Ульянова Ирина Анатольевна
«Музыкальная гостиная» как средство оптимизации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкальная гостиная» как средство оптимизации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.
ЦЕЛЬ
Развитие музыкально - творческого потенциала педагогов, как следствие - повышение качества работы с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию.
Задачи
1. Обеспечение музыкального развития педагогов;
2. Осуществление взаимодействия музыкального руководителя и педагогов;
3. Повышение уровня музыкального развития детей.
Публикация «„Музыкальная гостиная“ как средство оптимизации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям, приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Музыкальное занятие делится на разделы. Сегодня мы рассмотрим основные разделы музыкальной деятельности.
1 раздел «Восприятие музыки»
При слушании музыки педагог (воспитатель) личным примером воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях тихо дает указания детям, следит за дисциплиной.
Задание №1
Материал: Набор карточек разных цветов и оттенков.
Музыкальный репертуар : Классическая музыка, джаз, рок-н-ролл, вальс, народная музыка.
Методика проведения: У каждого педагога конверт с набором карточек.
Музыкальный руководитель : Прослушайте музыкальное произведение.
Вопросы: Какое настроение передает эта музыка?
В какой цвет вы бы окрасили эту музыку?
(Педагог показывают карточки определенного цвета и объясняют свой выбор)
Задание №2
Музыкальный репертуар : инструментальная и вокальная музыка (марш, песня, танец)
Методика проведения: Педагоги прослушивают музыкальные отрывки произведений, определяют и соотносят иллюстрации с прослушанной музыкой.
Музыкальный репертуар : Р. Шуман «Солдатский марш», П. Чайковский «Вальс», р. нар. мел. «Со вьюном я хожу».
2. Раздел «ПЕНИЕ»
Педагог (воспитатель) при разучивании новой песни поёт с детьми, показывает правильную артикуляцию, правильное произношение слов (на мелодии).
Но! ни в коем случае не учит слова до знакомства с мелодией.
При дальнейшем разучивании и совершенствовании исполнения песни на 2-ом этапе первые занятия поёт песни с детьми, на 4 – 5-ом этапе только подпевает в трудных местах, может петь «без голоса» - артикуляционно, показывает кивком головы правильное вступление.
При выразительном исполнении детьми песни, находящейся на 3-ем этапе разучивания, воспитатель не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное, эмоционально-выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Исключение – пение песен с детьми младших групп, где зачастую ещё нет опыта хоровой деятельности, и разучиваемый материал не достигает третьего этапа исполнения без помощи взрослого.
Задание №1
Материал: Шапочки-маски, театральный реквизит (корзина, инструменты, игрушки и т. д., набор карточек, передающих содержание песни.
Методика проведения: По группе педагогов (4-5 человек) предлагается выбрать карточку, иллюстрирующую содержание песни. Педагоги вспоминая текст песни, обдумывают варианты обыгрывания содержания песни. Надев шапочки-маски, взяв атрибуты, педагоги инсценируют песни.
Музыкальный репертуар : Песни «Антошка», «Два веселых гуся», «Песенка кузнечика» и т. д.
Задание №2
Цель: Определить уровень чистоты интонирования мелодии, умение петь естественным звуком, умение сочинить свою мелодию на заданный текст.
Методика проведения: Педагогам предлагаются небольшие четверостишия, обдумывая варианты, педагоги сочиняют свою мелодию, находят нужную интонацию.
Примечание: Характер придуманной мелодии должен соответствовать характеру текста.
3. Раздел «Элементарное музицирование»
Педагог (воспитатель) помогает детям предавать ритмическую пульсацию и ритмический рисунок.
Задание №1
Материал: Металлофон, треугольники, бубны, колокольчики и т. д.
Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогам прослушать муз. отрывок русской народной мелодии. Далее предлагает педагогам украсить мелодию игрой на инструментах, ритмически отстукивая мелодию произведения.
Задание №2
Материал: Набор музыкальных инструментов (металлофон, ксилофон, набор шумовых инструментов)
Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогу сочинить песенку для игрушки и придумать ей название.
Пример: «Мишка загрустил», «Беленький зайка», «Песенка про кошечку».
4. Раздел «Основные навыки театрального мастерства»
Педагог (воспитатель) наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом, говорит, что неудачно получается, какие движения следует вынести на упражнение для дальнейшего её совершенствования.
Задание№1
Материал: фонограммы с разнохарактерной музыкой, шапочки-маски.
Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогу прослушать музыкальное произведение. Педагогу нужно соотнести услышанную музыку с соответствующей маской животного и под музыку с помощью мимики и пластики изобразить это животное.
Задание №2
Материал: Небольшие отрывки стихотворения.
Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогам прочесть небольшие отрывки стихотворений от лица разных персонажей использую мимику, жесты, интонационную речь.
Пример: «Трусливый заяц», «Хитрая лиса», «Злой волк», «Страшный медведь» и т. д.
5. Раздел «Пляска»
Во время исполнения детьми плясок, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем (мелодия напевается ими) или с ребёнком (музыкальный руководитель играет). В пляске хороводной 1-2 раза воспитатель танцует вместе с детьми, затем дети танцуют самостоятельно.
В плясках-импровизациях, проводимых с детьми старших возрастов, воспитатель не участвует, так как эти пляски проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он только записывает последовательность сочинённых детьми движений, и в конце пляски может одобрить их. Воспитатель может по согласованию с музыкальным руководителем сымпровизировать пляску, а детям предложить выполнить её по-своему.
В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность воспитателя на праздничных утренниках разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
Из числа воспитателей, как правило, выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками дошкольного учреждения: в какой момент необходимо переодеть, вывести детей и т. д.
Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.
Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.
Стоит остановиться на внешнем виде и месте расположения воспитателя на празднике.
Прежде всего – внешний вид. И ведущий и воспитатели/педагоги, участвующие в празднике должны выглядеть аккуратно, интеллигентно и нарядно, даже если они присутствуют в зале эпизодически. Наряд педагога не должен быть кричащим или слишком ярким, чтобы не отвлекать внимание зрителей от детей. Он должен быть удобным, чтобы педагог мог и присесть и наклониться и быстро пройти по залу. Существуют несколько «табу» : глубокое декольте и мини, макси в пол, слишком высокий каблук и платформа.
Место ведущей часто определяется пространством музыкального зала – играют роль и расположение дверей, сцены, и расположением детей в ходе праздника. Где бы ни расположился ведущий, основное условие – он визуально не перекрывает детей.
Педагоги, которые участвуют вместе с детьми в празднике, также соблюдают некоторые правила: в случае необходимости передвигаются по залу позади детей, направляют их незаметно, лучше всего – давая тихие словесные указания и команды, своевременно и тактично приходят на помощь детям в случае затруднений. Своевременно приходят на помощь ведущему и музыкальному руководителю в случае непредвиденных заминок в ходе праздника. На этот случай нужно заранее оговорить несколько диалогов или игр для родителей, несложную игру для детей. Если дети по ходу сценария сидят на стульчиках, воспитатель присаживается вместе с ними, в конце ряда.
Особого внимания заслуживает тема «шпаргалок». Недопустимо чтение ведущего и героев «с листа». Диалоги героев должны быть выучены и отрепетированы. Исключение может составлять красиво оформленная, маленькая открытка в руках у ведущей (не папка, и не стопка листов) – в ней может быть порядок номеров и важные реплики. В случае необходимости порядок номеров и подсказки могут быть расположены на входе или на декорациях, например, с обратной стороны занавеса или елки. В крайнем случае, педагог может заглянуть туда, передвигаясь по залу в соответствии с сюжетом.
При проведении праздника ведущий должен:
• знать сценарий;
• владеть залом;
• знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения;
• регулировать регламент, темп проведения праздника;
• поддерживать взаимосвязь между музыкальным руководителем, воспитателями, лучше всего посредством условных сигналов;
• избегать дисциплинарных указаний и замечаний, отдавая предпочтение невербальным тактичным сигналам детям и воспитателям;
• «видеть» всех детей.
Слаженная работа коллектива дошкольного учреждения обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни дошкольного учреждения, имеющее большое воспитательное значение.
Используемая литература
• Арцеменди А. Л., «Дошкольное музыкальное воспитание» перевод с испанского. Методическое пособие. М. ; Прогресс, 1989 г.
• Буренина А. И «Кукляндия». Учебное – методическое пособие по театрализованной деятельности – СПБ; издательство «Музыкальная палитра» 2008 г.
• Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». Учебное пособие: «Дошкольная педагогика и психология». М. ; «Просвещение», 1983 г.
• Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду». Методическое пособие. – Ярославль; Академия развития. 2006 г.
• Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». Пособие – М. ; Вако, 2006 г.
• Девятова Т. Н. «Звук волшебник». Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М. ; Линко – Пресс, 2006 г.
• Комиссарова Л. Н. ; Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. – Москва «Просвещение» 1986 г.
• Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах; Книга из опыта работы. М. ; Просвещение, 1990 г.
• Метлов Н. А. «Музыка – детям»; Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада. М. ; Просвещение, 1985 г.
• Куцакова Л. В. ; Мерзлякова С. И. «Воспитание ребенка дошкольника»; Программа – методическое пособие «Росинка». М. ; – Гуманит. Издательский центр Владос, 2004 г.
• Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – Учебное пособие. М. ; Гуманит изд. Центр Владос. 1997 г.
• Роот З. Я. «Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста»; Пособие для музыкальных руководителей. М. ; Айрис – пресс, 2004 г.
• Суворова Т. И. «Танцуй малыш». Методическое пособие. ; СПБ; 2007 г.
• Сауко Т. Н. ; Буренина А. И. «Топ – хлоп, малыши». Программа музыкально – ритмического воспитания детей 2-3 лет – СПБ; 2001 г.
• Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музыцирование», Программа «Элементарное музыцирование с дошкольниками»; СПБ; Лоиро, 2003 г.