Надежда Ивановна Важдаева
«Материнская школа» для родителей детей раннего возраста в современных социокультурных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Важдаева Надежда Ивановна, воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад № 229 Сормовского района г. Н. Новгорода
В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.
В прошлое десятилетие в ФЗ -273 Федеральном законе РФ «Об образовании в РФ» говорилось: «Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Публикация «„Материнская школа“ для родителей детей раннего возраста в современных социокультурных условиях» размещена в разделах
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья стремятся к созданию единого пространства развития ребенка. Такой подход заявлен в Федеральных государственных требованиях к дошкольному образованию.
Эта проблема не нова, что подтверждает наш опыт работы, ещё в 1993 году на базе д/с №229 организована группа кратковременного пребывания «Материнская школа» для неорганизованных детей от 1 года до 3 лет. Группа работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ ЦРР – детский сад № 229, которая основывается в данной группе на программу «Кроха».
«Материнская школа» в основу своей жизнедеятельности закладывает те социальные ориентиры и социальный заказ, который определен государством и семьей. Цель работы группы «Материнская школа» : создание условий для адаптации воспитанника к детскому саду и взаимодействие с семьёй в развития личности ребенка.
Задачи работы:
адаптация ребёнка.
оказание консультативной и методической помощи Родителям по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников и подготовка их к пребыванию в детском саду.
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое и физическое развитие воспитанников;
воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий воспитанников;
взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития воспитанников;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников.
Деятельность группы регулируют следующие нормативные документы:
Устав.
Закон об образовании.
Нормативные документы МО РФ о группах кратковременного пребывания.
На основании утвержденных Инструкций по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках в нашем детском саду действуют внутренние приказы и распоряжения:
Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей раннего возраста»;
Должностные инструкции воспитателя и младшего воспитателя группы кратковременного пребывания»;
Положение о «Материнской школе»»;
В группе кратковременного пребывания работают: воспитатель, младший воспитатель, педагог психолог и музыкальный руководитель. Все педагоги, работающие с детьми, имеют большой стаж работы и аттестованы на высшую квалификационную категорию.
Разработанная модель группы кратковременного пребывания детей с 1 года до 3 лет отличается режимом деятельности и спецификой взаимодействия с родителями - родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. Прием воспитанников в группу осуществляется на основании следующих документов: заявления родителей (законных представителей, медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, медицинской справки о состоянии здоровья родителей (законных представителей, и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Режим пребывания воспитанников определяется графиком. График (время пребывания) предусматривает списочный состав подгрупп воспитанников, который составляется с учетом желания родителей (законных представителей) и психо – физиологических особенностей ребенка:
с 8 ч. 30 мин до 12ч. 00 мин. ;
с 12 ч. 20 мин до 15 ч. 50 минут.
При первой встрече родителей знакомят с Уставом МБДОУ, лицензией, со свидетельством гос. регистрации юридического лица, основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ, с Положением о группе кратковременного пребывания «Материнская школа», где поставлены цели и задачи и раскрыты особенности организации деятельности данной группы. Далее составляется Договор с родителями, в котором раскрыты права и обязанности сторон.
В первый месяц адаптации на основании анкетирования, бесед, наблюдений выявляется социальный портрет семьи, здоровье ребёнка, домашний режим, особенности воспитания, интересы и привязанности ребенка. Это помогает реализовать индивидуально – дифференцированный подход к детям и родителям при организации образовательного процесса.
Участвуя в педагогическом процессе, родитель становится субъектом педагогической деятельности. Наблюдение за обследованием, диагностикой ребенка, прослеживание динамики развития своего малыша, присутствие на НОД и участие в них, развивает мотивационную сферу мамы. Наблюдая за действиями педагога во время дидактических игр, НОД, родители приобщаются к педагогической культуре, повышается их педагогический опыт. Если мама овладела практическими способами организации игр, дидактических упражнений, она сможет не только активно участвовать в группе, но и повторить его дома, что позволит быстрее добиться положительного результата. А если мама научилась играть, петь песенки, завлекать ребенка деятельностью, то возрастет интерес малыша, желание заниматься и соответственно быстрее достигнется результат.
Специфика «Материнской школы» еще в том, что родители находятся в постоянном общении не только с педагогом и детьми, но и друг с другом. Кто - то из мам привел второго, а то и третьего ребенка в группу, поэтому общение молодых родителей с опытными имеет большое значение в приобретении опыта воспитания. Комфортность и уют способствуют созданию атмосферы дружбы, сотрудничества, взаимопонимания между педагогами и родителями.
Педагоги «Материнской школы» сотрудничают с научными работниками НИРО, как с авторами программы «Кроха», по которой строится работа с детьми и родителями. Статьи о работе «Материнской школы» были напечатаны в журналах «Обруч» и «Управление дошкольного образования» и в издательстве Просвещение.
О работе группы кратковременного пребывания «Материнская школа» МБДОУ делилось опытом на районных методических объединениях специалистов.
Таким образом, взаимодействие с социумом позволяет делиться собственным опытом и знакомится с опытом других.
Эффективность работы группы кратковременного пребывания «Материнская школа» прослеживается в следующем:
Дети легче адаптируются к детскому саду.
Видна отчетливая динамика в развитии каждого ребенка.
Родители становятся субъектом педагогической деятельности и участниками образовательного процесса на последующих этапах развития ребёнка в дошкольных учреждениях.
Создание таких групп отвечает актуальным потребностям родителей.