Татьяна Ермакова
«Осенняя пора». Интегрированное занятие по развитию речи, рисованию, музыке
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: развивать образное представление; способствовать восприятию красивого в природе, стихах, музыке и живописи.
Атрибуты, оборудование, репертуар: фортепиано; аудио записи музыкальных фрагментов из цикла А. Вивальди «Времена года: Сентябрь»; П. И. Чайковского «Октябрь»; репродукции картин известных русских художников (В. Д. Поленов «Золотая осень», Е. Е. Волков «Октябрь») с изображением ранней и поздней осени, предзимья; портреты художников; чистые листы бумаги; краски, кисточки, емкости для воды; цветные карточки.
Публикация «„Осенняя пора“, Интегрированное занятие по развитию речи, рисованию, музыке» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Ход мероприятия
Музыкальный руководитель зачитывает отрывок стихотворения К. Д. Бальмонта «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало груснее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
-Какое время года описано в стихотворении? (В стихотворении описано осеннее время года.)
-Почему вы так решили (Брусника- осенняя ягода.) Стало холодать. Птицы засобирались домой. Как вы, ребята, понимаете последние строки: «Все деревья блистают в разноцветном уборе»? Какое настроение чувствуется в этом стихотворении? (Чувствуется грустное, печальное настроение.)
-Послушайте, как описывается осень в стихотворении Г. Галиной «Дары осени». (Зачитывается отрывок стихотворения.)
Золотятся между сосен,
Клены желтые стоят…
Что за чудный им наряд
Подарила осень!
Как украсила рябины,
Бросив щедрою рукой
Меж узорчатой листвой
Яркие рубины.
-Если в первом стихотворении слышится грусть, печаль, то здесь- радость, ликование: автор любуется и восхищается осенью. Плоды рябины сравниваются с яркими рубинами- драгоценными камнями. Осень здесь предстает в образе щедрой, доброй волшебницы, которая подарила кленам чудный наряд, украсила рябины, осыпав их рубинами. Оказывается, осень может быть разной : красивой и радостной; грустной и печальной; тоскливой и плаксивой.
Музыкальный руководитель еще раз зачитывает два отрывка.
-Определить в стихах раннюю и позднею осень. Назовите первые признаки осени (Ответы детей)
-Ребята, а какая осень за нашим окном? Какому стихотворению она больше соответствует? (Ответы детей) Мы с вами знаем немало осенних песен. Вспомним некоторые из них. Играю на фортепиано вступление к известным песням. Дети угадывают, вспоминают название. Затем исполняют наиболее полюбившуюся песню, например «Осень пришла» (сл. Е. Авдиенко, муз. В. Герчика).
-Осень- любимая тема писателей, поэтов, музыкантов и художников. Она привлекает своим разнообразием ярких красок, великолепием и неповторимостью, сменой настроений. Вспомним с вами слово «пейзаж»- изображение природы. Скажите, можно ли с помощью красок изобразить природу? (Можно.)
-А звуками можно нарисовать, например, осенний пейзаж?
В музыке, как и в изобразительном искусстве, существует палитра цветов, которая позволяет композитору с помощью звуковой окраски написать музыкальную картинку. Если же художник создает картину краской и кистью, то музыкант сочиняет музыку при помощи инструмента (фортепиано, скрипки, гобоя, арфы).
Педагог исполняет пьесу Р. Бойко «Осенний пейзаж».
-Какая выразительная мелодия! Она рисует в нашем воображении солнечный осенний день, шуршащие листья под ногами, прощальный клекот птиц, кружащих в небе. Скажите, ребята, какой характер музыки? (Характер музыки неспокойный, взволнованный. То звучит громко, то затихает.)
-Как вы думаете, ребята, какую осень изобразил композитор- унылую, радостную, печальную, золотую, грустную, светлую, плаксивую, холодную, ветреную,невзрачную?
Дети еще раз слушают пьесу, затем подбирают слова- определения для описания характера музыки.
-У каждого писателя, композитора, художника своя осень. Перед вами две картины известных русских живописцев Василия Дмитриевича Поленова и Ефима Ефимовича Волкова. Придумайте свое название каждой картине. (Ответы детей.)
-Перед вами репродукция картины Е. Е. Волкова «Октябрь», В. Д. Поленова «Золотая осень».
-Посмотрите на передний план репродукции картины «Золотая осень», где изображены березы. Облетевшая листва пестрым ковром застилает землю. Предзимье. На втором плане, сквозь ветви деревьев, виднеется извилистая река, пока еще не скованная льдом. Но по краям, у берегов, уже виднеются кромки льда. В дали сквозь серую пелену проглядывает лес. На другой стороне реки, в излучине виднеется крыша деревенской избы. На тропинке, ведущей из леса, изображена одинокая фигура немолодой крестьянки, одетой по- зимнему. Чувствуется скорое приближение зимы.
-Определите цветовую палитру красок. Перед вами карточки с разнообразными цветами. Выберите те цвета, которые по вашему мнению, присутствуют в картине. (Преобладают зеленый цвет- от изумрудного до грязно-болотного, а также наличие блекло- желтого, коричневого, серого, светло-синего, белого тонов.)
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Октябрь».
-Определите характер произведения. (Мелодичность, напевность. Мелодия наполнена светлой грустью, сожалением от того, что красота природы быстротечна- буйность красок и чувств переходит в увядание и опустошение.)
-Картина В. Д. Поленова «Золотая осень» наполнена теплом и светом; преобладают ярко- желтые тона, голубой, бордовый цвета. Полдень. Верхушки деревьев отбрасывают тень. Чистое голубое небо. Художник запечатлел самые прекрасные мгновения осенней поры.
-Определите цветовую тональность картины при помощи карточек.
Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года. Сентябрь».
-Обратите внимание на взволнованное приподнятое настроение музыки, в которой слышатся нотки ликования и радости.
-Запечатлейте настроение произведений А. Вивальди и П. Чайковского в цветовых пятнах тех оттенков, которые, по вашему мнению, присутствуют в музыке.
В конце занятия дети вспоминают произведения, авторов, пытаются вспомнить и напеть прослушанные мелодии. Дается задание: нарисовать рисунок на тему «Осень».