оЛЬГА Журавлева
Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной куклы-оберега «Колокольчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели старшей группы: Журавлева Ольга Алексеевна и Лонькина Светлана Васильевна.
Цели:Воздействовать с родителями в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Задачи:
-Продолжать знакомить родителей с художественным духовным наследием русского народа через приобщение к созданию обрядовых кукол.
-Обучить приемам с тканью как поделочным материалом для создания народной тряпичной куклы.
Публикация «Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной куклы-оберега „Колокольчик“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Кукла Колокольчик
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
-Пробудить у родителей интерес к русской народной культуре.
-Познакомить с русскими традициями.
-Научить изготовлять обрядовую куклу "Колокольчик".
Организационные средства:
-Три круга, диаметрами, например, 25, 20, и 15см.
-Квадрат со стороной примерно 20см. белой ткани для лица.
-Небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головы).
-Цветной лоскут треугольной формы - это для платочка.
-Нитки для обвязывания.
-Вата, ветошь или синтепон для головы.
-И, конечно же, Колокольчик!
-Схема изготовления куклы-колокольчик.
Оборудование:
1. Альбомы "Куклы-обереги"
2. Готовые образцы, разных, кукол-оберегов.
3. Аудиозапись с русской народной музыкой.
Словарная работа:
Предназначена, игрушка заветная.
Предварительная работа:
Беседы об истории тряпичной куклы и рассматривание иллюстраций.
Знакомство с понятием оберег.
Совместное изготовление кукол для выставки родителями и детьми,куклы изготовленные детьми на занятиях.
Заучивание русской народной игры "Маланья".
Чтение русской народной сказки "Василиса Прекрасная" в обработке А. Н. Афанасьева.
Беседа о старинных русских именах.
Сделанная кукла обрядовая "Колокольчик"
Вступительное слово педагога:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
(Беседа воспитателя с родителями без детей).
-Скажите, пожалуйста, какой ведущий вид деятельности у наших детей дошкольного возраста? (игра).
К сожалению, современные дети, ни те, для кого игра -жизненная необходимость и условия для развития. Дети перестают играть.
Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилась сама детская игра, она стала агрессивной, не веселой, дети не умеют играть и конечно мы, взрослые должны им помочь.
С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления тряпичных кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Каждая кукла-это небольшой шедевр рукоделия.
Представьте себе, сколько радости испытывают дети, когда на их глазах в их маленьких ручках из обычной тряпочки "родится" настоящая игрушка. Вы увидите, с какой нежностью и заботой ребенок будет обращаться со своим "творением", он никогда не бросит ее на пол, у него не возникнет желания "распотрошить" ее затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам ее сотворил.
Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, и о его истории, научат ребенка слышать и видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.
Давайте пригласим к нам ребят, и они нам расскажут и покажут, что они знают о народной кукле.
Дети входят и подходят к столу, где много разных игрушек.
В. Мы сегодня с вами будем говорить о народной игрушке. Почему игрушку называют народной?
Д. Ее делал народ.
В. А из каких материалов делались игрушки?
Д. Из глины, соломы, резины, пластмасса и из тряпочек.
В. Сегодня мы с вами будем говорить о тряпичной кукле. А как вы думаете из чего делали таких кукол? И кому они давались для игры?
Д. Из тряпочек мамы или бабушки делали для своих деток.
В. Как мы с вами уже знаем, что куклы бывают разных видов. Какие виды кукол вы знаете?
Д. Обереговые, игровые, обрядовые.
В. Расскажите нам про обереговые куклы.
Д. Рассказывают: люди верили во все нечистые силы и защищали свои дома от бед. Для этого делали куклу-оберег. И делали их с большой любовью.
В. А какие вы знаете обереги? Подойдите к нашему мини-музею и покажите обереговые куклы.
Д. Называют и показывают кукол. (Десятиручка, Ангелочек, Колокольчик, Кубышка-травница, Утешница, Малышок-голышок, Вепская).
В. Расскажите теперь об игровых куклах.
Д. Игровыми куклами играли. Такая кукла была у всех детей. Играя в эти куклы придумывали разные сказки и показывали спектакли.
В. А какие игровые куклы вы знаете? Покажите нам.
Д. Малышок-голышок, Девка-Баба, Бабочка, Зайчик на пальчик, Столбушка.
В. Какие знаете обрядовые куклы?
Д. Масленица, Кувадка, Неразлучники, Отдарок-на-подарок, Крупеничка, Пеленашка.
В. А почему эти куклы называются обрядовые?
Д. Они считаются символом праздника. Их наряжали, водили с ними хоровод, затевали игры. Пели песни.
В. Ребята, а почему у этих кукол нет лица?
Д. Раньше верили во все нечистые силы и поэтому боялись, если нарисовать лицо, то может вселится злой дух.
В. А как называют кукол без лица?
Д. Куклу без лица называют безликой.
В. Ребята, а какие вы знаете старинные имена?
Д. Иван, Варвара, Василиса, Елена,. Маланья.
В. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру "Маланья".
Дети встают в круг и выбирают водящего, он говорит слова:
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке,
Семь сыновей, все без бровей,
Вот с такими усами,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такой бородой,
Вот с такой головой,
Они пили, ели, на Маланью все глядели
И все делали вот так. (ведущий показывает любое движение, а дети за ним повторяют).
В. А теперь я приглашаю вас в нашу мастерскую к нашим родителям. (Дети садятся рядом со своими родителями). Мы сегодня с вами будем делать обереговую куклу "Колокольчик". А прежде чем ее делать давайте вспомним правила изготовления куклы-оберега.
Д. Ее делают по доброй воле, нужно думать о человеке кому делаешь ее, оберег не делается для себя.
В. А сейчас я вам расскажу и покажу, как мы будем делать куклу "Колокольчик", а родители нам с вами помогут.
Ход работы:
У каждого на столе лежит схема изготовления куклы. Звучит тихая русская народная музыка.
1. Берем синтепон (вату или ветошь) и скатываем в шарик.
2. Привязываем к шарику колокольчик на ниточке.
3. Этот шарик из синтепона кладем в центр большого круга и обвязываем его.
4. Получилась первая (самая нижняя) юбочка. А внутри-звонкий колокольчик. (Желательно, чтобы нижняя юбочка была из более плотной ткани, так как это опора - на ней и будет "стоять" куколка).
5. Теперь берем круг поменьше, также ровно надеваем и обвязываем. Вот и вторая юбочка получилась.
6. В ход идет самый маленький кружок ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем. Вот и готова третья юбочка.
7. Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.
8. Прикладываем сложенный таким способом белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1см подгиба. При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.
9. Для того чтобы получились ручки надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты - нитками примерно 1см от края.
10. Надеваем на голову очелье (повойник) - цветную тесемку вокруг головы.
11. Теперь повязываем косынку под руками.
Итог:
В. Мастер-класс подошел к концу. У всех получились разные, интересные, неповторимые куклы. Уже упоминалось о том, что эта кукла веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.
Мы желаем Вам всего хорошего!
Надеемся наш мастер-класс вам понравился.
И в заключении, мы хотим подарить Вам памятки по изготовлению куклы-кувадки. Она проста в изготовлении, попробуйте сделать ее вместе с ребятишками дома.
Спасибо!