Дрегина Надежда Евгеньевна
Мнемотехника в развитии связной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребенка каким –нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский.
В настоящее время все более актуальной становится проблема формирования связной речи у детей. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
Публикация «Мнемотехника в развитии связной речи у старших дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
-бедность речи, недостаточный словарный запас;
-употребление нелитературных слов и выражений.
- бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий ил развернутый ответ и т. д…
Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники.
Актуальность данной системы:
1) во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем.
2) во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
3) в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т. е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.
Задачи:
• умение анализировать, вычленять части, умение систематизировать;
• развитие логики;
• развитие образного мышления;
• умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;
• решение дидактических, образовательных задач;
• развитие смекалки;
• тренировка внимания;
• навык правильного графического изображения;
На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
Итак, что же такое мнемотехника?
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания»
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – помогает развивать :
ассоциативное мышление
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
связную речь
мелкую моторику
Структура мнемотехники : мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. (слайд №7)
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Рассмотрим мнемотаблицы и мнемодорожки.
Мнемотаблицы – это схема, в которую заложена определенная информация.
Суть мнемосхем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Последовательность работы с мнемотаблицами (слайд № 9)
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотехника используется в обучении пересказу (слайд №11). Рассмотрим пример составления мнемодорожки по сказке.
Попробуем сочинить сказку (слайд №13)
Выучить стихотворение: (слайд №14)
Опустел скворечник.
Улетели птицы.
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Ветер листья с веток
Разогнал по свету,
Липовый, берёзовый,
Красный, разноцветный.
Результат:
У детей:
• расширяется круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.