Ольга Жога
«Музыка и цвет». Интегрированное занятие в рамках творческого проекта «Гармония музыки и природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие №2 в рамках творческого проекта
«Гармония музыки и природы»
Программное содержание: Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через музыку и изобразительное искусство. Знакомить с пейзажной живописью и картинами художников – импрессионистов. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образы живописи (цвета) и музыки. Активизировать у детей их внутреннее цветовосприятие окружающего мира, цветовосприятие музыкальных звуков, их фантазию, воображение.
Публикация «„Музыка и цвет“, Интегрированное занятие в рамках творческого проекта „Гармония музыки и природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: музыкальный центр с записями музыки, презентация по содержанию занятия, видеозаписи, ноутбук, экран, видеопроектор, небольшие карточки разных цветов (достаточное количество, чтобы выложить цветные ряды, листы белой бумаги, краски, кисти и другие принадлежности для рисования, пособие по музыкальному восприятию «Смайлики».
Ход:
Звучит «Осень» А. Вивальди с видеорядом, дети свободно входят в зал, останавливаясь в центре.
М. р. - Здравствуйте, ребята! Послушайте мою загадку, и вы поймете, о каком времени года мы сегодня будем с вами разговаривать.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья,
Она птиц к югу отправляет,
Она же и деревья раздевает,
Ребята, когда это бывает?
Дети: Осенью!
М. р. Осень – волшебное время года, с одной стороны, это грусть, печаль, увядающая природа, но, с другой стороны, именно это время года вдохновляет людей искусства на создание поистине шедевров музыки, литературы и живописи. Почему так происходит, мы и попытаемся сегодня разобраться.
ВСЮДУ С НАМИ МУЗЫКА.
Всюду с нами музыка рядышком живёт,
В летнем тёплом дождике песню нам поёт.
Ветерок под музыку водит хоровод,
Пляшет вместе с музыкой весь лесной народ.
Всюду с нами музыка рядышком живёт,
В старой доброй скрипочке свой мотив несёт.
Крылья есть у музыки, если грустно вам,
Вас поднимет музыка прямо к облакам.
Всюду с нами музыка рядышком живёт,
На большую сцену нас с тобой зовёт.
Рассыпает музыка звонкий смех вокруг,
Музыка - волшебница - самый лучший
Друг.
-Мы с вами говорили, что красоту окружающего нас мира природы, любование этой красотой композиторы передавали в своих произведениях. Мы слушали фрагмент скрипичного концерта Антонио Вивальди «Осень» и фортепианную пьесу «Октябрь. Осенняя песнь» П. Чайковского из цикла «Времена года». Сейчас вы снова услышите музыку Чайковского и увидите репродукции картин известных художников на осеннюю тему. Какими звуками, какими красками художники и композитор создавали образ осени в природе? Посмотрите и вслушайтесь….
Звучит «Осенняя песнь» П. Чайковского в сопровождении видеоряда репродукций картин известных художников, красочных иллюстраций на осеннюю тематику.
М. р. Итак, какие чувства, какое настроение вызвало у вас музыкальное произведение, когда вы, слушая его, наблюдали репродукции картин.
Дети: Спокойное, тихое, совсем негрустное.
М. р. Вчера, когда мы просто слушали музыку Чайковского, многие из вас показали грустные смайлики, а сегодня вы говорите, что музыка не очень грустная. Почему так? Попробуем разобраться. Какими красками художники передавали образ осени, каких цветов больше вы заметили?
Дети: Желтыми, оранжевыми, красными, коричневыми и т. д.
М. р. В сочетании этих цветов и состоит волшебство осени. Несмотря на то, что природа увядает, обнажается лес, жухнут травы и цветы, природа, как бы прощаясь с нами до весны, радует наш взор таким и яркими сочетаниями цвета, каких не увидишь больше ни в одно время года. Отсюда и наша совсем негрустная грусть, скорее спокойствие и мир на душе.
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
Раскраснелись клены,
В золоте осинки,
Только дуб зеленый.
Утешает осень:
– Не жалейте лета!
Посмотрите – роща
Золотом одета.
- Открою вам еще один необычный секрет музыки, разные звуки можно окрасить в разные цвета и сочетание этих цветных звуков, подарит различные по цвету музыкальные картины. – Посмотрите на эти репродукции, неправда ли глядя на них, мы внутри себя слышим музыкальные звуки, вот здесь (указывает на определенную репродукцию) светлые, льющиеся откуда – то сверху, а здесь звонкие, искрящиеся, как капли дождя в свете фонарей.
Подойдите к столикам, на одном вы увидите квадраты – карточки разных цветов, на другом краски и листы белой бумаги. Рассаживайтесь вокруг столиков, там, где вам нравиться, мы будем окрашивать музыку в разные цвета.
Дети рассаживаются, в записи звучит нарезка из небольших фрагментов классической музыки («Лунная соната» Л. Бетховена, «Ноктюрн» Ф. Шопена, и т. д.). Дети за одним из столиков, слушая смену музыкальных фрагментов, выкладывают ряд из квадратов разных цветов, в зависимости от смены музыкального настроения. Дети за другим столиком, рисуют определенным цветом линии, другие узоры, также в зависимости от музыкального настроения пьесы (белые листы разделены на сектора, в зависимости от количества прослушанных фрагментов). Данное творческое задание призвано активизировать внутреннее цветовосприятие детей, их фантазию, воображение. По окончании все рассматривают получившиеся рисунки, сопоставляя их с цветными рядами. Очень хорошо, если ряды и рисунки будут в близкой цветовой гамме. Дети делятся своими впечатлениями, снова смайликами определяют свое отношение к занятию.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Вместе с взрослыми нарисовать осеннюю картину, подбирая соответствующие цвета.