МААМ-картинки

Роль детской литературы для воспитания нравственно-волевых качеств современных детей

Юлия Андрианова
Роль детской литературы для воспитания нравственно-волевых качеств современных детей
▼ Скачать + Заказать документы

Проблемы нравственного воспитания и формирования нравственных качеств личности обусловлены уникальностью и специфичностью дошкольного возраста, неповторимыми особенностями психофизиологического, социально-личностного развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребёнка.

Публикация «Роль детской литературы для воспитания нравственно-волевых качеств современных детей» размещена в разделах

В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников, в том числе и нравственного. Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования нравственных качеств личности детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Ф. Гербарта, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и другие. Многие современные учёные-педагоги и представители педагогической общественности указывали на большую роль, которую играет детская литература в формировании личности дошкольника.

Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к старшему дошкольному возрасту, важно отметить, что в психолого-педагогической литературе аспект использования детской литературы как средства формирования нравственных качеств личности дошкольников остаётся слабо разработанным.

Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования, которая заключается в выявлении влияния детской литературы на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств дошкольников.

Предмет исследования: детская литература как средство формирования нравственных качеств дошкольников.

Целью является изучение влияния детской литературы на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Рассмотреть характеристику понятие нравственных качеств детей дошкольного возраста

2. Раскрыть понятие «детской литературы»

3. Подобрать произведения детской литературы направленные на формирование нравственных качеств дошкольников, в соответствии с программой «От рождения до школы»

4. Изучить специфику методов и приемов ознакомления детей с произведениями детской литературы нравственной тематики

Методы исследования: изучение, сравнение, обобщение, систематизация теоретических материалов по данной теме.

В дошкольном возрасте дети начинают осваивать нравственную ценность норм, правил поведения, у них развивается нравственное сознание, значительно расширяется опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям, и таким образом, складывается формирование нравственных качеств личности дошкольника.

Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребёнка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребёнка.

Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие человека и включает в себя воспитание следующих нравственных качеств личности :

чувства долга;

справедливости;

ответственности.

Отторжение подрастающего поколения от культуры – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно – нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение к культурному наследию своего народа.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно – нравственной сферы и ставило перед собой основную цель воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира.

Обращение к духовно – нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится наиболее перспективным, так как это связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, ее культуру, например, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Нравственное воспитание рассматривается педагогикой как развитие и формирование нравственных представлений и нравственных качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, к другим людям и деятельности. Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребёнка.

Говоря о нравственном воспитании, имеют в виду формирование моральных качеств, в основе которых лежат отношения к другим людям:

доброта;

заботливость;

честность;

обязательность;

принципиальность;

великодушие…

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс педагогического взаимодействия педагога и воспитанников, при котором обеспечивается приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются сформированные у личности нравственные ценности, нравственные качества и нравственная позиция.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Деловая игра для педагогов «Знатоки детской художественной литературы» Цель: систематизация знаний педагогов по теоретическим и практическим вопросам использования художественной литературы в работе с детьми.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль детской литературы для воспитания нравственно-волевых качеств современных детей
Опубликовано: 12 января 2023 в 17:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль детской литературы для воспитания нравственно-волевых качеств современных детей» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Андрианова (УИ 1881856) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД