Получи документы

«Материнская школа» как одно из условий полноценного развития ребенка раннего возраста

Ирина Николаевна Бушуева
«Материнская школа» как одно из условий полноценного развития ребенка раннего возраста

«Материнская школа» - как одно из условий полноценного развития ребенка раннего возраста и успешной адаптации детей к условиям общественного воспитания».

Бушуева И. Н., заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ ЦРР - детский сад № 229 Сормовского района г. Н. Новгорода

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Однако некоторые родители в силу педагогической некомпетентности упускают колоссальные возможности к развитию детей в данном возрасте. Поэтому часто нервно-психическое развитие детей, поступающих в детский сад, не соответствует возрасту, нередко наблюдаются задержки в развитии. Важно так построить жизнь ребенка, чтобы возможности к развитию в этом возрасте могли быть использованы максимально. Поэтому большую роль в развитии ребенка играют близкие ему люди. Создание группы кратковременного пребывания по подготовке детей к поступлению в детский сад и педагогического просвещения родителей помогает решать эти проблемы.

Публикация «„Материнская школа“ как одно из условий полноценного развития ребенка раннего возраста» размещена в разделах

В нашем детском саду группа кратковременного пребывания «Материнская школа» для неорганизованных детей от 1 года до 3 лет функционирует с 1993 года, с 1996 года работает по программе «Кроха».

В соответствии с целью и условиями пребывания мы конкретизировали задачи работы группы кратковременного пребывания:

- Профилактика заболеваний и оздоровление детского организма;

- охрана нервно – психического здоровья ребенка;

- содействие физическому, психическому и личностному развитию личности ребенка при тесном сотрудничестве с семьей;

- педагогическое просвещение родителей, повышение их компетентности в воспитании и понимании развития ребенка;

- адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Для решения задач важно нормативно – правовое обеспечение: «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», Устав, изменения к нему; Закон об образовании; другие нормативные документы МО РФ. На их основе разработаны документы, регламентирующие деятельность группы кратковременного пребывания: «Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей раннего возраста»; «Должностные инструкции воспитателя и младшего воспитателя групп кратковременного пребывания»; «Положение о группе кратковременного пребывания «Материнская школа»»;

Для функционирования группы необходимы дополнительные документы, помогающие организовать правильный педагогический процесс: табель учета ежедневной посещаемости детей, общие сведения о детях и родителях, возрастной список детей, режим, который состоит из организованной, совместной и свободной деятельности; сетка занятий; карта нервно-психического развития каждого ребенка, индивидуальные планы образовательной деятельности на месяц; тетрадь консультаций для педагогов и родителей; тетрадь отзывов родителей о работе группы.

Группа кратковременного пребывания «Материнская школа» состоит из двух блоков: педагогического и медицинского.

Работу педагогического блока, в котором находятся дети и родители обеспечивают следующие кадры: воспитатель; методист; музыкальный руководитель; младший воспитатель. Все педагоги аттестованы на высшую квалификационную категорию, имеют многолетний стаж работы.

Известно, что предметно – развивающая среда существенно влияет на развитие личности ребенка. Поэтому это одно из условий организации работы группы такого типа. Создавая среду «Материнской школы» мы учитывали следующие факторы:

особенности физического и психического развития детей до трех лет.

Требования ООП и ФГТ;

требования программы «Кроха»;

принципы создания развивающей среды, сформулированные в работах (В. А. Петровского, С. Л. Новосёловой и др)

В группе создана естественная, комфортабельная, уютная, рационально организованная обстановка, насыщенная разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом.

Предметно – развивающая среда группы «Материнская школа» едина и условно разделена на 3 миницентра по линиям развития ребенка.

В мини центр познавательного развития входят материалы, игрушки, оборудование по развитию речи; сенсорному воспитанию; конструированию из строительного материала; ознакомлению с природным миром.

В мини центр художественно – эстетического развития входят материалы необходимые для : изобразительной деятельности; музыкальной деятельности; театрализованной деятельности.

В мини цент физического развития входят пособия по развитию основных движений и физических качеств.

Материалы для сюжетно – ролевых, сюжетно - отобразительных, дидактических игр находится на площади всей группы. Эти материалы расположены в местах доступных для детей: на полках, нишах, столах, так чтобы дети, играя, не мешали друг другу. Крупные игрушки располагаются на полу, на нижних полках; мелкие – в доступных местах, так чтобы каждый ребенок мог взять игрушку самостоятельно. Есть в группе и уголок природы. В нем представлены растения и животные соответствующие программе.

Другим условием организации группы кратковременного пребывания является методическая работа –как целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективной реализации задач и повышения качества образования.

Методическая работа направлена на всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) и способствует активизации творческого потенциала педагогов и развитию их творческой деятельности и осуществлению взаимосвязи с родителями в обеспечении непрерывного, гармоничного развития детей.

Реализацию данных задач обеспечивает разносторонний характер

содержания методической работы и разнообразие форм и методов работы с

педагогическими кадрами.

К основным формам методической работы с педагогами «Материнской школы» относятся: Педагогические советы; медико – педсовещания; консультации; семинары, семинары – практикумы; тренинги, деловые игры.

Преследуя задачи всестороннего развития ребенка в условиях кратковременного пребывания, мы сочли возможным организацию специальных НОД по всем областям в количестве, адекватном возможностям возраста. Организуется 10 НОД в неделю. Длительность непосредственно организованной образовательной деятельности (НОД) 8 – 10 минут, что соответствует требованиям СаН Пин.

В условиях группы предпочтительны индивидуальные формы НОД. По мере привыкания возможна организация подгрупповых форм организации. Развлечения, музыкальные НОД, спектакли проводятся фронтально. Педагог часто самостоятельно строит НОД опираясь на предложенные игры, решая поставленные задачи развития. При организации детских видов деятельности реализуется важнейшие принципы основной общеобразовательной программы МБДОУ, в том числе взаимосвязь между ними в решении одних и тех же задач воспитания малышей.

Группа кратковременного пребывания детей отличается спецификой взаимодействия с родителями -родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, и находятся в постоянном общении с детьми и воспитателем в организованной деятельности, в играх, самостоятельной деятельности и режимных моментах. В работе с родителями используются консультации, семинары, беседы, тренинги, деловые игры.

В педагогическом просвещении родителей мы поставили следующие акценты на: различение целей и задач в этом возрасте, ознакомление с содержанием и приемами взаимодействия с детьми, подбор форм организации и методов работы с детьми, умение замечать результаты работы и оценивать их.

Специфика «Материнской школы» в том, что родители находятся в постоянном общении не только с педагогом и детьми, но и друг с другом. Кто - то из мам привел второго, а то и третьего ребенка в группу, поэтому общение молодых родителей с опытными имеет большое значение в приобретении опыта воспитания. Комфортность и уют способствуют созданию атмосферы дружбы, сотрудничества, взаимопонимания между педагогами и родителями. Работу по взаимодействию с семьями нужно проводить в двух направлениях – индивидуально и коллективно. Предпочтение отдаем индивидуальной форме взаимодействия. В процессе индивидуальной работы есть возможность помочь родителям конкретным советом, не вызывая у них чувства неловкости оглашения фактов, носящих личный характер.

Включение родителей в организацию образовательной деятельности, не только облегчает адаптацию ребенка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу.

Функционирование группы «Материнская школа» дает следующие результаты:

1. Дети легко адаптируются к условиям детского сада.

2. Видна позитивная динамика в развитии каждого ребенка, особенно речи, сенсорики, самостоятельности.

3. Родители изначально становятся субъектом педагогической деятельности и участниками образовательного процесса.

4. Рост педагогической культуры родителей,

что подтверждается отзывами родителей, мнениями педагогов.

Опыт работы нашей «Материнская школа» сегодня широко известен. Статьи о работе были напечатаны в журналах «Обруч» и «Управление дошкольного образования», в сборниках НИРО и в научно – методическом пособии издательства Просвещение «Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста». Осуществляется длительное сотрудничество с преподавателями НИРО.

Педагоги «М. Ш.» представляли свой опыт на районных методических объединениях воспитателей раннего возраста, старших воспитателей и педагогов психологов. В декабре 2006 года на базе нашего учреждения проводилась Межрегиональная конференция «Развитие и воспитание детей раннего возраста», участники которой положительно оценили работу в данном направлении.

Список литература:

Афанасьева И. П. Методические рекомендации маленькими шагами в большой мир знаний. – С. -П. : Детсво-Пресс, 2004.

Белая К. Ю. Модель воспитания детей раннего возраста. Занятия с малышами в детском саду. – М. : Линка-Пресс, 2002.

Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Груба Г. В. Играем с малышами. Игры и упражнения для детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 2003.

Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет. – Аркти – Москва, 2002.

ст. Евдокимова Е. С., Сургучева Л. А. Организация групп кратковременного пребывание для детей раннего возраста, ж/л Управление ДОУ - № 3, 2003.

ст. Зубова Г., Арнаутова Е. Семейное воспитание детей раннего возраста, ж/л Дошкольное воспитание - № 7, 2004.

Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. Методическое пособие. Раннее детство : познавательное развитие. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.

ст. Стеркина Р., Князина О., Маханева М. Организационно-методические развития новых форм дошкольного образования, ж/л Дошкольное воспитание - № 9-10, 2002.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Положение о школе «Молодая семья» 1. Общие положения: 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Материнская школа» как одно из условий полноценного развития ребенка раннего возраста
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 14:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД