Ольга Воловая
Методологические подходы в современном естественнонаучном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Э. Г. Юдин и И. В. Блауберг рассматривают методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта, как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования».
А. Петров указывает, что в качестве общенаучной категории методологический подход имеет два значения : 1) исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение, составляющее основу исследовательской деятельности; 2) направление изучения объекта (предмета) исследования.
Публикация «Методологические подходы в современном естественнонаучном образовании» размещена в разделах
методологический подход как принципиальную методологическую ориентацию исследования, основанную на совокупности принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности.
Естественнонаучное образование нацелено на становление у субъектов образования ориентировочной поведенческой основы: определённого стиля мышления (естественнонаучного) и мировоззрения, способствующего осознанию своего жизненного пути и пути развития общества [Н. Г. Копылова, 2016]. Конструирование курсов «Естествознание» базируется на концепции о сущности интеграции в естественнонаучном образовании и способах ее осуществления, проводя обучаемых к системно-целостному (интегративному) видению реальности. Базой упомянутой концепции выступают следующие методологические подходы.
№ подход
1 Компетентностный
2 Общедидактический
3 Системный
4 Гуманистический
5 Диалектический
6 Интегративный
7 Аксиологический
8 Синергетический
9 Культурологический
10 Акмеологический
Центральнное место в системе подходов принадлежит подходу компетентностному, который играет роль основополагающего исходного момента в процессе проектирования образовательных программ, задавая совокупность принципов, определяющих цели образования, отбор его содержания, организацию процесса образования и систему оценивания его результатов. В основе подхода лежит концепция компетентностей, ориентирующая педагога к формированию способностей решать важные практические задачи обучения и воспитания личности [А. М. Новиков, 2006].
Компетенция совокупность качеств, основанных на знаниях, умениях, способах деятельности, определяющих способность и готовность субъекта образования решать поставленные задачи, руководствуясь личной ответственностью и опытом.
Компетентность тоже не имеет однозначного толкования. Беря за основу определение Митрофановой К. А., конструируем такой вариант: компетентность выраженная в педагогической деятельности комплексная характеристика педагога, основанная на процессах интеграции компетенций, реализуемых в реальных условиях.
Системный подход ориентирует на своеобразность видения объекта и методологии исследования, оперирующей такими представлениями как целостность, организация, управление. Направляет к анализу элементов системы, их взаимосвязи в рамках организационной структуры: процесс функционирования системы в большей степени обусловлен свойствами структуры как целого, нежели элементов, в отдельности взятых. Позволяет рассматривать систему и как целостное образование и, в то же время, как подсистему для вышестоящих уровней.
Диалектический подход Личность, генетически основанная на природных задатках, – система социально-духовных свойств, индивидуально проявляемых в деятельности, общении. Естествознание вносит вклад в общую систему гуманитарного образования, понимаемого как процесс становления человека как целостного социального субъекта, личности, индивидуальности (путём проектирования и реализации условий для раскрытия образовательных возможностей, развивающих личность)
Интегративный подход. Способствует смене установок обучаемых: от фрагментарного видения реальности – к системно - целостному (интегративному). Использование общенаучных методов. Создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей субъектов образования (педагогов, детей) в развитии всестороннем, соответствующем их запросам и направленном на творческое самоопределение индивидуальности каждого обучаемого.
Культурологический подход. Предполагает учёт особенностей современной социокультурной ситуации в проектировании образовательного процесса. Ориентирует содержание образования на освоение общечеловеческих ценностей, на готовность обучаемых к творческому преобразованию реальности, на становление саморегулируемого поведения.
Вывод: Любой из названных методологических подходов в естественнонаучном образовании через совокупность общих принципов в своем ракурсе описывает цели образования, отбор содержания и организацию образовательного процесса, оценку образовательных результатов. Сегодня очевидно, что современная модель образования проектируется и практически реализуется на основе всех перечисленных методологических подходов, которые, в свою очередь, взаимодействуют и дополняют друг друга. Педагог, проводящий в жизнь идеи естественнонаучного образования, должен владеть системой компетенций в плане самоорганизации, общей профессиональной и специальной подготовки, быть методологически грамотным.