План-конспект к занятию по формированию речи «Осенняя пора» в подготовительной группе

Марине Бабаджанян
План-конспект к занятию по формированию речи «Осенняя пора» в подготовительной группе

Задачи:

Образовательные:

Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках.

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме.

Закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.

Развивающие:

Развивать внимание, память.

Улучшать общую моторику и координацию движений.

Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.

Речевые:

Отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений. Способствовать формированию грамматического строя речи.

Активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие.

Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Воспитательные:

Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

Воспитывать чувство любви к родной природе.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, раскрашивание осенних листьев, дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

информационно – рецептивный метод,

словесный метод,

наглядный метод,

практический метод,

игровой метод.

Ход занятия

Воспитатель:Ребята, наше занятие я хочу начать с очень красивого стихотворения, послушайте, пожалуйста внимательно.

Поспевает брусника

Стали дни холоднее

И от птичьего крика

В сердце только грустнее

Стаи птиц улетают - прочь

За синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе!

Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Об осени.

Воспитатель: По каким приметам вы догадались, что это осень?

Дети: Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее, и т. д.

Воспитатель: Какие приметы осени ещё вы знаете?

Дети называют основные приметы осени.

Воспитатель: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?

Дети: Мало света, тепла.

Воспитатель: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?

Дети: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т. д.

Игра «доскажи словечко»

- За осенью идёт… (Зима)

- А после зимы. (Весна)

- После весны идёт. (Лето)

- А за летом наступает (Осень)

- Потом всё повторяется в природе.

Вопросы воспитателя, на которых дети отвечают полным предложениям.

- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

- Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

Воспитатель:А вы знайте как осенние месяцы назывались в старину?

1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель:Вы уже поняли, что осень может быть разной.

В сентябре ещё тёпло. Особенно в начале месяца. В это время паучки начинают летать на своих паутинках, а днём бывает даже жарко, как летом. Это время ещё называют бабьим летом. Но уже чувствуется по утрам и вечерам приближение холодов.

Воспитатель:А сейчас послушайте стихотворения об октябре и ноябре,и вы почувствуйте, чем они отличаются.

Сеет дождик в октябре

Лужи на дороге.

В желтой кружатся листве

Осени тревоги.

Лес багряный за рекой

В белой дымке скрылся

И тумана пеленой,

Как плащом укрылся.

Тучи по небу с утра

Стаями летают.

Дни листки календаря

Октябрю считают.

---

В ноябре и дождь и снег,

Лес стоит весь мрачный.

Знает каждый человек,

Что ноябрь — невзрачный.

В ноябре деревья спят

Прибит дождём осенний сад.

Дождик кончится. Потом,

Покроет снег своим ковром.

Воспитатель:Давайте повторим:Что же происходит в природе осенью?

Рассказы детей.

Физ-минутка

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят,

Словно в танце закружились

И на землю опустились

Отдохнули и опять-

Полетели танцевать.

Игра «Закончи предложение»

Летом небо ясное, а осенью (хмурое)

Летом дни длиннее, а осенью (короче)

Летом воздух теплый, а осенью (холодный)

Летом листья на деревьях зеленые, а осенью (желтые) .

Воспитатель: А вы знайте как меняется жизнь у зверей в лесу осенью?

У кого берлоги нет,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора? (Заяц)

Воспитатель: Расскажите, как подготовился к зиме заяц?

Рассказы детей. К зиме заяц постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. Норы у зайца нет. Зимним днем он обычно спит в в снежной ямке А ночью выходит еду добывать: обгладывает кору упавших деревьев.

Воспитатель: А теперь разгадайте о каком звере идет речь в загадке.

Хитрая плутовка – рыжая воровка

В лесу первая краса,

Догадались, кто? (Лиса)

Воспитатель: Что вы можете рассказать о лисе?

Рассказы детей. Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет пушистым хвостиком нос и, чтобы не замерз, и спит. Лиса очень ловкий и хищный зверек. У нее хороший слух Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь, она быстро раскапывает снег и хватает добычу.

Воспитатель: Отгадайте ещё одну загадку.

Трещат кусты под лапою

Под лапою мохнатою,

Дом ищу себе в лесу,

Крепко выспаться хочу. (Медведь)

Воспитатель: Расскажите, как подготавливается к зиме медведь?

Ответы детей. Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Перед спячкой медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды, мед. Рыбу, не брезгует павшими животными. Зимой у медведицы появляются медвежата, совсем крошечные, величиной с рукавичку. Медведь спит в берлоге пять месяцев. Все это время он обходится без пищи.

Воспитатель: Мы с вами уже говорили о том, что дерево сбрасывает свои литья. А знайте, почему листья опадают?

Дети:Деревья готовятся к зиме. Листочки укроют землю сплошным ковром, чтобы защищать корни деревьев от морозов. Они очень нужны почве и растениям. В них к тому же полезные вещества для почвы. Листья разлагаются, и полезные вещества всасываются в почву.

Воспитатель: Ребята, давайте мы поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний листочек.

Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Насекомые осенью- прячутся, исчезают.

Люди осенью – убирают урожай, утепляются, пашут поля.

Воспитатель: Вы обратили внимание, что у нас стоит ствол дерева без листьев. Давайте мы с вами раскрасим листья в осенние оттенки и прикрепим к нашему дереву. И оно сразу станет нарядным и красивым.

Дети после того, как раскрашивают листья, приклеивают на ствол дерева.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Осенняя пора» Программное содержание: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - развитие общения и воспитание дружеских взаимоотношений.

Конспект занятия для детей старшей группы по развитию речи «Осенняя пора»Конспект занятия для детей старшей группы по развитию речи «Осенняя пора» Конспект занятия для детей старшей группы по развитию речи На тему «Осенняя пора»(с использованием дидактической куклы «Бабушка Арина»).

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Осенняя пора»Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Осенняя пора» «Осенняя пора» Развивающие задачи: Расширять представления детей о характерных признаках осени; Развивать компоненты изобразительной.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Осенняя пора» Цель: • Познакомить детей со временем года осень; • Учить различать месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь) по их характерным признакам; • Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи «Осенняя пора» в средней группе Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого.

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Осенняя пора очей очарования» Тема: «Осенняя пора очей очерования». Программное содержание. Цель: Развивать связную речь детей путем рассказывания по картины. Подготовка.

«Пришла осенняя пора-спортивным праздникам — «ура!» План проведения осенней недели здоровья План проведения осенней недели здоровья «Пришла осенняя пора – спортивным праздникам ура!» Дата проведения: 5-10 октября 2015 год Цель.

Конспект занятия «Осенняя пора, очей очарованье!» Ход занятия Воспитатель: Дети, сегодня утром ко мне в окошко залетел красивый осенний лист. Вот он (показывает). Какое дерево потеряло его?.

Проект в старшей группе «Осенняя пора-очей очарование» Проект "Осенняя пора очей очарованье в старшей группе" Продолжительность: 1 неделя (краткосрочный) Цель: расширять представления детей об.

Прогулка в старшей группе Тема: «Осенняя пора»Прогулка в старшей группе Тема: «Осенняя пора» С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому организация прогулок с детьми.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
План-конспект к занятию по формированию речи «Осенняя пора» в подготовительной группе
Опубликовано: 18 марта 2016 в 20:44
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о занятии по лепке «Мир вокруг нас. Птицы» в старшей группе
Задачи: - продолжать знакомить детей с многообразием птиц; - вызвать у детей эмоциональный отклик и желание создавать образ птички в технике...
Фотоотчет о тематической неделе «Здоровье»
Доброго времени суток, всем гостям, которые зашли на мою страничку. В рамках проведения в детском саду тематической недели "Здоровья" прошел смотр - конкурс...
Мастер-класс «Цветок пиона» по изготовлению цветов из бумажных салфеток
Представляю мастер – класс по изготовлению цветов из бумажных салфеток. Любой праздник сопровождается предварительными дизайнерскими работами, для...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Лунтик в гостях у ребят» по...
Конспект индивидуального логопедического занятия « Лунтик в гостях у ребят» Цель: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях. Задачи:...
Мастер-класс «Возможности домино в развитии познавательной активности»
«Возможности домино в развитии познавательной активности, логического мышления. Стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных...