Василиса Петровна Сокольникова
Мнемотехника как один из видов графической модели
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника – один из видов
графической модели
Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям
Публикация «Мнемотехника как один из видов графической модели» размещена в разделах
I. Предметные модели. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.
II. Предметно-схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания.
III. Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Мнемотехника – один из видов графической модели. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Цель обучения мнемотехнике : развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Задачи:
Развитие памяти, внимания, образного мышления речи
Формирование навыков перекодирования информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы
Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении
Развитие творческих способностей, фантазий
Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи произношения, восприятия и выразительности
Ребенку показывают картинку, на которой изображено несколько ярких предметов, отличающихся друг от друга по цвету, форме, размеру и другим характеристикам. Внимательно рассмотрев рисунок, малыш должен придумать рассказ о том, что на нем изображено, при этом делая акцент на отличительных чертах, имеющихся между различными объектами. Такой прием очень хорошо способствует развитию воображения у детей дошкольного возраста. Для развития памяти у дошкольников при помощи мнемотехники используются специальные таблицы со стихами, на которых каждой строчке стихотворения соответствует свое изображение.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов. Например в детском саду можно начинать с мытья рук. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, поэтому наглядные картинки позволят ребенку легко воспроизвести этапы. I этап. Работа с мнемоквадратами. В этом этапе детей знакомим с мнемоквадратами. Это понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
II этап. Работа с мнемодорожками. В этом этапе показываем квадраты из 4 картинок, по которым составляем небольшой рассказ в 2-3 предложения. Например,
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой
Не угнаться на тобой?
III этап. Работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация и являются дидактическим материалом.
Мнемотаблицы - схемы можно использовать:• для ознакомления детей с окружающим миром• при заучивании стихов• при пересказе сказок • при обучении составлению рассказов• при отгадывании загадок• для обогащения словарного запаса
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы
Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы - это связное изложение прослушанного текста и средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Наши воспитанники очень любят перессказывать такие сказки как Колобок, Теремок и Репка.
Пересказ художественных текстов с помощью мнемотаблицы
Пересказ художественных текстов с помощью мнемотаблицы определяется как вид работы по развитию связной монологической речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного.
В средней группе с помощью мнемотаблицы учимся перессказывать картинки по таким темам: игрушки, одежды, посуды, продукты, фрукты и ягоды, овощи, домашние и дикие животные, времена года, птицы, профессии
Заключение
Использование мнемотехники в работе помогает ускорить процесс запоминания у воспитанников развить образное, логическое, мышление, внимание. Применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты; появляется интерес к заучиванию стихов. А также дети преодолевают застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.