИИ В ТАИНСТВЕННОМ И ВОЛШЕБНОМ ПЕРЕПЛЕТЕНИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ПЕРА И КИСТИ ХУДОЖНИКА

Публикация «Мир сказок А, С, Пушкина как часть народного искусства России» размещена в разделах

Все в нем Россия обрела –

свой древний гений человечий,

живую прелесть русской речи,

что с детских лет нам так мила, -

все в нем Россия обрела.

Мороз и солнце:

строчка - ода.

Как ярко белый свет горит!

Доныне русская природа

его стихами говорит. (Н. Доризо).

Искусство вечно, как и сама жизнь. (Ф. И. Шаляпин).

Сказка – это удивительная страна, которой нет ни на одной карте мира – здесь всегда побеждают добро и красота, а невозможное становится возможным. Это детство, когда ребенок знакомится со сказкой. В связи с этим, нельзя ни вспомнить великого педагога прошлого В. А. Сухомлинского, который сказал, что «годы детства – это прежде всего, воспитание сердца».

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!», - утверждал великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин.

А с чего начинается радостный и волнующий мир детства?

С тихих колыбельных песен мамы.

С крепких рук сильного отца, подбрасывающих ребенка.

С чарующего запаха бабушкиных пирожков.

И, конечно, со сказок Александра Сергеевича Пушкина потому, что с их помощью ребенок познаёт мир, учится различать добро и зло, правду и кривду, безобразие и красоту.

Еще в детстве мы с увлечением рассматриваем иллюстрации в знакомых книгах со сказками и не задумываемся над тем, кто же автор этих работ?

Живопись и литературное творчество – это виды искусства, которые связаны множеством нитей, взаимопроникающими и дополняющими друг друга. Основной материал живописи – это цвет, основной «материал» в русской литературе – это слово.

Безусловно, художники искренне желали, чтобы интерес к сказкам Александра Сергеевича Пушкина никогда не угас.

Каждый автор рисовал в своей манере. Цветом, рисунком художники передавали настроение, свое отношение к изображаемому, искали в творчестве поэта созвучие своему миропониманию и, создавая иллюстрации, становились соавтором великого поэта, поскольку стремились не только показать характер персонажей, но и выразить своё отношение к их поступкам и поведению.

Ведь именно изобразительное искусство помогает лучше понять и прочувствовать волшебный мир сказок, пушкинских сказок. Действительно, если мы, допустим, не знаем содержания произведения, а только видим иллюстрации к нему, то зачастую сюжет сразу становится понятен.

Поэтому вопрос о роли художника в раскрытии главной мысли произведения является очень важным и актуальным, потому что картины помогают усилить зрительное и эмоциональное восприятие текста. А поскольку в сказке всегда много фантазии, значит, художник должен быть немного волшебником, обладать чувством юмора, любить и понимать литературное произведение.

Не случайно великое наследие А. С. Пушкина стало объектом творческого внимания мастеров изобразительного искусства уже с середины XIX века.

Билибин Иван Яковлевич (1876 - 1942) - выдающийся русский художник, мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства, создавал различные росписи, панно, делал декорации к театральным постановкам, занимался созданием театральных костюмов. Но именно русской сказочной теме художник посвятил огромный пласт своего творчества. Он разработал определенную систему приемов, которые дали возможность объединить иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной странице.

Характерные черты билибинского стиля: красота тонкого узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, как бы переплетенные с неизменным чувством народного юмора. В 1904 году художник начинает иллюстрировать сказки Александра Сергеевича Пушкина. Первой была «Сказка о царе Салтане», выпущенная в свет в 1905 году. На обороте титульных листов художник помещает черно-белые композиции, фактически играющие роль своеобразных фронтисписов.

В «Сказке о царе Салтане» это лебедь, голова которого увенчана короной. Это произведение с многокрасочными картинами древнерусского быта дало богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он мастерски отразил основные эпизоды пушкинской сказки, применяя различные стили.

Вот перед нами иллюстрация с изображением царя Салтана, заглядывающего в светлицу - она отличается эмоциональностью, мы как бы видим здесь зимние пейзажи с натуры.

Или, например, колоритные по своей структуре, богатые сцены приема гостей и пира. Они очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента. Мы можем достоверно разглядеть здесь и детали костюмов героев, выражение разно - характерных лиц бояр и даже тончайшие детали узора на одежде героев.

Такие же принципы своеобразного художественного оформления были сохранены мастером кисти во многих других пушкинских сказках.

Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910) - русский театральный художник, график, скульптор и архитектор, живописец, мастер картин на исторические, религиозные и сказочные сюжеты. Вдохновение для многих своих работ художник черпал в национальном русском фольклоре, в былинах и эпосе.

Безусловно, он не слепо переводил их на холст, а творчески и мастерски тщательно обрабатывал, создавая свой самобытный мир, полный художественных особенностей, придавая героям черты, близкие самому художнику. Картина М. Врубеля «Царевна-Лебедь» стала результатом серьезной работы, на которую вдохновила художника сама героиня «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина. Художник как бы взглянул на нее сквозь призму своего видения мира. В оригинальной сказке А. Пушкина образ Царевны-Лебеди светлый и позитивный. А в работе же М. Врубеля он тревожный и как бы предостерегающий. Царевна не приближается, а, наоборот, уходит, скрывается из виду, обернувшись словно в последний раз. Таким образом, получается, что Царевна-Лебедь – существо двойственной природы - она олицетворяет две стихии: темную и холодную водную, но одновременно устремленную ввысь, т. е. воздушную и небесную. Художник мастерски пытается уловить момент превращения девы в птицу и просто фантастически передает ускользающее движение уходящей Царевны. Данное изображение кажется тонким, призрачным видением. М. Врубель изобразил Царевну-Лебедь со спины и, обернувшись, она, как бы, смотрит на зрителя печальными, полными загадочной грусти глазами.

Эта картина словно является окном в волшебный мир сказки. В русской мифологии лебедь - символ творческого полета, вдохновения, фантазии, воображения.

Борис Васильевич Зворыкин (1872 - 1942) - был виртуозом орнамента и рисунка, прекрасным колористом, великолепным иллюстратором и оформителем книг. Он самобытный великий русский художник, которому удалось сохранить очарование тонкого детского непосредственного восприятия мира.

Каждая иллюстрация мастера кисти выполнена в гармоничной насыщенной цветовой гамме и, поистине, удивляет высоким уровнем стилизации и тщательности проработки деталей - или печные изразцы, или узоры на платьях и кафтанах сказочных героев.

Интересно, что текст сказки заключен в монохромные рамки, которые еще более подчеркивают праздничное веселье красок. В каждой иллюстрации присутствует изысканный многоцветный орнамент.

По-настоящему мудр тот, кто не расстаётся с пушкинскими сказками всю жизнь, потому что их красотой не устаёшь любоваться, а глубину постигаешь лишь с годами, житейским опытом. А. С. Пушкин не писал сказок специально для детей, но случилось так, что уже почти двести лет сказки Пушкина— любимое чтение детей и взрослых.

Список литературы:

1. Грабарь И. Э. История русского искусства. Том 6. - М., 1910-1913г. г.

2. Казиева М. В. Сказка в русской живописи. Энциклопедия живописи для детей. - М., 2002

3. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968.,187с.

4. https://skaz-pushkina.ru/ill_1.html

Публикации по теме:

«Березополье» — музей народного искусства в селе Сартаково«Березополье» — музей народного искусства в селе Сартаково Как и обещала, приглашаю вас, дорогие маамовцы в Сартаковский музей «Березополье». Этот музей находиться в большом, красивом, деревянном.

Фотоотчёт «Путешествие в страну сказок Пушкина»Фотоотчёт «Путешествие в страну сказок Пушкина» Ежегодно 6 июня отмечается Пушкинский день России (День русского языка). В этот день родился Александр Сергеевич Пушкин –«родоначальник.

«Старинный бабушкин буфет…» Фотоотчет о празднике народного декоративного искусства«Старинный бабушкин буфет…» Фотоотчет о празднике народного декоративного искусства Уважаемые коллеги! В нашем дошкольном учреждении №22 "Казачок" г. Азова, прошел очень яркий, красочный и необычный праздник. Организовала.

Фотоотчет творческих работ детей подготовительной группы. Рисование по мотивам народного искусства «Чудеса красок»Фотоотчет творческих работ детей подготовительной группы. Рисование по мотивам народного искусства «Чудеса красок» Тема: «Чудеса красок» Рисование по мотивам Городецкой, Филимоновской и Дымковской росписи. Задачи: Учить детей, самостоятельно рисовать.

Краткосрочный проект и фотовыставка «Мир сказок А. С. Пушкина»Краткосрочный проект и фотовыставка «Мир сказок А. С. Пушкина» Цель проекта: познакомить детей со сказками Пушкина, воспитать любовь к сказкам русской литературы. Задачи проекта: ввести детей в мир.

Оформление холла по мотивам сказок А. С. ПушкинаОформление холла по мотивам сказок А. С. Пушкина 19 октября ознаменован в России как день открытия царскосельского лицея. Случилось это 208 лет назад. Первый выпуск лицея ознаменовался.

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы»,.

Фотоотчет о проведенном утреннике «Удивительный мир сказок А. С. Пушкина»Фотоотчет о проведенном утреннике «Удивительный мир сказок А. С. Пушкина» Дорогие коллеги, предлагаю вам фотоотчет о проведении литературного досуга «Удивительный мир сказок Александра Сергеевича Пушкина» Наши.

Сценарий литературного досуга «Удивительный мир сказок А. С. Пушкина»Сценарий литературного досуга «Удивительный мир сказок А. С. Пушкина» Цель: Приобщить детей к творчеству А. С. Пушкина. Задачи: повторить и закрепить у детей знания сказок А. С. Пушкина, интересные фрагменты.

Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства»Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства» И еще раз, уважаемые коллеги, возвращаюсь к так мною любимой деятельности - технике оригами. Оригами не имеет возрастных ограничений. Начинать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мир сказок А. С. Пушкина как часть народного искусства России
Опубликовано: 21 августа 2020 в 22:40
+274Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 104.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД