Татьяна Пронина
«Мама, я космонавт!» Сюжетно-ролевые игры в процессе образования и воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевые игры – важный этап в развитии дошкольника, они оказывают позитивное влияние на формирование личности ребенка, без них уже трудно представить процесс обучения и воспитания маленького человека.
С помощью сюжетно-ролевой игры можно определить мировосприятие ребенка, его отношение к родителям и близким, а также воспитывать и обучать его. Строите ли вы космический корабль, чтобы ваш «космонавт» полетел на далекие планеты, лечите ли плюшевого медведя, везете ли вы санки, представляя, что это поезд – все это сюжетно-ролевые игры.
Публикация «„Мама, я космонавт!“ Сюжетно-ролевые игры в процессе образования и воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Значение сюжетно-ролевых игр переоценить трудно. Помните, дети одинаково копирую и хорошее и плохое поведение взрослых, поэтому, играя с ребенком, или наблюдая за его сюжетно-ролевой игрой, вы получаете ценнейшую информацию о ребенке. Для того, чтобы правильно организовать сюжетно-ролевую игру, надо помнит три простых правила: игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявление воли ребенка. Во-вторых, игра- это творческий процесс, не прописывайте строгих правил, о них можно договориться в процессе игры, а также можно их менять. В-третьих, игра должна меняться и развиваться, не бойтесь повторов: если ребенок, ставший «поваром», второй день «варит суп» – не страшно, он просто тренирует полученный навык.
Играть с ребенком нужно столько, сколько ему необходимо. Не надо устанавливать ему жесткие рамки, сколько и когда нужно играть. Определить, в какой момент ребенок переиграл, в какой недоиграл очень сложно и, исходя из этого, сложно понять, стоит ли вмешиваться в игру взрослым.
Умение взрослого прекратить игру или перевести игру в другое русло не менее важно. Если ребенок уже несколько дней играет в одну и ту же ролевую игру, и при этом игра не имеет никакого развития, взрослому можно деликатно вмешаться. Можно предложить ребенку изменить игровую ситуацию, добавить новых героев.
Например, «А почему твоя кукла Маша получает одни «двойки»? Может тебе сделать ее учителем»? А потом тихонько отойдите в сторону – пусть дальше ребенок продолжает один, фантазирует, развивает творческое и логическое мышление.
Вмешиваться взрослому в игру разумно, если игра становится слишком жесткой, а герои превращаются в злодеев. Но не торопитесь ее останавливать. Вспомните, хорошо ли объяснили ребенку суть добра и зла, - может, стоит сделать это еще раз? Если очевидно, что ребенок намеренно проявляет в игре агрессию или выбирает игрушки, которые способны вызвать агрессивное поведение, поговорите с ним об этом, найдите источник агрессивности.
Самая, пожалуй, древня сюжетно-ролевая игра – это игра «в семью». Обычно дети сами начинают в нее играть. Наблюдая за игрой «в семью» («дочки-матери») вы получите ценный диагностический материал, который даст вам представление не только о ребенке, но о его семье, взаимоотношениях ее членов, отношении родителей к ребенку.
Через ролевую игру ребенка можно знакомит с различными профессиями, классические примеры: игра в пожарных, полицейских, в больницу и т. д.
По словам психологов сюжетно-ролевые игры помогут справиться детям с различными детскими страхами или неприятием чего-либо, например купание куклы поможет решить проблему боязни воды, а укладывание куклы спать – поможет преодолеть боязнь темноты, одиночества.
Не стоит препятствовать ребенку, когда он строит «домик» из подушек, модулей, даже из кубиков или шалаш – ребенку необходимо пространство для уединения, потребность чувствовать себя защищенным.
Даже самый маленький ребенок обладает богатой фантазией, ему требуется сосем немного для того, чтобы получилась игра. Поэтому иногда вместо того, чтобы покупать ребенку новомодную игрушку, предложите поиграть с ним. Организуйте любую сюжетно-ролевую игру, и обязательно поиграйте вместе с ребенком, погрузитесь в этот чудесный мир и вспомните, «как оно там в игре»?