Яна Федоровых
«Математика и экономика для старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Математика и экономика для старших дошкольников»
Необходимость приобщения дошкольников к экономике связано с тем, что им предстоит жить в ХХI веке с его сложными социальными и экономическими взаимоотношениями. Знакомство детей с основами экономики поможет сформировать у них деловые качества, разовьет навыки ориентации в реальной жизни, в происходящих событиях.
Публикация «„Математика и экономика для старших дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Приобщение старших дошкольников к миру экономики происходит в процессе реализации задач разных образовательных областей:
-образовательная область «Социализация» предусматривает формирование у детей представлений о семейном бюджете и финансовом положении семьи, формирование начальных представлений об экономике своего города и страны, знакомство с валютой как денежной единицей разных стран;
-в содержание образовательной области «Труд» включено приобщение детей к труду взрослых, формирование представлений о труде как важнейшей социально значимой деятельности человека, о рациональном и расчетливом отношении к ресурсам, из которых изготовляется любой предмет. Профессор Анна Демьяновна Шатова полагает, что смысл работы по экономическому воспитанию со стоит именно в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, облагораживающему жизнь. Важно показать и связь понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают. Их получают за труд;
-в образовательную область «Чтение художественной литературы» мы включаем чтение народных сказок и авторских произведений или отрывков из них с экономическим содержанием, знакомство с пословицами и поговорками о деньках, доходах, бережливости, трудолюбии, отгадывание загадок;
-при реализации задач образовательной области «Художественное творчество» дети изготавливают игровые деньги, лотерейные билеты, товарные знаки, варианты упаковок для товаров, рисуют для самодельных книжек и альбомов, лепят «товары» на продажу, создают рекламные проспекты;
-задачи образовательной области «Коммуникация» решаются в процессе всего воспитательно-образовательного процесса. В контексте нашей проблемы важно свободное общение с детьми на экономические темы, обогащение словаря специальными терминами, такими как «монета», «купюра», «валюта», «банк», «зарплата», «пенсия», «стипендия», «премия», и другими, а так же развитие грамматического строя речи, диалогической и монологической речи;
-при реализации раздела «Ребенок открывает мир природы» образовательной области «Познание» мы говорим с детьми о рациональном и экономном использовании природных богатств.
Важное место в экономическом воспитании занимает и математическое развитие детей, которое, прежде всего, направлено на освоение ими представлений математического содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает детей средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления - это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Математические знания являются основой развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время, как указывает кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета Августа Алексеевна Смоленцева, ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.
В разделе «Развитие математических представлений» образовательной области «Познание» программы «Детство» прописано, что в старшей группе дети сравнивают монеты по размеру и достоинству набирают и разменивают монеты, подготовительной группе – осуществляют обмен и набор денег, исходя из практической задачи: купить что либо, уровнять, разделить поровну.
Основными приемами в работе с детьми являются решение арифметических задач на сложение и вычитание, логических задач, задач-шуток, экономических кроссвордов, разрешение проблемных ситуаций. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Основная форма экономического воспитания детей – игра. Дети играют в сюжетно-ролевые игры. Где моделируются реальные жизненные ситуации купли-продажи: «Магазин», «Супермаркет», «Рынок», «Банк», «Пункт обмена валюты», «Бюро добрых услуг». В дидактических играх «Обмен денег», «Покупки», «Семейный Бюджет», «Лотерея», «Аукцион», «Валюта», «Домино», «Какое слово лишнее?», «Сравни» уточняются и закрепляются представления о монетах и купюрах, приобретаются умения счета денег, набора размена монет.
В процессе работы с детьми по теме «Бюджет семьи», когда мы говорили о зарплате, пенсии, стипендии, премии, доходе и расходе семьи, у детей формировались умения считать, сравнивать числа, складывать и вычитать, составлять целое из частей, понимать отношения между целым и частью, частями целого. Решить задачу, например: зарплата папы - 10 монет, мамы - 6, пенсия бабушки и дедушки - по 2 монеты. Сколько монет составит доход семьи? А если мама или папа получат премию, доход семьи увеличится или уменьшится?
Беседуя с детьми о расходах семьи, уточнять, что расходы бывают обязательными и основными и несновными и необязательными. Квартплата, лекарства, поход в цирк, мороженое. Говоря с детьми о расходах, подводим их к пониманию того, что расходы - это траты на удовлетворения потребностей, нужд человека, и они должны быть разумными, Деньги надо беречь, экономить, не расходовать по пустякам.
При изучении темы " Деньги и цена" дети производят операции с монетами разного достоинства размен и замену денег, а так же считали и сравнивали числа и количество. Надо рассказать о том, что деньги бывают бумажные (купюры) и металлические (монеты, рассуждать с детьми о достоинствах и недостатках тех и других денежных знаков, о бережном обращении с ними. Сравнить сколько можно купить "Чупа-Чупсов" на 2 рубля, 10 рублей и 20 рублей.
Темы " Прибыль и долг", "Копилка", "Сберегательный банк" предусматривают счет, действия сложения и вычитания, сравнение чисел и количества. Так же надо сказать о том, что люди стараются сделать запасы, накопления денег. Самый надежный способ хранения денег - хранение в банке, он охраняется специальной охраной, а на вложенные деньги идет процент, т. е. прибыль. Решить задачку, например: В банке на счете у зайчика было 8 монет, он снял со счета 5 монет для покупки тележки, сколько денег у зайчика осталось на счете?
Так же можно рассказать детям о купле-продаже и обмене-бартере, в чем отличие. Привести пример: у одного мальчика шоколадка за 10 рублей, а у другого купюра достоинством 10 рублей. Другой пример обмена: у одного наклейка за 2 рубля, а у другого книжка за 5 рублей, какой будет обмен.
Занимаясь по темам " Изобретение денег", "Монетный двор", "Валюта" дети рассматривают настоящие деньги, играют с ненастоящими, сравнивают, считают.
Так выполняя математические задания с экономическим содержанием, ребенок входит в мир элементарных и в то же время важнейших экономических понятий.
Интеграция математики и экономики имеет место в развлечениях и досугах: " Бизнес-клуб", "Ярмарка", интеллектуальных играх, конкурсах "Умники и умнички", КВН-ах, драматизациях народных сказок на новый лад или постановка Корнея Чуковского " Муха-Цокотуха". Конспекты игровых занятий и сценарии развлечений можно найти на страницах учебно-методического пособия "Введение в мир экономики" А. Н. Смоленцевой.
Работа по экономическому содержанию невозможна без участия родителей, ведь первым источником экономических знаний у своего ребенкастановится именно его семья. Поэтому совместная работа педпгогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей. Родители всегда помогут в изготовлении и пополнении необходимого дидактического материала, создании альбомов, книжек-самоделок, поучаствуют в различных групповых развлечениях и расскажут о своей профессии. Ведь именно они совершают с ребенком совместные покупки, вместе отчитывают деньги в магазине. Рассказывают о своих доходах и расходах в семье.
В заключении приведу еще слова Августы Николаевны Смоленцевой: ". экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой".