Олеся Лаврентьева
Музыка как здоровьесберегающий потенциал на занятиях по элементарному музицированию
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка как здоровьесберегающий потенциал на занятиях по элементарному музицированию
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития.
Дошкольный возраст является наиболее благодатным для всестороннего развития будущей личности. В последнее время животрепещущей темой становится культура и эстетическая сторона развития человека. Именно творческие, близкие к искусству люди творят историю, создают шедевры, пишут поэмы. И пусть воспитанники группы раннего эстетического развития пока еще дети (4-7 лет, благодаря специально организованной пространственной среде и четко скоординированной деятельности педагогов, синтезирующих все виды художественной деятельности, они создают свои собственные, порой неожиданные произведения искусства.
Публикация «Музыка как здоровьесберегающий потенциал на занятиях по элементарному музицированию» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного развития организма.
Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.
На основе изучения результатов исследований, был сделан вывод, что на состояние здоровья ребё нка в условиях Севера влияют следующие факторы:
-климатогеографические: низкие температуры воздуха, недостаток солнца, биомагнитные бури, дефицит двигательной активности;
-техногенные: неблагоприятная экологическая обстановка, выбросы газа;
-биологические: ухудшение состояния здоровья женщин, неполноценное питание;
-социальные: падение уровня жизни, стрессы, низкий уровень грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, недостаточность врачебного контроля.
Дети с ослабленным здоровьем, как правило, отстают от сверстников в общем развитии, у них не сформированы навыки общения, с задержкой формируется личностный комфорт, доминируют отрицательные эмоции, психоэмоциональный статус характеризуется состоянием тревожности, патологически повышенным напряжением.
Музыка как один из видов искусства, близка, понятна и любима детьми. Занятия музыкой могут являться одним из действенных звеньев в лечебной педагогике. Особый акцент с целью усиления терапевтического воздействия педагогами сделан на использовании метода элементарного музицирования. Его основоположником является Карл Орф. Именно совместное музицирование в синтезе хорового пения, инструментальной игры, движений создаёт благоприятную возможность для самовыражения и снятия психофизической напряжённости больного ребёнка.
К. Кениг в работе «К вопросу музыкальной терапии в лечебной педагогике» отмечал, что там, где должно быть достигнуто глубокое влияние музыки на организм, должен терапевтически действовать только музицирующий человек, как поющий, как владеющий инструментом и как воплощающий музыку в плане движения [2, с. 5].
Групповое музицирование на инструментах, предложенное К. Орфом, обеспечивает уникальную возможность без специальной музыкальной подготовки музицировать на различных инструментах, где в основе лежит ритм - наиболее близкий природной детской сущности элемент музыки, который соединён с движением, речью, драматическим действием.
К. Орф так определял понятие «Элементарный» : «… элементарная музыка- это не музыка сама по себе; она связана с движением, танцем и словом; её нужно самому создать; в неё нужно включиться не как слушатель, а как её участник… Она не знает крупных форм архитектоники, она связана с небольшими хороводными формами, с простым видом рондо… В мелодии отправным пунктом стал для нас зов кукушки, нисходящая терция, попевка на двух ступенях, которая шаг за шагом расширялась и превращалась в звукоряд без полутонов, в мажорную пентатонику. Речевой основой стали имена, считалочки и простейшие детские песни. Это был мир доступный детям…»
[2, с. 5].
Элементарное - это изначальное. Но не примитивное. Оно в простой форме может передавать «высокое» и «значительное» и, само собой разумеется, не является искусством второго ранга. Есть музыка высокодуховная и очень простая. Музицирование - это первозданный метод приобщения человека к музыке, древнейшая, первичная музыкальная стихия. Она понятна детям как игра в кубики, и к ней ребёнок должен прикоснуться на ранней стадии развития так, как она – залог его будущего музыкального развития.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМ.
Знакомство с инструментами: шумовыми (шеркунки, свистульки, ритмическими (клавесы, бубны, барабаны, ложки, треугольник, трещотка, тарелка, колокольчик, погремушки, кастаньеты, мелодическими (дудочка, блокфлейта, штабшпили - металлофон, ксилофон); упражнения и игры, направленные на активное усвоение детских музыкальных инструментов, участие детей в создании элементарной музыки, расширение сферы моторных действий, совершенствование речи, дыхания, коммуникативных навыков.
Репертуар: «Наш дом» [8, с. 1], «Тень и тишина» [8, с. 5], «Веселые инструменты» [ 8, с. 13).
Игры со звуком, направленные на самостоятельный поиск звукоизвлечений, освоение ритмических и звуковых партитур: упражнения и игры, направленные на развитие тембрового слуха, сенсорное развитие, музыкальное творчество.
Репертуар: «Утренние звуки» [7, с. 49], «Тень и тишина» [7, с. 49)
Использование звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы) : подготовительная фаза к инструментальной игре на инструментах Орф- оркестра. Эффективный вид творческой деятельности, выраженный в различных ритмических и звуковых модификациях. Их использование позволяет развивать акустическую, ритмическую, моторную, тактильную и визуальную восприимчивость. При чередовании состояний напряжения и расслабления при «телесной игре» поддерживается психическая и соматическая стабильность.
Репертуар: «Хохотальная разминка» [8, с. 79], «Скок-скок» [8, с. 63], «Чепуха» [8, с. 80).
Развитие ритма и, слуха, ансамблевого чувства- игры импровизации с пением, звучащими жестами, инструментами.
Пальчиковые игры и игры с клавесами: речевые, песенные модели (от образа, созданного пальцами - к ролевой игре- драматизации, развивающие координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление.
Репертуар: «Рондо с палочками» [6, с. 32], «Забава с пальчиками» [2, с. 99].
Ритмическая декламация как фактор естественного упорядочения, гармонизации и нормализации состояния ребёнка. Игры и упражнения на совершенствование речи, приобретение навыков совместной инструментальной игры.
Репертуар: «Совершенно непонятно» [9, с. 12], «Веселые мыши» [9, с. 14].
Игры на коммуникативное развитие: уметь обращаться друг к другу, вести диалог, уважать противоположное мнение, уступать.
Репертуар: «Приветствие» [2, с. 71], «Бинго» [1, с. 24], «Спичка- выскочка» [2, с. 71].
Игры на эмоциональное развитие с использованием карт, мячей настроения. Идентификация инструментального звучания с настроением.
Репертуар: «Мячи настроения» [2, с. 83], «Растяпа», «Яша» [2, с. 85].
Так же активно ведется работа с родителями. Родителям предлагаются различные формы сотрудничества, которые организуются в нескольких направлениях:
-Наглядная пропаганда;
-Совместное изготовление шумовых, музыкальных инструментов для шумового оркестра;
-Ознакомление с принципами творческого музицирования Карла Орфа;
-Ознакомление с авторской методикой использования в обучении музыке детских музыкальных инструментов;
-Родительские собрания;
-Консультации;
-Вечера вопросов и ответов;
-Совместные выступления оркестра шумовых инструментов.
Огромную роль в музыкальном развитии ребенка играет совместное домашнее музицирование, исполнение песен, изготовление шумовых инструментов и т. д. Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение – без этого трудно организовать семейное музыкальное воспитание. Ежемесячно я готовлю для родителей консультации. Некоторые темы вопросов, которые освещаю, подсказывают сами родители. Многие родители ценят консультации и семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, мы вместе поём, разучиваем игры, упражнения- сопровождая все игрой на шумовых инструментах.
В результате практики применения здоровьесберегающих технологий, у детей отмечается сокращение, смягчение периода адаптации, улучшение двигательной активности, речевого общения, эмоционального фона, личностного комфорта, коммуникативных отношений, снижения уровня тревожности, снятие мышечного напряжения, отмечается оптимизация творческого процесса, дети с большим интересом приходят на уроки, активно участвуют в классных и школьных мероприятиях.
Список литературы
1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы- игры для детей: учеб. пособие. - СПб. : Изд-во «Музыкальная политра», 2004.-36 с.
2. Голубева Н. В. Соловушка: программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). – Тюмень: Изд. - во ТГУ, 2000.- 112 с.
3. Голубева Н. В., Каменева Т. Е. Серебряный колокольчик: программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). – Тюмень: Изд. - во «Вектор Бук», 2002.- 44 с.
4. Манчук В. Т. ГУНИИ медицинских проблем Севера СО РАМН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: old medicinarf.ru/2972/2973
5. Рудина Н, Сазонова О. Программа «Урок здоровья» объедения валеологии: сборник авторских программ дополнительного образования детей. - М. : «Народное образование», 2002.- 311 с
6. Тютюнникова Т. Э. «Веселая шарманка» : Шумовой оркестр для детей: учеб. пособие- СПб. : Изд-во «Музыкальная политра», 2009.-88 с.
7. Тютюнникова Т. Э. Доноткино: учеб. пособие для начального музыкального воспитания и развития- СПб. : Изд-во «Музыкальная политра», 2011.-80 с.
8. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки : система обучения К. Орфа: учеб. пособие. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2001.- 94, [2] с.
9. Тютюнникова Т. Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование : музыка, речь, движение» : игры с инструментами: учеб. пособие- СПб. : Изд-во «Музыкальная политра», 2009.-24 с.