Папки-передвижки

Методологические подходы в современном естественнонаучном образовании

Ольга Воловая
Методологические подходы в современном естественнонаучном образовании

Э. Г. Юдин и И. В. Блауберг рассматривают методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта, как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования».

А. Петров указывает, что в качестве общенаучной категории методологический подход имеет два значения : 1) исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение, составляющее основу исследовательской деятельности; 2) направление изучения объекта (предмета) исследования.

Публикация «Методологические подходы в современном естественнонаучном образовании» размещена в разделах

методологический подход как принципиальную методологическую ориентацию исследования, основанную на совокупности принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности.

Естественнонаучное образование нацелено на становление у субъектов образования ориентировочной поведенческой основы: определённого стиля мышления (естественнонаучного) и мировоззрения, способствующего осознанию своего жизненного пути и пути развития общества [Н. Г. Копылова, 2016]. Конструирование курсов «Естествознание» базируется на концепции о сущности интеграции в естественнонаучном образовании и способах ее осуществления, проводя обучаемых к системно-целостному (интегративному) видению реальности. Базой упомянутой концепции выступают следующие методологические подходы.

подход

1 Компетентностный

2 Общедидактический

3 Системный

4 Гуманистический

5 Диалектический

6 Интегративный

7 Аксиологический

8 Синергетический

9 Культурологический

10 Акмеологический

Центральнное место в системе подходов принадлежит подходу компетентностному, который играет роль основополагающего исходного момента в процессе проектирования образовательных программ, задавая совокупность принципов, определяющих цели образования, отбор его содержания, организацию процесса образования и систему оценивания его результатов. В основе подхода лежит концепция компетентностей, ориентирующая педагога к формированию способностей решать важные практические задачи обучения и воспитания личности [А. М. Новиков, 2006].

Компетенция совокупность качеств, основанных на знаниях, умениях, способах деятельности, определяющих способность и готовность субъекта образования решать поставленные задачи, руководствуясь личной ответственностью и опытом.

Компетентность тоже не имеет однозначного толкования. Беря за основу определение Митрофановой К. А., конструируем такой вариант: компетентность выраженная в педагогической деятельности комплексная характеристика педагога, основанная на процессах интеграции компетенций, реализуемых в реальных условиях.

Системный подход ориентирует на своеобразность видения объекта и методологии исследования, оперирующей такими представлениями как целостность, организация, управление. Направляет к анализу элементов системы, их взаимосвязи в рамках организационной структуры: процесс функционирования системы в большей степени обусловлен свойствами структуры как целого, нежели элементов, в отдельности взятых. Позволяет рассматривать систему и как целостное образование и, в то же время, как подсистему для вышестоящих уровней.

Диалектический подход Личность, генетически основанная на природных задатках, – система социально-духовных свойств, индивидуально проявляемых в деятельности, общении. Естествознание вносит вклад в общую систему гуманитарного образования, понимаемого как процесс становления человека как целостного социального субъекта, личности, индивидуальности (путём проектирования и реализации условий для раскрытия образовательных возможностей, развивающих личность)

Интегративный подход. Способствует смене установок обучаемых: от фрагментарного видения реальности – к системно - целостному (интегративному). Использование общенаучных методов. Создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей субъектов образования (педагогов, детей) в развитии всестороннем, соответствующем их запросам и направленном на творческое самоопределение индивидуальности каждого обучаемого.

Культурологический подход. Предполагает учёт особенностей современной социокультурной ситуации в проектировании образовательного процесса. Ориентирует содержание образования на освоение общечеловеческих ценностей, на готовность обучаемых к творческому преобразованию реальности, на становление саморегулируемого поведения.

Вывод: Любой из названных методологических подходов в естественнонаучном образовании через совокупность общих принципов в своем ракурсе описывает цели образования, отбор содержания и организацию образовательного процесса, оценку образовательных результатов. Сегодня очевидно, что современная модель образования проектируется и практически реализуется на основе всех перечисленных методологических подходов, которые, в свою очередь, взаимодействуют и дополняют друг друга. Педагог, проводящий в жизнь идеи естественнонаучного образования, должен владеть системой компетенций в плане самоорганизации, общей профессиональной и специальной подготовки, быть методологически грамотным.

Публикации по теме:

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире»Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Доклад «Как сохранить родной язык в современном мире» «Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному языку».

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Проект «Безопасность в современном мире». ФотоотчетПроект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять.

Родительское собрание с использованием ИКТ «Роль женщины-матери в современном обществе» Цель: • привлечь родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: • осмыслить основные нравственные.

Эссе «Образ воспитателя в современном кинематографе» Эссе «Образ воспитателя в современном кинематографе» Назарова Т. А. Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методологические подходы в современном естественнонаучном образовании
Опубликовано: 13 октября 2021 в 18:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД