Лучший педагог года

Мнемотехника в развитии связной речи у старших дошкольников

Дрегина Надежда Евгеньевна
Мнемотехника в развитии связной речи у старших дошкольников

«Учите ребенка каким –нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский.

В настоящее время все более актуальной становится проблема формирования связной речи у детей. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

Публикация «Мнемотехника в развитии связной речи у старших дошкольников» размещена в разделах

-бедность речи, недостаточный словарный запас;

-употребление нелитературных слов и выражений.

- бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий ил развернутый ответ и т. д…

Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники.

Актуальность данной системы:

1) во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем.

2) во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

3) в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т. е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.

Задачи:

развитие памяти;

• умение анализировать, вычленять части, умение систематизировать;

развитие логики;

развитие образного мышления;

• умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

• решение дидактических, образовательных задач;

развитие смекалки;

• тренировка внимания;

• навык правильного графического изображения;

На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Итак, что же такое мнемотехника?

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания»

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – помогает развивать :

ассоциативное мышление

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

воображение

связную речь

мелкую моторику

Структура мнемотехники : мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. (слайд №7)

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Рассмотрим мнемотаблицы и мнемодорожки.

Мнемотаблицы – это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Последовательность работы с мнемотаблицами (слайд № 9)

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотехника используется в обучении пересказу (слайд №11). Рассмотрим пример составления мнемодорожки по сказке.

Попробуем сочинить сказку (слайд №13)

Выучить стихотворение: (слайд №14)

Опустел скворечник.

Улетели птицы.

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету,

Липовый, берёзовый,

Красный, разноцветный.

Результат:

У детей:

• расширяется круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Прикреплённые файлы:

mnemotehnika_dbllb.pptx | 4011,71 Кб
 
Публикации по теме:

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников старшего возраста Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления.

Консультация для родителей на тему «Мнемотехника в развитии связной речи детей» Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов.

Консультация по развитию речи «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников» «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников». К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов ДОУ детский сад №15 «Мнемотехника- как средство развития связной речи дошкольников» Воспитатель: Пестрецова.

Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников 1 слайд Актуальность: На сегодняшний день - образная, богатая синонемами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –.

Мнемотехника в речевом развитии дошкольниковМнемотехника в речевом развитии дошкольников Мнемотехника в речевом развитии дошкольников Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и.

Презентация «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников» 1. В соответствии с ФГОС, на этапе завершения дошкольного детства, ребенок должен хорошо владеть связной речью, для того, чтобы общаться.

Использование мнемотехники в развитии связной речи младших дошкольников Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и как мы применяем в работе эту технологию для развития связной речи детей. Слайд Мнемотехника.

Опыт работы «Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников» Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Инновационные формы работы по речевому.

Технология «кроссенс» в развитии связной речи у дошкольников Технология «Кроссенс» в развитии связной речи у дошкольников. Подготовила: Кортюкова Л. М. Сегодня речь о решении речевых задач в контексте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника в развитии связной речи у старших дошкольников
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 13:07
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД