Венера Гильмутдинова
Рекомендации для детей с нарушением осанки в начальной степенью сколиотической болезни
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
«Методические разработки»
Рекомендации по лечебной гимнастике для детей с нарушением
осанки и начальной степенью сколиотической болезни.
Пособие
для преподавателей физического воспитания
общеобразовательных школ и педагогам дополнительного образования.
Для детей младшего школьного возраста.
Публикация «Рекомендации для детей с нарушением осанки в начальной степенью сколиотической болезни» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Осанка. Консультации для родителей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Автор: Гильмутдинова В. М.
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
г. Надым
2011 год
Пояснительная записка.
В современных условиях школа призвана обеспечить максимальное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, здоровья, запросов и потребностей самого ребенка, семьи, общества. Тем более это актуально для образовательного учреждения, каким является начальная школа № 2 и учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества», где проводятся занятия ЛФК.
По данным Министерства здравоохранения, Министерства образования РФ, Российского врачебно-физкультурного диспансера при профилактических осмотрах детей, проводимых врачами физкультурных диспансеров различных регионов страны, сколиозы регистрируются до 6%, а нарушения осанки до 35-65% .
Именно поэтому в режиме научно-методической направленности по Департаменту образования администрации Надымского района и учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества», решается комплекс задач педагогического, психологического и, безусловно, оздоровительно-профилактического сопровождения каждого ребенка, что предусматривает создание условий, обеспечивающих реальную возможность индивидуального подхода, планирование маршрута обучения, развития и коррекции здоровья.
В рамках этой деятельности предлагаю работу по созданию следующих методических рекомендаций, обобщающих опыт работы в школе:
1. Дифференцированный подход обучения к оздоровлению детей с нарушением осанки.
2. Совершенствование механизмов адаптации выпускника школы к самостоятельной жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей здоровья.
3. Валеологическая карта школьника.
4. Рекомендации по лечебной гимнастике для детей с нарушением осанки и начальной степенью сколиотической болезни.
5. Комплексное оздоровление по физическому воспитанию учащихся со сколиотической болезнью и нарушением осанки как часть системы физического развития в школе здоровья: часть 1-ая лечебная физкультура.
Кроме того, на основе указанной части комплексно-методической рекомендации по физическому воспитанию учащихся и опыта работы по лечебной физкультуре подготовлено, дополнительно, одно пособие для педагогов дополнительного образования, преподавателей физического воспитания общеобразовательных школ, для детей с нарушением осанки и сколиозом начальных степеней.
Рассматриваемая и планируемая работа в начальной школе №2 показывает, что интересы и возможности распространяются не только в области педагогики, психологии, валеологии, медицины, но и акмеологии- науки о закономерностях физического, когнитивного, эмоционально-нравственного, волевого и профессионального развития, что особо важно в условиях школы здоровья. В школе постоянно осуществляется формулирование критериев продуктивного решения профессиональных задач, творческий подход к делу, целенаправленная работа по развитию творческих задатков учащихся. Творчество развивается, опираясь, по сути, на акмеологическую концепцию саморазвития.
Оптимально организованное разноуровневое дифференцированное обучение позволяет учителям максимально развивать личность каждого ребенка посредством соответствующих образовательных программ, форм и методов работы.
Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного и оздоровительных процессов в школе № 2 осуществляется на основе педагогической, психологической и оздоровительной диагностики. Этот процесс начинается с момента поступления ребенка в школу, подробных собеседований с учителями, воспитателями и психологом после прохождения медицинской комиссии.
Знание и учет учителями начальной школы индивидуальных, психофизиологических особенностей каждого будущего ученика, состояния его здоровья и степени готовности к школе способствует успешному осуществлению единого процесса дифференциации и индивидуализации обучения, воспитания, развития ребенка. По сути разноуровневая подготовка осуществляется уже в начальной школе : выявляются способные ученики, работающие по интенсивной программе; основная масса детей, которым посилен обычный базовый уровень знаний, а также отдельные учащиеся, с которыми требуется дополнительная систематическая работа коррекционного характера (направленности).
Данные дают объективную информацию учителю об ученике и одновременно школьнику о самом себе, формируют в определенной степени критерии его самооценки, способствуют самоопределению, а в результате самопознания ведут к дальнейшему самовоспитанию и, естественно, саморазвитию.
Поскольку процесс обучения, воспитания и развития в условиях школы здоровья ведется с разноуровневой дифференциацией, а это неизбежно связано с дополнительными умственными и физическими нагрузками, особенное значение приобретает постоянный контроль за состоянием здоровья учащихся, степенью утомляемости и уровнем работоспособности. Именно поэтому в школе будут созданы и введутся дневники здоровья на основе выявления индивидуальных возможностей каждого ребенка, определения характера его способностей, склонностей и интересов.
Если индивидуальный подход означает действенное внимание к личности каждого ученика, его творческой индивидуальности и предполагает разумное сочетание, групповых и индивидуальных занятий по ЛФК для повышения качества обучения, воспитания и развития каждого ученика, то дифференцированный подход можно трактовать как необходимое условие успешной реализации индивидуального подхода.
Дифференциация - система, лежащая в основе всего учебно-воспитательного процесса. При этом, говоря о дифференцированном подходе к обучению, мы понимаем технологию персонального подхода к учащимся с целью выявления их уровня возможностей, подготовленности и способностей, их хотя бы первичной профессиональной направленности, максимального развития каждой личности на всем пути обучения и воспитания.
Целью проекта является формирование основ здорового образа жизни, жизнестойкого, физически совершенного, творчески развитого ребенка во взаимодействии с формированием осанки детей.
Основными задачами обучения детей с нарушениями осанки являются :
-укрепление здоровья, содействие правильному всестороннему физическому развитию и закаливанию организма;
-развитие устойчивого интереса к занятиям физической культуры;
-формирование двигательных умений и навыков;
-исправление имеющихся нарушений осанки;
-формирование и закрепление навыка правильной осанки;
-повышение уровня физической работоспособности;
-формирование правильного дыхания;
-овладение знаниями о своем организме, роли физических упражнений.
Задачи обучения решаются на основе овладения и совершенствования двигательных умений и навыков, основных двигательных качеств в пределах возможностей организма детей в каждом конкретном случае (возраст, пол, сочетание здоровья и т. д.).
Формы, методы и структура проведения занятий.
Формы ЛФК для детей с нарушениями осанки самые разнообразные : Утренняя гигиеническая гимнастика, занятия ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки см. в приложениях.
Основным средством обучения являются физические упражнения. Основными методами, используемыми на занятиях являются: наглядный, объяснительно-иллюстративный метод обучения, практический, включающие в себя:
- объяснение, команду, счет, задание, разбор, методические указания, оценку;
- разучивание упражнений по частям и в целом;
- игровые методы, повышающие интерес к занятиям;
- демонстрацию наглядного материала, показ упражнений педагогом, звуковую сигнализацию;
- практическое выполнение упражнений.
Следует отметить, что только комплексное применение основных средств и форм физической реабилитации позволит достичь эффективной коррекции сколиоза, нарушений осанки и плоскостопия.
Дополнительный материал для методического пособия разработан в соответствии с примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844).
В условиях школы № 2 для детей организовано дифференцированное обучение, воспитание и развитие параллельно с коррекцией, оздоровлением, реабилитацией на базе, как в учебном процессе, так и во внеучебное время. Тем самым наряду с целым комплексом педагогических, психологических, оздоровительных задач решаются и акмеологические задачи: осуществляется связь профилактики оздоровления и самопознания, воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, развития и саморазвития.
Содержательная часть
Сколиоз и нарушение осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относятся к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии, которые служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых и часто приводят к инвалидности.
Очень важно выявить патологию позвоночника в самом начале развития заболевания. Лишь при этом условии своевременное и правильное лечение в 80% случаев позволяет стабилизировать дальнейшее развитие болезни с наименьшими финансовыми и моральными затратами на лечение и реабилитацию детей.
Нормальная осанка непринужденно стоящего человека характеризуется следующими признаками:
-оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры;
-тазобедренные и коленные суставы разогнуты;
-изгибы позвоночника (шейный, грудной и поясничный) умеренно выражены;
-плечи умеренно развернуты и слегка опущены, симметрично расположенные лопатки не выдаются;
- грудная клетка цилиндрическая или коническая, умеренно выступающая;
-живот плоский или равномерно и умеренно выпуклый.
Наиболее простой и доступный методикой определения наличия или отсутствия нарушений осанки является тестовая карта (см. прил. 1, табл. 1).
Результаты данного тестирования оцениваются следующим образом: 1) нормальная осанка – все отрицательные ответы; 2) незначительное нарушение : 0 положительных ответов на один или несколько вопросов 3; 5; 6; 7. Необходимо наблюдение в школьном учреждении; 3) выраженное нарушение осанки - положительные ответы на вопросы 1; 2; 4; 8; 9; 10 (один или несколько явно). Необходима консультация ортопеда.
Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует обратимым процессом. Тем не менее, нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, становятся спутниками многих хронических заболеваний. Вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.
Правильно проведенный осмотр ребенка спереди, сбоку и сзади позволяет выявить нарушения осанки и сколиоз. Осмотр проводят при равномерном хорошем освещении, ребенок раздет до трусов и без обуви, стоит в привычной для него свободной позе.
Нарушения осанки связаны, в основном, с изменением положения головы, плечевого пояса, позвоночника и таза. Деформации грудной клетки и позвоночника выявляются при осмотре во фронтальной плоскости (спереди и сзади, при осмотре в профиль и в положении «наклона вперед».
1. При осмотре спереди определяется:
а) положение головы (наклоны в стороны);
б) уровень плеч;
в) форма грудной клетки (цилиндрическая, коническая, бочкообразная, плоская, килевидная, воронкообразная и др.);
г) неравномерное развитие одной из сторон грудной клетки;
д) наличие асимметрии в высоте костей таза,
е) формы нижних конечностей (прямые, Х-образные, 0-образные);
ж) формы и положения стоп;
з) степень развития мускулатуры.
2. При осмотре в профиль определяется:
а) положение головы (наклон вперед, назад);
б) формы грудной клетки;
в) выраженность деформации одной из сторон грудной клетки,
г) выраженность физиологических изгибов в сагиттальной плоскости.
3. При осмотре сзади определяется:
а) общий наклон туловища в стороны;
б) положение головы (наклон в стороны,
в) симметричность надплечий;
г) положение лопаток по отношению к позвоночнику, расстояние от
внутреннего края лопаток до позвоночника, уровень углов лопаток;
д) одинаковость формы величины подмышечных складок слева и справа;
е) отклонения позвоночника от средней линии вправо и влево;
ж) наличие реберного выбухания и мышечного валика визуально палъпоторно;
з) наличие асимметрии в высоте костей таза;
и) форма нижних конечностей;
к) степень развития мускулатуры;
л) симметричность подъягодичнъгх складок и подколенных ямок.
Дефекты осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях.
Различают следующие варианты осанки сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника (рис. 1) :
«сутулая спина», «круглая спина», «плоская спина», (вогнутая спина», «кругловогнутая спина»,
«плосковогнутая спина».
Рис. 1 Варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости:
1 - сутулость; 2 - круглая спина; 3 - кругло-вогнутая спина; 4 - плоская спина;
5 - плоско-вогнутая спина.
1. 2. 3. 4. 5.
1. Сутулость характеризуется увеличением грудного кифоза в
верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза.
2. Круглая спина характеризуется увеличением грудного кифоза
на всем протяжении грудного отдела позвоночника.
3. Кругло-вогнутая спина - увеличение грудного кифоза и поясничного лордоза.
4. Плоская спина - сглаживание всех физиологических изгибов.
5. Плосковогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при
нормальном или несколько увеличенном лордозе.
Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половиной туловища: позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников в талии, пояса верхних конечностей (лопатки, плечи, голова наклонена в сторону. Боковое отклонение позвоночника при функциональных нарушениях осанки во фронтальной плоскости нестойкое, оно может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа; отсутствуют признаки торсии позвонков («торсия»- скручивание позвонков вокруг вертикальной оси - характерно для сколиоза.)
Следует помнить, что при нарушении осанки нет торсии, а есть только боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Диагноз «сколиоз» можно установить только после рентгеновского обследования позвоночника в положении лежа и стоя с обязательным захватом костей таза в двух проекциях (фас и профилъ). В зависимости от тяжести деформации позвоночника при сколиотической болезни различают четыре степени сколиоза (наиболее тяжелая - IV степень).
Врач - педиатр при выявлении у ребенка дефекта осанки должен направить его к специалисту - ортопеду для уточнения диагноза и выбора лечения. Все дети со сколиозами находятся на диспансерном учете у врача-ортопеда и получают все возможные виды терапии. Лечение любого нарушения осанки, а тем более сколиоза, всегда комплексное.
Комплексное лечение нарушений опорно-двигательного аппарата предусматривает использование лечебной гимнастики, лечебного плавания, тренажерной гимнастики, разновидностей массажа мышц спины, живота, нижних конечностей; нетрадиционные методы мануальной терапии. Любой компонент лечения назначается по показаниям врача - ортопеда и врача лечебной физкультуры. Так, при недостаточно развитом мышечном корсете, ограничиваются упражнения стоя; следует формировать корсет из исходного положения, лежа в разгрузке; при нервно-мышечной недостаточности противопоказано лечебное плавание, да и плавание вообще, нерациональное его применение приводит к развитию повышенной подвижности позвоночника и прогрессированию деформации. Неквалифицированные мануальные терапевты, недостаточно осведомленные о течении сколиотической болезни, своими манипуляциями при устранении болевого синдрома расшатывают позвоночник, что заканчивается прогрессированием сколиоза.
Практически не бывает изолированного нарушения осанки, поэтому занятия лечебной гимнастикой строятся из набора различных физических упражнений:
1. Для формирования и закрепления навыка (рефлекса) правильной осанки
(комплекс № 1).
2. По обучению и формированию стереотипа правильного дыхания (именно дыхательная мускулатура в достаточной степени улучшает взаимоположение частей тела).
3. Упражнения на формирование мышечного корсета (из набора комплекса № 2 упражнений для мышц спины и живота).
4. Упражнения на самовытяжение позвоночника.
5. Упражнения с предметами, преследующие цель укрепления корсета и закрепление правильной осанки.
Упражнения используются в различном наборе с увеличением продолжительности и количества повторений на этапах тренировок учащихся и включением специальных упражнений по показаниям.
Степень нагрузки в уроке изменяется: 1) темпом, 2) включением дыхательных упражнений, 3) использованием отягощения, предметов, различных исходных положений, 4) применением упражнений на расслабление.
В комплексных занятиях по корригирующей гимнастике с помощью лечебной физкультуры в школе №2, удалось в 2009-2010 гг. за 9 месяцев занятий в 4 группах из 48 детей улучшить состояние здоровья более половины учащихся и у всех детей достигается косметический эффект - улучшение осанки. ЛФК показана всем детям с нарушением осанки, так как это единственный метод, позволяющий достичь эффективной коррекции сколиоза, нарушений осанки и плоскостопия у детей.
Комплекс №1
Специальных физических упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки.
И. П. - стоя у гимнастической стенки или стены.
1. Принять правильную осанку у стены или гимнастической стенки:
затылок, лопатки, ягодицы, пятки касаются стены — удержать с напряжением на
4-6 счета - повторить 10 раз.
2. Принять правильную осанку, отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя принятое положение с напряжением всех мышц - повторить 10 раз.
3. Принять правильную осанку у стенки, сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку с напряжением всех мышц - повторить 10 раз.
4. Принять правильную осанку у стенки, сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса и туловища. Принять правильную осанку с напряжением мышц - повторить-10 раз.
5. Принять правильную осанку у стенки, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 секунды. Вернуться в исходное положение - повторить 10 раз.
И. П. - лежа на спине в правильном положении (голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу).
6. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п. - 6-8 раз.
7. Прижать поясницу к полу. Встать, принять правильную осанку, сохраняя в пояснице то же положение напряжения, что и в положении лежа - повторить 6-8 раз.
Упражнения в ходьбе (И. П. - стоя).
8. Принять правильную осанку в и. п. стоя. Ходьба с остановками поворотами, изменением положения рук и сохранением правильной осанки 1-2 минуты.
9. Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки. Выполнить 1 круг.
10. Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (веревку, гимнастическую скамейку, остановки для проверки правильной осанки перед зеркалом и ли партнером. Выполнить 1-2 круга.
11. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений - в полу приседание, с высоким подниманием бедра (чередование 4-8 шагов) 1-2 минуты.
Игры с сохранением правильной осанки.
12. Игра «Тише едешь – Дальше будешь».
а). Все участники игры выстраиваются у стены в одну шеренгу и принимают правильную осанку. По команде водящего: «Шаг вперед!», «Два шага назад!», «Присесть!», «Кругом!» и т. д. все выполняют указанное движение, стараясь сохранять правильную осанку. Ведущий после каждой команды удаляет того, кто не смог сохранить правильную осанку. Таким образом, выигрывает тот, кто первым достигнет финиша.
б). Построение то же. Водящий поворачивается спиной к играющим и произносит медленно слова: «Тише едешь - дальше будешь. Стой!». Во время этого участники передвигаются вперед указанным им способом. По команде «стой» ведущий поворачивается, все должны замереть, сохраняя правильную осанку. Не успевшие этого сделать, или принявшие неправильное положение возвращаются назад.
Выигрывает тот, кто лучше всех сохраняет правильную осанку и делает меньше всех ошибок.
13. Игра «Пятнышки».
Основное положение играющих - на носках, ноги полусогнуты, пятки и колени соединены, спина прямая, руки к плечам, голова прямо. Принявшего такое положение осаливать нельзя. Водящий старается догнать и осалить того, кто не успел убежать от него или не принял своего основного положения.
При составлении пособия использовалась следующая литература:
1. Велитченко В. К. Физкультура без травм. - М. : Просвещение, 2003 г.
2. Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей. - М. : Физкультура и спорт, 2006 г.
3. Каптелин А. Ф. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. - М. : Медицина, 1969 г.
4. Чаклин В. Д., Абальмасова Е. А. Сколиозы позвоночника. – М. : Медицина, 2004 г,
Чоговадзе А. В., Круглый М. М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. - М. : Медицина, 2000 г.
Каптелин А. Ф. «Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата», М. : «Медицина», 1999 г.
Велитченко В. К. «Физкультура для ослабленных детей» -М. ,«Физкультура и спорт»,2004 г.