Получи документы

Консультация «Любовь к природе воспитываем с детства»

Надежда Ильина
Консультация «Любовь к природе воспитываем с детства»

Ильина Надежда Анатольевна

старший воспитатель

МДОУ «Моркинский детский сад №1»

Аннотация. Статья посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОО. Автор описывает педагогический опыт проведения методической работы по экологическому воспитанию дошкольников. Раскрываются формы и методы работы в ДОУ.

Ключевые слова: экологическое воспитание; природа; дети; занятия; наблюдения.

Публикация «Консультация „Любовь к природе воспитываем с детства“» размещена в разделах

«Берегите и любите родную природу- как часто мы говорим это детям в детском саду. В последнее время мы видим, как наши леса исчезают, как горько узнавать о том, что многие животные и растения на грани исчезновения, и без вмешательства человека мы не сможем спасти нашу природу.

Приучать любить природу надо начинать с самого раннего детства, ведь дети – это чистый лист бумаги, и от того, что мы в них заложим, будет зависеть будущее человечества.

Дети замечают всё : бабочку, сидящую на цветке, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, божью коровку в густой траве, прыгающего с травки на травку кузнечика. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. И эти бесконечные вопросы «Почему идёт дождь?», «Почему появляется радуга?», «Почему сейчас холодно?» и т. д.

Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду проходит через все виды деятельности. Дети получают знания не только на занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на мини-огороде, цветнике, проведения опытов в уголке природы.

В процессе экологического воспитания детей мы используем следующие формы и методы:

• наблюдение

• моделирование (календари природы)

экологические занятия

• экскурсии

• игровые обучающие ситуации

• различные игры экологического содержания

• труд в природе

природоохранные акции

• экологические праздники и развлечения.

В детском саду знакомство с природой начинается через наблюдения. Во время наблюдений у детей развивается познавательная активность, развиваются умственные способности, умение сравнивать, анализировать. Например, наблюдая за воробьями, дети замечают, что воробья трудно обнаружить на земле, т. к. он становится почти незаметным благодаря пёстро-серенькой окраске, а зимой, во время прогулки, дети делают вывод, что птицам страшен голод, а не холод, поэтому дети с удовольствием подкармливают птиц, тем самым учатся заботиться о птицах и животных. Систематические наблюдения позволяют следить за ростом и развитием растений и животных. Например, наблюдая за почками на берёзе, дети узнают, что сначала набухают почки, а затем уже появляются листочки. Наша задача – вызвать у них интерес к природе, дать им правильные представления о её явлениях, научить беречь каждый кустик, травку, цветок, букашку, заботиться о растениях, животных и птицах.

Большую роль в экологическом воспитании играют занятия. Педагоги знакомят детей с видами, условиями жизни и обитания животных, растений, с «экологической пирамидой», где с помощью анализов, суждений подводим детей к выводу, что если нарушить в экологической цепочке хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие. Начиная с младшей группы, воспитатели активно используют на занятии интеллект-карту. Дети вместе с воспитателем собирают информацию о каком-то объекте или явлении, составляют схему, используя рисунки или картинки. Составление интеллект-карт на занятии способствуют закреплению и обобщению пройденного материала, развивает логическое мышление, речь.

Дети от природы очень любопытны, поэтому опыты вызывают большой интерес у детей. В каждой возрастной группе имеется мини-лаборатория, где дети ставят простейшие опыты. Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, камешки, глина, песок, шишки хвойных деревьев и многое другое). Во время опыта дети узнают, что воздух есть везде, он лёгкий и невидимый, сами делают вывод, при этом задача воспитателя подвести ребёнка к правильному умозаключению.

Окружающая природа – это источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка, поэтому особое место уделяем экскурсиям, походам в лес. Именно там ребёнка можно научить бережно относиться к родной природе : не шуметь в лесу, потому что можно напугать животных и птиц; не рвать цветы, а любоваться ими; не ломать ветки, потому что дерево высохнет и погибнет; не разорять муравейник и гнёзда птиц; не топтать ногой даже несъедобные грибы, потому что ими питаются некоторые животные. Во время похода мы снимаем на фотоаппарат всё интересное, что видим, а затем вместе с детьми просматриваем и зарисовываем, что нам больше всего понравилось в лесу. Проводим осенние развлечения в лесу с участием родителей, где главные герои Леший, Баба-Яга и Осень. Такие мероприятия помогают вовлечь родителей в жизнь детского сада.

Большая работа по воспитанию, любви и бережному отношению к природе проводится воспитателем Ивановой Е. И., в кружке «Мир вокруг нас». Через кружковую деятельность ребята знакомятся с экологическими проблемами и учатся решать их. Участие в природоохранной акции «Защитим наш посёлок от мусора», «Домик для скворца» прививает любовь к родному посёлку и к братьям нашим меньшим. Во время работы над проектами «Ель живая - неживая», дети узнали, какую пользу приносит ель человеку и животным. В проекте «Красная книга нашего края» дети познакомились с Красной книгой, какие животные, растения нашего края находятся под угрозой исчезновения.

Ежегодно в детском саду ставятся спектакли на экологическую тему: «Цветик-семицветик» на новый лад, по сказкам В. Сутеева «Под грибом», «Яблоко» с целью воспитания бережного отношения к природе. Проводятся КВН для детей старшего дошкольного возраста «Всё о птицах», «Знатоки природы», «Юный эколог», с целью систематизации знаний детей о родной природе. На семинарах-практикумах воспитатели делятся опытом работы своей группы, ищут новые технологии.

Немаловажную роль играют игры экологического характера. Ведь именно в играх дети закрепляют полученные знания на занятиях, во время бесед, наблюдений. Особенно большую пользу приносят игры на природе. Дети могут наглядно увидеть и закрепить название дерева, цветка, услышать звуки природы.

Одним из важнейших условий экологического воспитания является организация предметно-развивающей среды. С этой целью созданы в группах уголки природы, которые служат не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Здесь размещены дидактические игры, художественная литература, календарь погоды, поделки из природного материала, сделанные руками детей, ящики с почвой для посадки семян овощей и цветов. Имеются растения, за которыми дети ухаживают: поливают, протирают листья, рыхлят.

Но самое прекрасное и любимое место для всех - это территория нашего детского сада, где расположены цветники, деревья, кустарники, мини - огород и домашний двор. Весной в каждой группе появляется огород на подоконнике, где дети вместе с воспитателем сеют цветы, овощи, а затем высаживают рассаду на грядки. В течение лета выполняют не сложные поручения: поливают, ухаживают, наблюдают за ростом растений, тем самым проявляют заботу о растениях.

Если проанализировать проводимую работу, можно сделать вывод, что многое зависит от того, как относимся к природе мы - взрослые, какой пример, мы будем подавать подрастающему поколению. Именно от наших детей будет зависеть, какой будет наша Земля, а, следовательно, и наша жизнь в ближайшие десятилетия, поэтому очень важно с самого раннего детства прививать в детях интерес, любовь и мысли о бережном отношении к окружающей нас природе.

Литература:

1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. – М. : Мозаика-синтез, 2002.

2. Николаева С. Н. «Система экологического воспитания дошкольников» – М. : Мозаика-синтез, 2011.

3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду // Первое сентября. – 2005. – №17. – С. 11–15

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Сказкой светлою из детства в жизнь опять придёт любовь!» Подарок на день святого Валентина. Мастер-класс«Сказкой светлою из детства в жизнь опять придёт любовь!» Подарок на день святого Валентина. Мастер-класс 14 февраля - день Святого Валентина - Всемирный праздник признаний в любви. Существует традиция дарить в этот день открытки - валентинки,.

Консультация для родителей «Как привить любовь к природе» Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями. О чем же беседовать с ребенком?.

Консультация для родителей «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека» Консультация для родителей. «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека" Как приятно слышать от своего крохи вежливые.

Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя»Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя» Наши дети читают все меньше и меньше. Эта печальная реальность должна заставить задуматься нас, взрослых, как-то изменить данное положение.

Консультация для родителей «Воспитываем изобретателя»Консультация для родителей «Воспитываем изобретателя» Способы развития познавательной активности детей: - Эксперименты и опыты - ТРИЗ - Детские изобретения своими руками - Поделки из бросового.

Консультация для родителей «Воспитываем патриотов с детства» Консультация для родителей: «Воспитываем патриотов с детства». Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период.

Консультация для родителей «Воспитываем счастливых детей»Консультация для родителей «Воспитываем счастливых детей» Всем родителям хочется видеть счастливые лица своих детей. Чтобы дети были счастливы, они должны чувствовать родительскую любовь, поддержку.

Консультация «Любовь к чтению -генетика или привычка» Очень интересный и значимый вопрос - это любовь к чтению у детей. Существует множество мнений по этому вопросу. Некоторые психологи и педагоги.

Художественное творчество «Вечная любовь на земле — это любовь к маме!» (подготовительная группа)Художественное творчество «Вечная любовь на земле — это любовь к маме!» (подготовительная группа) Я портрет рисую мамы Акварелью на листе. И, пускай, портрет без рамы, И, пускай, не на холсте. Удалось не всё в портрете, Но для мамы.

Стенгазета «С заботой о птице любовь к родной природе родится!» в рамках природоохранной акции «Покормите птиц зимой»Стенгазета «С заботой о птице любовь к родной природе родится!» в рамках природоохранной акции «Покормите птиц зимой» Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Любовь к природе воспитываем с детства»
Опубликовано: 19 декабря 2021 в 17:50
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД