Кристина Чумичкина
Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитателя МКОУ Губаревской СОШ
Детский сад «Радуг
а».[/b]
«Мнемотехника – как педагогическая
технология в речевом развитии дошкольника».
1 слайд. Здравствуйте. Я Чернышева Кристина Сергеевна воспитатель МКОУ Губаревской СОШ детского сада «Радуга». Хотела бы поделиться опытом «Мнемотехника – как педагогическая технология в речевом развитии дошкольника».
Публикация «Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольника» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2 слайд. Мнемотехника происходит от греческого МНЕМОТИКОН, которое переводится как «искусство запоминания». В современной трактовке Мнемотехника определяется как система различных приемов, которые облегчают запоминаие и увеличивают объем памяти с помощью образования искусственных ассоциаций.
3 слайд. Сергей Леонидович Рубинштейн, Леушина Анна Михайловна и другие рассматривают наглядность в качестве вспомогательного фактора развития памяти, внимания, мышления, воображения, то есть тех психологических процессов, которые тесно связаны с речью.
4 слайд. Константин Дмитриевич Ушинский основоположник русской, в частности дошкольной педагогики. Он считал что необходимо создать систему народного воспитания, отвечающую потребностям, интересов народа (воспитание патриатизма, национальной гордости, знание народной культуры, родного языка, произведений устного народного творчества). Личность ребенка по мнению Ушинкского, формируется через активные общественные действия, сознательно преобразуя окружающую среду, в процессе целенаправленной деятельности.
Хочу поделиться своими наработками по развитию у дошкольников речевых умений и навыков с помощью мнемотехники.
Слайд 5. Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается определенная картинка, и таким образом весь текст зарисовывается схематично. Подобным образом можно «записать» тот или иной рассказ, сказку, стихотворение и т. д. Ребенок, глядя на такие картинки-схемы, сможет воспроизвести полученную информацию (например, пересказать рассказ, изложить содержание какой-либо сказки, выучить стихотворение).
6 слайд. Как любая педагогическая технология, «Мнемотехника» строится от простого к сложному. Поэтому необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадрат — это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.
7 слайд. Далее следует переходить к мнемодорожкам. Мнемодорожка — это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приемы наложения и приложения, дошкольники выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, то есть составляют уже целые предложения.
8 слайд. Следующая ступень – это мнемотаблицы. Мнемотаблица — это схема, которая состоит из нескольких мнемоквадратов, в которую заложена определенная информация (например, содержание сказки и др.).Первоначально мнемотаблицы составляются воспитателями, родителями, а потом к этому процессу подключаю и самого ребенка, что способствует не только развитию его памяти, но и развитию его фантазии, визуализации образов. Процесс изготовления подобных картинок достаточно прост и не требует особых художественных способностей - необходимо нарисовать символические изображения предметов или объектов.
9 слайд. Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. Но при этом важно учитывать возраст детей, для которых создаются мнемотаблицы.
10 слайд Так, для воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста они должны быть цветными.
11 слайд. Для старших дошкольников желательно рисовать в одном цвете, чтобы дети обращали внимание не на яркость картинки, а на то, что на ней изображено, какую информацию она несет.
Также при создании мнемотаблиц, обращаю внимание и на количество клеток, которые они содержат. Для младших дошкольников их число должно составлять от четырех до девяти, а для старших - от девяти до шестнадцати. Важно помнить также еще и то, что само изображение должно быть хорошо знакомо и понятно детям, должно отображать образ предмета.
12 слайд. Мнемотаблицы на занятиях по развитию речи выступают в качестве дидактического материала. Они используются в процессе обучения составлению описательных рассказов. На занятиях по развитию речи работа с мнемотаблицами осуществляется поэтапно. Сначала детей знакомлю с символами. Дети учатся находить слова, спрятавшиеся в картинках. На следующем этапе дошкольники пробуют читать готовые предложения. Поначалу им предоставляют простые предложения, состоящие из 2–3 слов, далее количество слов увеличивается, а также добавляются предлоги.
Использование мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
13 слайд. В работе с дошкольниками такая педагогическая технология как «Мнемотехника» играет важную роль в развитии речи детей. Мнемотаблицы способствуют обогащению словаря, развитию связной речи, памяти и мышления, помогают повысить результативность занятий по развитию речи, содействуют формированию интереса детей к составлению рассказов и содействуют оптимизации всего процесса становления речи дошкольников, а также являются доступным средством познания окружающего мира. И закончить свое выступление хочу словами итальнского педагога, филосова и ученого Марии Мантесори
«секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения»
14 слайд. Спасибо за внимание!