МААМ-картинки

Мнемотехника как один из видов графической модели

Василиса Петровна Сокольникова
Мнемотехника как один из видов графической модели
▼ Скачать + Заказать документы

Мнемотехника – один из видов

графической модели

Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям

Публикация «Мнемотехника как один из видов графической модели» размещена в разделах

I. Предметные модели.  Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.

II. Предметно-схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания.

III. Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

Мнемотехника – один из видов графической модели. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Цель обучения мнемотехнике : развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Задачи:

Развитие памяти, внимания, образного мышления речи

Формирование навыков перекодирования информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении

Развитие творческих способностей, фантазий

Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи произношения, восприятия и выразительности

Ребенку показывают картинку, на которой изображено несколько ярких предметов, отличающихся друг от друга по цвету, форме, размеру и другим характеристикам. Внимательно рассмотрев рисунок, малыш должен придумать рассказ о том, что на нем изображено, при этом делая акцент на отличительных чертах, имеющихся между различными объектами. Такой прием очень хорошо способствует развитию воображения у детей дошкольного возраста. Для развития памяти у дошкольников при помощи мнемотехники используются специальные таблицы со стихами, на которых каждой строчке стихотворения соответствует свое изображение.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов. Например в детском саду можно начинать с мытья рук. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, поэтому наглядные картинки позволят ребенку легко воспроизвести этапы. I этап. Работа с мнемоквадратами. В этом этапе детей знакомим с мнемоквадратами. Это понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

II этап. Работа с мнемодорожками. В этом этапе показываем квадраты из 4 картинок, по которым составляем небольшой рассказ в 2-3 предложения. Например,

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой

Не угнаться на тобой?

III этап. Работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация и являются дидактическим материалом.

Мнемотаблицы - схемы можно использовать:• для ознакомления детей с окружающим миром• при заучивании стихов• при пересказе сказок • при обучении составлению рассказов• при отгадывании загадок• для обогащения словарного запаса

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы

Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы - это связное изложение прослушанного текста и средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Наши воспитанники очень любят перессказывать такие сказки как Колобок, Теремок и Репка.

Пересказ художественных текстов с помощью мнемотаблицы

Пересказ художественных текстов с помощью мнемотаблицы определяется как вид работы по развитию связной монологической речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного.

В средней группе с помощью мнемотаблицы учимся перессказывать картинки по таким темам: игрушки, одежды, посуды, продукты, фрукты и ягоды, овощи, домашние и дикие животные, времена года, птицы, профессии

Заключение

Использование мнемотехники в работе помогает ускорить процесс запоминания у воспитанников развить образное, логическое, мышление, внимание. Применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты; появляется интерес к заучиванию стихов. А также дети преодолевают застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

«Посещение на дому» — один из видов работы с родителями»«Посещение на дому» — один из видов работы с родителями» «Посещение на дому» - один из видов работы с родителями». Работая в детском саду более 30 лет, невольно задумываешься над тем, какой огромный.

Энкаустика как один из видов нетрадиционного рисованияЭнкаустика как один из видов нетрадиционного рисования Добрый день, уважаемые коллеги) Сегодня я хочу рассказать о своём увлечении. Около двух лет назад, на бескрайних просторах интернета,.

Фотоочет о семинаре-практикуме с педагогами «Мнемотехника в детском саду»Фотоочет о семинаре-практикуме с педагогами «Мнемотехника в детском саду» В рамках муниципальной опорной площадки Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего.

Логоритмика — один из видов здоровьесберегающих технологий Логоритмика - один из видов здоровье сберегающих технологий. В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду»Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду» Мнемотехника и эйдетика – это работа с образами, запоминание информации через образы. Сегодня мы просто поиграем, так как мы это делаем.

Мнемотехника на службе у родителей: учим стихотворения с ребенкомМнемотехника на службе у родителей: учим стихотворения с ребенком Есть несколько способов заучивания стихотворений. Самый простой и эффективный способ выучить стихотворение – это зарисовать его, а потом.

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания»Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К. Д. Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как один из видов графической модели
Опубликовано: 12 января 2023 в 13:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как один из видов графической модели» (включая файлы) размещена пользователем Василиса Петровна Сокольникова (УИ 3060302) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД