лариса балдова
Мини-музей «Сэмер» (Узор)»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт мини – музея «СЭМЭР» (Узор)
Разработали:
Старший воспитатель МДОБУ Балдова Л. Н.
Воспитатель Сахиярова К. А.
Актуальность.
Музейная педагогика - технология, которая эффективно помогает в вопросах этнокультурного образования дошкольников и интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания подрастающего поколения. Музейная педагогика дает возможности:
Публикация «Мини-музей „Сэмер“ (Узор)“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Орнамент и узоры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
- попробовать собственные силы и само реализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- организовать интересные нетрадиционные формы воспитательно-образовательного процесса дошкольников.
В нашем детском саду разработан и реализовывается проект по созданию мини-музеев этнокультурного содержания - «Мини – музей, как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста»
В реализации проекта в создании этнокультурного музея могут принимать участие все желающие: дети, родители (законные представители, сотрудники ДОО, а так же любые члены общества, которые готовы поделиться с экспонатами быта, культуры башкирского и русского народов.
Проект не имеет временных границ, так как экспонаты могут дополняться.
За основу проекта был взят региональный компонент и материалы краеведения. Новизна проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре башкирского народа. В процессе знакомства с этнокультурой башкир, мы сопоставляем их культуру, быт, традиции с русской народной культурой. Находим не только очевидные различия, но и «созвучие» этих культур, точки соприкосновения и общность.
Цель и задачи организации этнокультурного мини-музея
Цель организации этнокультурного мини-музея – создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с культурой и историей родного края.
Задачи:
• Познакомить детей с элементами материальной культуры (жилище, предметы быта, орудия труда, одежда, обувь).
• Прививать интерес дошкольников к культуре башкирского и русского народов через обычаи, праздники, народное творчество.
• Воспитывать творческую личность дошкольников, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
Музей, музейная среда на подлинном материале раскрывают перед дошкольниками историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих их в повседневной жизни и дают возможность изучить родную культуру, её традиции и обычаи.
Этапы реализации проекта
Организационный этап
Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- изучение материала по теме проекта;
- разработка эскиза мини-музея;
- родительские собрания;
- индивидуальная работа с семьей воспитанников;
- консультации для родителей воспитанников (законных представителей, педагогов МДОБУ.
Основной этап
- Сбор материала для выставки мини-музея.
- Оформление экспонатов мини-музея.
Заключительный этап
- Открытие мини-музеев с приглашением детей и их родителей.
- Презентация на районном методическом объединении.
- Размещение информации и методических материалов на сайте МДОБУ.
- Оформление фотоколлажа, презентаций, буклетов по результатам реализации проекта.
В рамках данного проекта в МДОБУ созданы и функционируют несколько мини – музеев : этнографический мини-музей «Башкирская юрта», мини - музей «Русская изба» и мини- музей декоративно – прикладного искусства башкирского народа «СЭМЭР» (Узор, в которых проводятся тематические занятия, экскурсии, беседы с дошкольниками. На занятиях в мини-музее дети обследуют предметы руками, примеряют на себе одежду, обувь. Это усиливает эмоциональные чувства, учит бережному отношению к старинным вещам.
Родители являются активными участниками пополнения экспонатов в мини-музей, принимают непосредственное участие в мероприятиях, организованных в ДОУ (развлечения, фольклорные праздники, выставки).
На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы нашего мини-музея к нам и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Мини-музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус.
Паспорт мини – музея «СЭМЭР».
Профиль музея: познавательный. Руководитель мини – музея : воспитатель Сахиярова Карима Абдулхаковна Задачи:
• знакомство детей с декоративно – прикладным искусством башкирского народа;
• воспитание заботливого отношения к экспонатам;
• формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения, познавательной активности, развитию творчества
• Способствование активной игровой деятельности ребенка
• Развитие мелкой и крупной моторики, сенсорного восприятия.
• Способствование художественно-эстетического развития.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены зоны с предметами быта, домашней утвари, украшений двух народов, проживающих на территории нашей республики: башкир и русских, образцы с росписью народно-прикладного искусства этих народов. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках в прихожей, в «Русской избе», «Башкирской юрте».
Экспонаты мини-музея :
• «Бабушкин сундук», украшенный башкирским орнаментом, в котором предметы убранства юрты: - чепрак (сергентыш) – оформленный кускарными узорамив технике ручной тамбурной вышивки;
- «Тушек тарткы» - лента для перетягивания постельных принадлежностей;
- «Войлок» (кейез) – подстилка из овечьей шерсти;
- «Шаршау» - занавес для перегораживания интерьера юрты на мужскую – гостеву и женскую – хозяйственную части дома;
- Полотенце, оформленное тамбурной вышивкой;
- «Кисет» (янсык) –оформленный ручной вышивкой и цветными кистями.
• Предметы домашней утвари башкирского народа – «тырыз» -сосуд для хранения сыпучих продуктов из бересты; «батман» - сосуд из цельного дерева, для хранения меда; посуда с башкирским орнаментом, подносы. Образцы декоративно – прикладного искусства башкирского народа.
• Элементы одежды башкирского народа : «кашмау» - женский головной убор; «тюбетейка» - мужской головной убор; «хакал» - женский нагрудник;, меховая женская шапка; женский наиональный костюм; шаль из козьего меха; «сарык» - домашняя обувь из войлока и т. д.
• Национальные женские украшения – серьги, ожерелья, кольца и т. п.
• Многофункциональное пособие – трансформер «ЮРТА»
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
• Разработка ознакомительных экскурсий в мини-музей. Проведение экскурсий для других групп детского сада.
• Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.
• На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить образовательную деятельность по разным видам деятельности.
• Продолжать пополнять музейные экспозиции.
• Расширить проект за счет включения башкирских народных праздников, башкирских народных игр.
Библиографический список.
1. Музейная педагогика / Под ред. Н. М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С. 34-37.
2. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. творческой лаборатории. Музейная педагогика. Кафедра музейного дела. М. 1997.
3. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. Морозовой А. Н., Мельниковой О. В. — М. : 2006.
4. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие / Б. А. Столяров — М. : Высш. шк., 2004. — 216 с.
5. «Мини – музей в детском саду», Рыжова Н., Логинова Л., Данимок А., «Линка – пресс», М. ,- 2008г
6. «Музей и дети», Пантелеева Л. В., Изд. Дом «Карапуз», М., 2000.
7. Интернет – источники