онянова юлия
«Математическая игротека» Разработка дидактического материала.
▼ Скачать + Заказать документы
В ходе современных преобразований экономики и культуры, совершенствования социальных и политических отношений необычайно актуализируется умственное воспитание человека как высшей ценности общества. Наряду с общеобразовательной школой, которой принадлежит ведущая роль в развитии учащихся, возрастающее значение в осуществлении указанных задач приобретают дошкольные учреждения. Реализация педагогической системы стимулирования познавательной активности в обучении имеет определяющее значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания дошкольников.
Публикация «„Математическая игротека“ Разработка дидактического материала,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Между тем стимулирование познавательной активности в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста по-прежнему остаё тся еще в полной мере неопределенным:
• во-первых, потому, что она не является составной частью теории дошкольного воспитания, а, значит, и не воплощается в самой литературе;
• во-вторых, в частных методиках, так же как и в дидактике, эти средства стимулирования познавательной активности в обучении не рассматриваются как играющие особую роль в системе обучения.
Отсутствие научно обоснованных рекомендаций реализации педагогической системы стимулирования познавательной активности вызывает затруднения в их применении.
Анализ существующей практики работы позволил установить, что в процессе обучения детей только эпизодически ставится педагогическая задача, направленная на стимулирование познавательной активности, на формирование самостоятельности, инициативности и целеустремленности в познавательной деятельности.
В этой связи возникает потребность в построении педагогической системы стимулирования познавательной активности детей дошкольного возраста и условий ее реализации.
Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Одной из форм организации познавательной деятельности дошкольников выступает «Математическая игротека». Именно игровая, поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.
По этой причине наибольшее внимание при организации «Математической игротеки» уделяется тренировке и развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Использование игротеки в педагогическом процессе позволяет расширить игровую деятельность с детьми, организованную взрослым или самостоятельно, снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.
Цель: Активизация самостоятельной познавательной деятельности детей, закрепление, конкретизация и расширение математических знаний, развитие произвольности психических процессов через дидактические игры и упражнения.
Задачи:
1. Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь, способствует проявлению творческих способностей.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
3. Расширение перспектив познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
Целенаправленное использование математической игротеки в педагогическом процессе будет способствовать:
• развитию интеллекта в дошкольном возрасте,
• более быстрому запоминанию материала,
• развитию уверенности в собственных силах,
• легкой адаптации в новой обстановке.
В игротеке планируются разные виды деятельности детей. Здесь созданы условия для работы с познавательной литературой, для продуктивных видов деятельности, дидактических и настольных игр и подвижной деятельности.
Познавательная литература.
Этот раздел включает в себя книги, энциклопедии, тетради на печатной основе, плакаты, коллажи, числовые фризы.
Дидактические игры.
Этот раздел включает в себя дидактические и настольно-печатные игры, игровые панно (магнитные, бумажные и т. п., оборудование для экспериментальной и практической деятельности.
Подвижные игры.
Этот раздел включает в себя различный спортивный инвентарь и оборудование для подвижных игр (мячи, обручи, скакалки, игры «Городки», «Кольцеброс», «Дартс»).
Имеется оборудование для продуктивных видов деятельности: карандаши, краски, пластилин, фломастеры, бросовый материал. Все материалы снабжены пояснительными записками, которые направляют деятельность детей. В пояснительных записках даются описания правил игр, лаконичная познавательная информация, задания и упражнения; вопросы. Записки крепятся рядом с экспонатами, вкладываются в игры и пр. Задания представлены в виде символов и печатным текстом с ориентировкой на разный уровень развития детей. Печатный шрифт – не менее 6 мм в высоту.
При организации игротеки продуманы разные виды активности детей. Созданы условия для развивающих дидактических игр, для работы с книгой, для практической деятельности дошкольников (материалы для изодеятельности); двигательной деятельности.
Главный принцип работы игротеки заключается в том, что представленные в ней материалы находятся в полном распоряжении детей. Взрослый выступает в роли наблюдателя и «научного консультанта».
Содержание своей работы в игротеке дети определяют самостоятельно, при помощи карточки. Работа с символами также способствует развитию произвольности психических процессов.
Для эффективного развития познавательной активности воспитанников весь дидактический материал соответствует следующим условиям:
• дидактические игры отражают основное содержание учебного процесса, способствуют приобретению и отработке детьми теоретических знаний, практических умений и навыков;
• игры направлены на развитие мыслительной деятельности, имеют проблемную направленность, основаны на свободном творчестве и самодеятельности детей;
• в играх присутствует элемент соревнования между командами или отдельными участниками, продумывается учет и контроль результатов соревнования, их открытость, ясность, объективность и справедливость.
Материал игротеки располагается в доступном для детей месте. Лучше всего каждую игру поместить в коробку. Наряду с внешней эстетикой при создании дидактических игр учитывается соблюдение принципов:
1. Учет возрастных особенностей.
2. Посильность и доступность.
3. Многофункциональность.
Дидактические пособия в игротеке подобраны в соответствии с темами:
1. В мире чисел и цифр.
2. Геометрические фигуры.
3. Путешествие во времени.
4. В мире измерений.
Организация работы с детьми в математической игротеке делится на три этапа.
I этап – знакомство с игротекой. Сюда входит знакомство детей с самой игротекой, с её экспонатами (книгами, играми, различными материалами и инструментами, с правилами посещения и работы (посещать игротеку можно одному или с 1 – 4 товарищами, обучение работе с карточками и символами (все материалы игротеки снабжены пояснительными записками, которые направляют деятельность детей).
II этап – самостоятельная деятельность в игротеке. Придя в игротеку, дети сами определяют, кто, чем займётся, воспитатель выступает в роли наблюдателя и «научного консультанта».
Игровое содержание имеет разные уровни сложности:
а) работа по готовому образцу и чётким правилам
б) работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
в) работа по собственному замыслу (просто человека).
III этап – посещение игротеки с родителями. Для этого необходимо выделить определённые дни и время. Такие посещения имеют особое значение в развитии ребёнка, в формировании положительных взаимоотношений между ребёнком и его близкими. Дети выступают в роли консультантов, они поясняют, комментируют, демонстрируют свои знания именно близким людям. А родители имеют возможность оценить знания своего ребёнка, увидеть его предпочтения и интересы. Работа над каждой темой идет до трёх месяцев.
Анализ результатов в начале и конце работы проводился по методике «Выбор учебных заданий» Н. В. Пророк из книги Э. А. Баранова «Диагностика познавательного интереса».
Данные материалы могут быть использованы:
• педагогами, работающими по любой программе, так как не затрагивают учебный процесс;
• в работе с неорганизованными детьми;
• родителями;
• педагогами дополнительного образования.
В дальнейшем содержание может быть расширено средствами других тем, других направлений развития детей дошкольного возраста.
Дидактический материал
ТЕМА: «В МИРЕ ЧИСЕЛ И ЦИФР».
Задачи:
1. Закреплять, расширять и конкретизировать имеющиеся и получаемые детьми математические знания.
2. Совершенствовать навыки счёта, вычислительные навыки; умение сравнивать; закреплять знания арифметических действий: сложения и вычитания.
3. Развивать произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и др.
4. Организовать взаимодействие педагогов, детей и родителей.
Материалы :
1. Познавательная литература:
«Букварёнок» Г. Юдин;
Энциклопедии: «Математика», «Математика для малышей», «Логика».
2. Дидактические пособия на закрепление навыков счё та:
«Весёлые цифры», «Математическое лото», «Числовые домики»,
«Сложи узор», мозаики, магнитные цифры, числовые фризы.
3. Дидактические пособия на совершенствование вычислительных навыков:
«Вычислительные пазлы», «Умные числа», «Счётовозик», «Вычислительная машина», счёты, калькулятор.
4. Материалы для практической деятельности:
Счётные палочки, камешки, ракушки, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, картон, цветные карандаши, фломастеры, тетради на печатной основе, карточки с занимательным материалом, раскраски, ручки.
РАБОТА ПО ТЕМЕ:
1. Рассматривание коллекций цифр и числовых фризов.
Пояснительная записка: «Ты уже знаешь все цифры от 1 до 9 и умеешь считать. Рассмотри все цифры, выложи их по порядку. Посчитай в прямом и обратном порядке». «Ты уже умеешь считать и знаешь все цифры от 1 до 9. Посчитай предметы на картинках, назови сколько их».
2. Дидактическая игра «Числовые домики».
Пояснительная записка: «Ты уже умеешь сравнивать числа, знаешь, что небольшие числа могут объединяться вместе и превращаться в большие числа. При помощи этой игры ты можешь узнать состав чисел 6, 7, 8, 9 и 10, а также она поможет тебе лучше узнавать знаки: <, >, =».
3. Дидактические игры «Вычислительные пазлы».
Пояснительная записка: «Ты уже умеешь решать примеры на сложение и вычитание. Эти игры помогут тебе научиться решать примеры ещё лучше. Помоги Илье Муромцу сосчитать яблоки, а 10 негритятам собраться вместе».
4. Дидактическое пособие «Сложи узор».
Пояснительная записка: «Эти веселые кубики помогут тебе развить своё внимание, воображение, сообразительность и логическое мышление. Выбери себе узор на карточке и попробуй сложить его из кубиков. Ещё ты можешь с кем-нибудь посоревноваться. Ты можешь придумать свой узор и зарисовать его на карточку».
5. Дидактическое пособие «Отгадай-ка».
Пояснительная записка: «Это занимательная игра – «Отгадай-ка». В ней находятся разные карточки с заданиями. Рассматривай карточки по одной и выполняй то, что на них написано. Эта игра поможет тебе развить своё внимание, память и логическое мышление».
6. Познавательная литература:
«Букварёнок» Г. Юдин, энциклопедии: «Логика», «Математика».
Пояснительная записка: «Людям очень давно понадобилось умение считать. Как считали древние люди? Как появились первые цифры? Какими цифрами пользовались разные народы? Всё это и многое другое ты можешь найти в этих книгах. Ты даже можешь найти в них разные игры и поиграть».
7. Практическая деятельность с камешками, ракушками, верёвочками с узелками.
Пояснительная записка: «Ты уже знаешь, как считали древние люди. Представь себя древним человеком, который не знает, как писать цифры и посчитай на этих камешках, ракушках или верёвочках».
8. Практическая деятельность со счётами.
Пояснительная записка: «Это счёты. С их помощью ты можешь решать примеры на сложение и вычитание.
Реши: 2 + 1 = 3 + 1 = 4 – 1 = 5 – 1 =
2 + 2 = 3 + 3 = 4 – 2 = 5 – 3 =
2 + 3 = 3 + 4 = 6 – 3 = 7 – 2 =
9. Практическая деятельность с калькулятором.
Пояснительная записка: «Люди старались облегчить себе жизнь и придумали калькулятор. Эта небольшая вычислительная машина помогает людям выполнять вычислительные действия. Ты тоже можешь воспользоваться ею и решить с её помощью примеры:
2 + 2 = 4 + 2 = 6 + 1 = 8 + 1 =
3 + 3 = 5 + 2 = 7 + 1 = 9 + 1 =
10. Игра «Мозаика».
Пояснительная записка: «Игра – мозаика. Воспользуйся ею, чтобы повторить цифры, математические знаки, вспомнить прямой и обратный счёт».
11. Дидактическое пособие «Счётные палочки».
Пояснительная записка: «Это счётные палочки. Счётными их назвали потому, что они помогают нам считать. А ещё они могу научить нас думать и рассуждать. Выполни с палочками следующие задания:
Составь 2 равных треугольника из 5 палочек
Составь 2 равных квадрата из 7 палочек
Составь 3 равных треугольника из 7 палочек
Из 5 палочек составь квадрат и 2 равных треугольника».
12. Материалы для практической деятельности: пластилин, цветные карандаши, цветная бумага, картон, ножницы и др.
Пояснительные записки: «Цифры можно не только писать, их можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги. Обведи трафарет любой цифры и раскрась, как ты хочешь».
«Цифры можно не только писать, их можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги. Возьми пластилин и вылепи свою любимую цифру».
«Цифры можно не только писать, их можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги. Обведи трафарет любой цифры, раскрась, как ты хочешь, вырежи и наклей».
13. Занимательный материал на печатной основе «Раскрась по цифрам», «Соедини цифры по порядку» и др.
Пояснительная записка: «Если ты возьмёшь цветные карандаши и раскрасишь картинки тем цветом, который стоит рядом с цифрой, то увидишь что-то интересное».
«Если ты соединишь цифры по порядку, то увидишь, кто пришёл к тебе в гости».
14. Игра «Не скажу!»
Пояснительная записка: «Возьми несколько друзей сядьте в круг и, перебрасывая друг другу мяч, называете при этом числа по порядку, но вместо начетных чисел говорят «не скажу! Например: не скажу, 2, не скажу, 4, не скажу, 6… Кто ошибся, пропускает ход».
15. Игра «Быстро занять места!»
Пояснительная записка: «Берёшь несколько друзей, выбираете водящего, разбегаетесь по всей площадке, собирая на полу жетончики с номерами. Водящий произносит команду: «Быстро занять места!» Все спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку.
Усложнение: по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные».
16. Игра «Передай кубик»
Пояснительная записка: «Берёшь несколько друзей, выбираете водящего, по сигналу водящего кубик передается каждому участнику по очереди, с называнием чисел по порядку, пока не возвратится обратно к первому участнику. Затем точно так же передают кубик с называнием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число».
17. Игра «Сколько нас без одного?»
Пояснительная записка: «Посчитайтесь, сколько вас всего играет. Нас семь - говорит последний. «Один ушёл (уходит). Сколько осталось?» Все дети должны ответить: «Шесть». Шестой говорит: «Нас шесть. Один ушел (уходит)».
ТЕМА: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ».
Задачи:
1. Способствовать освоению детьми обобщений.
2. Устанавливать связи и зависимости групп фигур; связи преобразования, видоизменения; отношения равенства и неравенства, упорядоченности.
3. Оперировать знаковыми системами и схематическими изображениями.
4. Способствовать систематизации детских представлений в процессе упражнений на классификацию, сериацию при практическом изготовлении геометрических форм.
5. Развивать умение составлять творческие экспозиции, отражая по-своему гармонию мира в цвете, разнообразии форм, пространственном размещении, сочетании и пропорциях.
Материалы :
1. Познавательная литература: энциклопедии: «Математика», «Математика для малышей», «Логика». «Геометрия для малышей», «Логика», «Математика».
2. Дидактические пособия на закрепление знаний о геометрических фигурах: «Танграмм», «Магнитная мозаика», «Геометрическая мазайка», «Сложи узор», головоломка «Треугольник», «Кубик». мозаики, магнитные цифры, числовые фризы.
3. Материалы для практической деятельности: счётные палочки, камешки, ракушки, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, картон, цветные карандаши, фломастеры, тетради на печатной основе, карточки с занимательным материалом, раскраски, ручки.
РАБОТА ПО ТЕМЕ:
1. Практическая деятельность с геометрическими фигурами. Плоскостные геометрические фигуры и объёмные геометрические тела.
Пояснительная записка: «Возьми геометрические фигуры и геометрические тела. Рассмотри их. Вспомни их названия. На какие предметы они похожи. Чем они отличаются фигуры и тела».
2. Игра «Танграм».
Пояснительная записка: «Это игра – головоломка. Она состоит из квадрата, разрезанного на несколько геометрических фигур: треугольники, квадраты, прямоугольники, четырёхугольники. Если их выкладывать по образцам, то можно получить изображения разных предметов или животных. Ты даже можешь сам придумать изображение и зарисовать его на листочек для других детей».
3. Практическая деятельность. «Счетные палочки».
Пояснительная записка: «Ты уже знаком со счётными палочками. Счётными их назвали потому, что они помогают нам считать. А ещё они могу научить нас думать и рассуждать. Выполни с палочками следующие задания:
• Составь 2 равных треугольника из 5 палочек
• Составь 2 равных квадрата из 7 палочек
• Составь 3 равных треугольника из 7 палочек
Из 5 палочек составь квадрат и 2 равных треугольника».
4. Игра «Магнитная мозаика».
Пояснительная записка: «Все детали этой мозаики – маленькие разноцветные квадратики с магнитами. Если их выкладывать по образцам, то можно получить изображения разных предметов или животных. Ты даже можешь сам придумать изображение и зарисовать его на листочек для других детей».
5. Игра «Геометрическое лото».
Пояснительная записка: «Чтобы поиграть в геометрическое лото, пригласи товарища. Возьмите карточки с геометрическими фигурами. Выберете ведущего. Ведущий показывает фигуру. Тот, у кого эта фигура есть на карточке называет её и кладет на свою карточку. Кто первый соберёт все фигуры на своей карточке, тот выиграл».
6. Практическая деятельность «Геометрический конструктор».
Пояснительная записка: «Этот конструктор состоит из разноцветных кругов, треугольников и ромбов. Если соединять их между собой, то получатся разные интересные фигуры. Попробуй, а что получится у тебя?»
7. Игра «Сложи узор».
Пояснительная записка: «Эти веселые кубики помогут тебе развить своё внимание, воображение, сообразительность и логическое мышление. Выбери себе узор на карточке и попробуй сложить его из кубиков.
Ещё ты можешь с кем-нибудь посоревноваться.
Ты можешь придумать свой узор и зарисовать его на карточку».
8. Головоломка «Треугольник», «Кубик».
Пояснительная записка: «Это головоломка, от слов «ломать голову», значит думать над чем–то трудным. Нужно поворачивать части куба или пирамиды так, чтобы вся грань стала одного цвета. Это очень трудное задание, но ты с ним обязательно справишься».
9. Познавательная литература:
«Геометрия для малышей», «Логика», «Математика».
Пояснительная записка: «В этих интересных и умных книжках ты найдёшь разные истории о геометрических фигурах и телах. Узнаешь, откуда взялись их названия, и даже можешь прочитать о них стихи».
10. Спортивная игра «Городки».
Пояснительная записка: «Это очень старая и интересная игра. Состоит она в том, что из нескольких маленьких цилиндров нужно построить фигуру. Затем нужно взять биту и с расстояния сбить эту фигуру. Каждому игроку даётся две попытки».
11. Подвижная игра «1,2,3, к названной фигуре беги».
Пояснительная записка: «Чтобы сыграть в эту игру, пригласи товарищей. Выберете по считалке ведущего. Ведущий раскладывает на полу геометрические фигуры разного цвета. По сигналу ведущего: «1, 2, 3, к зелёному кругу беги!», все игроки бегут к названной фигуре и т. д.».
12. Игры-задания с физкультурным инвентарём.
Пояснительная записка: «Найди предмет, похожий на шар. Подбрось его 6 раз. Найди предмет, похожий на окружность. Покрути его 10 раз. Выложи из верёвки треугольник и впрыгни и выпрыгни 5 раз».
13. Материалы для практической деятельности: пластилин, цветные карандаши, цветная бумага, картон, ножницы и др.
Пояснительные записки: «Фигуры можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги. Обведи трафарет любой фигуры и раскрась, как ты хочешь или составь узор из фигур и раскрась его».
«Фигуры можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги. Возьми пластилин и вылепи свою любимую фигуру».
«Фигуры можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги.
Обведи трафарет любой фигуры, раскрась, как ты хочешь, вырежи и наклей».
14. Практическая деятельность «Маленький дизайнер»
Пояснительная записка:
• «Составь орнамент паркета только из треугольников»
• «Составь орнамент из кругов»
• «Составь орнамент паркета только из четырёхугольников»
15. Практическая деятельность «Геометрия вокруг нас»
Пояснительная записка:
• «Найди геометрические фигуры на картине»
• «Составь картину из фигур»
• «Нарисуй картину из фигур»
16. Практическая деятельность «Что получилось?»
Пояснительная записка: «Сложи бумажную салфетку пополам (вчетверо, отрежь угол, Что получилось?
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ».
Задачи:
1. Развивать умение понимать отношения временных последовательностей.
2. Совершенствовать навыки установления временных последовательностей.
3. Развивать умение устанавливать взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира.
Материалы :
1. Познавательная литература: В. И. Даль «Старик-годовик», Г. Юдин «Букварёнок», Э. Прати «Времена года», Кожевников А. Ю. Тихонова Т. Б. Жукова О. С. «Книга про время»
2. Дидактические пособия : календари, численник, модель времени года, часы песочные с разной длительностью времени, электронные, водные, механические, модели часов, модели последовательностей,
3. Материалы для практической деятельности: счётные палочки, камешки, ракушки, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, картон, цветные карандаши, фломастеры, тетради на печатной основе, карточки с занимательным материалом, раскраски, ручки
РАБОТА ПО ТЕМЕ:
1. Практическая деятельность «Переживание времени»
Пояснительная записка: «Возьми песочные часы длительностью 1 минута, переверни их. Пока сыплется песок, попробуй сделать постройку из конструктора. Возьми песочные часы длительностью 3 минуты, переверни их. Пока сыплется песок, сделай другую постройку из конструктора. Что ты заметил?»
2. Практическая деятельность «Что ты успеешь сделать за одну минуту?»
Пояснительная записка: «Возьми песочные часы длительностью 1 минута, переверни их. Посмотри, сколько дел ты сможешь сделать за одну минуту».
3. Игра «Когда это бывает?»
Пояснительная записка: «Данные изображения разных времён года перепутались. Определи их очерёдность и назови время года».
4. Игра «Временная последовательность»
Пояснительная записка: «Последовательность определяет строгий порядок одного за другим и его нельзя нарушать. Воспроизведи рост растения с помощью символов».
«Найди ошибку в последовательности рост и взросления ребёнка»
5. Практическая деятельность «Мой день»
Пояснительная записка: «С помощью изобразительных средств и символов составь распорядок дня на завтра»
6. Продуктивная деятельность «Волшебная картинка»
Пояснительная записка: «Если ты возьмёшь цветные карандаши и раскрасишь картинки тем цветом, который стоит рядом с цифрой, то увидишь что-то интересное».
7. Познавательная литература
Г. Юдин «Букварёнок»
Пояснительная записка: «Людям очень давно понадобилось умение измерять время. Как древние люди узнавали время? Какие были первые часы? Всё это и многое другое ты можешь найти в этих книгах. Ты даже можешь найти в них разные игры и поиграть».
8. Подвижная игра «Лови-назови»
Пояснительная записка: «Перебрасывая мяч, друг другу, говорим: «Зима, а за нею?», «Перебрасывая мяч, друг другу, говорим: «Январь, а за ним?».
9. Подвижная игра «Эстафета»
Пояснительная записка: «Передавая палочку из рук в руки, быстро называем признаки зимы, весны, лета, осени».
10. Практическая деятельность «Фотографии по порядку»
Пояснительная записка: «Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других? Пронумеруй эти фотографии в том порядке, в котором их делали».
«Найди в семейном архиве фотографии своих родственников в младенчестве,
детстве, юности, в зрелые годы, в старости. Оформи семейный
альбом – расположи фотографии по порядку»
11. Логические задания «Ответь на вопросы»
Пояснительная записка:
• «Ане 5 лет, а Тима младше её на 4 лет. Сколько лет Тиме?»
• «Это Вася и Наташа. Васе 15 лет. А Наташе 4 года. Кто младше? Кто старше? Сколько лет было в прошлом году Наташе? Сколько лет будет в будущем году Васе?»
• «Даше 5 лет, а Надя старше её на 5 лет. Сколько лет Наде?»
ТЕМА: «В МИРЕ ИЗМЕРЕНИЙ».
Задачи:
1. Закреплять, расширять и конкретизировать имеющиеся и получаемые детьми знания о процедурах измерения разных величин: длины, веса, объёма, температуры.
2. Совершенствовать представления о приборах и инструментах для измерения разных величин; о разных единицах измерения и величинах, которые в них измеряются; закреплять умения определять путём измерения длину, вес, объём, температуру.
3. Развивать произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и др.
4. Организовать взаимодействие педагогов, детей и родителей.
Материалы :
1. Познавательная литература: «Букварёнок» Г. Юдин; Энциклопедии: «Математика», «Математика в картинках», «Логика», «Развиваем мышление».
2. Дидактические пособия : «Противоположности», «Моя математика», весы, безмен, ростомер, сантиметровая лента, водный термометр, модель термометра, мерные стаканы на 1л, 250мл, линейки на 15см, 20см, 30см.
3. Материалы для практической деятельности: счётные палочки, камешки, ракушки, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, картон, цветные карандаши, фломастеры, тетради на печатной основе, карточки с занимательным материалом, раскраски, ручки.
РАБОТА ПО ТЕМЕ:
1. Познавательная литература.
Энциклопедии: «Математика», «Математика в картинках», «Логика», «Развиваем мышление».
Пояснительная записка: «В этих интересных и умных книжках ты найдёшь разные истории о том, как можно измерять разные предметы. Как их можно сравнивать: по длине, массе, объёму. Какими специальными инструментами нужно пользоваться для измерения длины, массы, объёма».
2. Практическая деятельность «Измерение длины»
Пояснительная записка: «Измерять длину можно при помощи линейки. На линейке есть деления с цифрами – это шкала. Шкала есть у всех приборов для измерения. Основной единицей измерения длины является сантиметр. Цифры на линейке показывают сколько сантиметров. Измерь при помощи линейки
карандаш, фломастер, ручку. Сравни, у какого предмета длина больше».
3. Практическая деятельность «Измерение длины»
Пояснительная записка: «Измерять длину по кривой – например, обхват талии или головы, можно при помощи сантиметровой ленты. На этой ленте есть деления с цифрами – это шкала. Шкала есть у всех приборов для измерения. Основной единицей измерения длины является сантиметр. Цифры на ленте показывают сколько сантиметров. Измерь при помощи сантиметровой ленты обхват талии и окружность головы, сравни, что больше, где мы это можем применить».
4. Практическая деятельность «Измерение роста»
Пояснительная записка: «Измерять рост можно при помощи ростомера. На ростомере есть деления с цифрами – это шкала. Шкала есть у всех приборов для измерения. Основной единицей измерения длины является сантиметр. Цифры на ростомере показывают, сколько сантиметров рост. Измерь при помощи ростомера свой рост. Пригласи 2 товарищей, и сравните, чей рост больше».
5. Практическая деятельность «Измерение веса»
Пояснительная записка: «Для измерения веса пользуются специальным прибором, который называется весы. Единицей измерения веса является 1килограмм. Весы бывают с чашами, у которых есть стрелка со шкалой, безмен, напольные электронные весы. Рассмотри их и подумай:
на каких весах лучше измерить вес кубика;
на каких весах лучше измерить вес сумки;
на каких весах лучше измерить свой вес».
6. Практическая деятельность «Измерение объёма»
Пояснительная записка: «Жидкие и сыпучие продукты не измеришь в длину. Зато можно узнать их объём. Объём – это сколько места они занимают в пространстве. Основной единицей измерения объёма в обычной жизни является литр. Для измерения объёмов используют специальные мерные стаканы и кружки со шкалой. Налей в ведро 2л; 3л воды; сравни по объёму банки ведёрки».
7. Практическая деятельность «Измерение температуры»
Пояснительная записка: «Чтобы узнать холодно или тепло, больны мы или здоровы, мы измеряем температуру. Для измерения температуры пользуются специальным прибором, который называется термометр или градусник. Основной единицей измерения температуры является градус.
Сколько градусов сегодня на улице?
Сколько градусов в комнате? Где теплее? Холоднее?
Измерь температуру воды в аквариуме».
8. Дидактическое пособие : «Противоположности»
Пояснительная записка: «Эта игра поможет тебе запомнить противоположные значения. Возьми картинки и разложи их по парам. Например: грязный – чистый, холодный – горячий, высокий – низкий. Можешь пригласить друга
и вы поиграете вдвоём».
9. Материалы для практической деятельности: пластилин, цветные карандаши, цветная бумага, картон, ножницы и др.
Пояснительная записка:
• «Нарежь полоски из цветной бумаги или картона разной длины и измерь их длину при помощи линейки. Найди самую длинную и укрась её».
• «Вылепи из пластилина колбаски разной длины. Измерь их длину при помощи линейки. Узнай при помощи весов, что тяжелее колбаски из пластилина или полоски из бумаги».
• «При помощи ножниц, картона и карандашей сделай свою линейку».
• «При помощи ножниц, картона и карандашей сделай свой термометр».
10. Спортивная игра «Городки».
Пояснительная записка: «Это очень старая и интересная игра. Состоит она в том, что из нескольких маленьких цилиндров нужно построить фигуру. Затем нужно взять сантиметровую ленту и отмерить расстояние в 100см (1метр). Взять биту и с расстояния сбить эту фигуру. Каждому игроку даётся две попытки».
11. Игры-задания с физкультурным инвентарём.
Пояснительная записка:
• «Возьми 2 кегли. При помощи сантиметровой ленты отмерь расстояние 100см (1метр) от одной кегли до другой. Встань возле первой и попробуй допрыгнуть до второй».
• «Возьми 2 кегли. При помощи сантиметровой ленты отмерь расстояние
150см. Отметь это расстояние верёвкой. Возьми мяч и попробуй сбить кегли».
• «Отмерь расстояние 150см, поставь корзину и попробуй попасть в корзину мячом».
• «Взвесь на весах мяч и мешочек с песком. Что тяжелее? Что легче?
Взвесь на весах мяч и кеглю. Что тяжелее? Что легче?»
• «Измерь при помощи сантиметровой ленты скакалку и прыгни через неё 10 раз».