Людмила Кухарчик (Тимченко)
«Музыкальный паровозик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект тематического занятия для детей 4-5 лет
Цель:
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного настроения и характера исполнения в процессе музыкальной деятельности
Задачи:
Продолжать учить детей различать средства музыкальной выразительности, создающие музыкальный образ : темп, динамика, регистры, настроение.
Публикация «„Музыкальный паровозик“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Отрабатывать более качественное выполнение танцевальных движений: выставление ноги на носочек, мягкая пружинка, поскок с ноги на ногу.
Развивать певческие умения в процессе исполнения песен веселого, подвижного характера.
Следить за правильной артикуляцией и своевременной сменой дыхания.
Закрепить знания детей о металлофоне.
Разнообразить способы игры на ударных детских музыкальных инструментах.
Воспитывать коммуникативные качества, дружеское отношение к музыкальным героям.
Материалы и оборудование:
• Макет музыкального паровозика с окошками и картинками животных.
• Набор картинок с эмоциями
• Фигуры двух клоунов (веселого и грустного)
• Набор детских музыкальных инструментов
• Волшебная коробочка
• Колпачки по количеству детей
Ход занятия:
Дети под музыку «Марш» Ф. Шуберт заходят в зал. Встают в круг.
Исполняют вместе с музыкальным руководителем приветственную ритуальную песенку «Хлоп да Топ» с элементами самомассажа (по мажорному трезвучию)
-Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп (похлопывания правой рукой по левой в направлении от кисти до плеча и наоборот)
-Здравствуйте, сапожки - топ, топ, топ (притопы)
-Здравствуйте, ушки - ух, ух, ух (потираем ушки)
-Розовые щечки – плюх, плюх, плюх (пощипывания своих щечек)
-Здравствуйте, губки – чмок, чмок, чмок (губами дети причмокивают 3 раза)
-Здравствуйте, зубки - щелк, щелк, щелк
(дети широко открывают рот и на улыбке показывают зубки)
-Наши локоточки - тра-та-та- (руки согнуты в локтях, ударяем по бокам)
- Здравствуйте,дети - да-да-да (прыжки на двух ногах)
Музыкальный руководитель :
-На месте ножки не стоят, поплясать они хотят – дети выполняют мягкую пружинку.
-На носок, на носок, потанцуй со мной, дружок!- выставляют на носок правую, левую ногу.
-Вниз, вверх, вниз, вверх - мы танцуем лучше всех! - дети выполняют мягкую пружинку и кружатся на носочках вокруг себя.
Дети повторяют движения под музыку «Полька»М. Глинка
Воспитатель: (демонстрируя правильное выполнение поскока)
- Ой, смотрите, на дорожке поскакали наши ножки, раз подскок, два подскок, веселей танцуй, дружок!
Дети выполняют поскоки с ноги на ногу «Скачут по дорожке.» А. Филиппенко
Воспитатель помогает словесно и практически тем детям, у которых не получается выполнение. С окончанием музыки дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель : (выставляется макет паровоза с окошками для картинок)
- У ворот паровоз, он гостей к нам в сад привез. Слышите, ребята - едут к нам зверята.
Дети прослушивают музыкальные пьесы «Слон» Сен-Санс, «Ежик» Д. Б. Кабалевский.
Определяют музыкальный образ, выбирают соответствующую картинку и передают характер музыки в ударах кулачками по коленкам (слон) или уколы пальчиками по ладошке (ежик)
Музыкальный руководитель :
- Вот какая красота, встрече радуются друзья. Мы гостей встречаем - песню запеваем
Дети исполняют песню «Паровоз» муз. Г. Эрнесакс, слова С. Эрнесакс
Используются различные приемы пения:
-шепотом, со сменой динамических оттенков (близко - далеко)
- от лица Слона - тяжело, отчетливо, с четкой артикуляцией.
-от лица Ежика - резко, отрывисто, подвижно, следя за правильным дыханием.
Музыкальный руководитель :
- Улыбнитесь все вокруг, к нам приехал новый друг (показ игрушки клоуна)
Прослушивание «Клоуны» Д. Б. Кабалевский
Музыкальный руководитель :
- А как вы думаете, дети, наш клоун приехал один или с другом?
прослушивание 1 и 2 части.
Дети определяют, что клоунов двое и настроение у них разное.
Дидактическая игра «Определи и изобрази»(любой вариант)
1 вариант - При повторном прослушивании дети показывают жестами и мимикой, когда меняется настроение мелодии, как бы изображая образ веселого и печального клоуна.
2 вариант - У детей в руках две карточки с изображением эмоционального состояния. При повторном прослушивании дети поднимают соответствующие карточки, определяя характер музыкальной части.
Музыкальный руководитель :
-Дети, а мы с вами можем помочь нашему печальному клоуну?
Дети предлагают свои варианты помощи (пожалеть, угостить, развеселить и т. д.)
Воспитатель исполняет попевку «Клоун Бим»,
музыкальный руководитель играет мелодию попевки на металлофоне или дудочке
Музыкальный руководитель :
- А как называется инструмент, на котором я исполняла песенку? Какой из инструментов вам понравился по звучанию? Предлагаю все вместе научить клоуна смеяться
Все дети исполняют попевку «Жил веселый клоун Бим» со звучащими жестами (щелчки, хлопки, шлепки, притопы и т. д. по выбору музыкального руководителя)
Жил веселый клоун Бим маленького роста,
И смеялся клоун Бим чрезвычайно просто.
Ха-ха-ха да хе-хе-хе, хи-хи-хи да плюх,плюх.
МА-ма-ма да ме-ме-ме, ми-ми-ми да трюх,трюх.
Музыкальный руководитель :
- Вы также можете быть веселыми музыкантами и подарить нашим друзьям свою музыку
«Веселый оркестр» с ударными инструментами «Полька» И. Штраус
В процессе игры педагог предлагает разные способы игры на бубне (показ,музыкальный молоточек может стучать по разным частям тела. На металлофоне - стакатто и глиссандо.
Музыкальный руководитель :
- Вот какой наш детский сад, гостям всегда наш садик рад и споем мы о том, как в саду своем живем
Дети исполняют песню «Детский сад» А. Филиппенко и Т. Волгина
Воспитатель- А клоун Бим всех благодарит и фокус показать спешит (показывает волшебную коробочку с двойным коробом) Коробочку открываем (а внутри пусто)- ой, ничего и нет?
Музыкальный руководитель :
- Получишь чудо, ты дружок, если побежишь в кружок.
Дети выбегают и встают в круг.
Музыкальный руководитель :
-А клоун Бим просит всех детей на коробочку подуть (чередование короткого и длинного выдоха)
Пальчиком постучать и дружно сказать: бим, бам, бом - чудо просим в дом!
(открываем вторую половину коробочки, а в ней находим колпачки для всех детей)
Волшебная коробочка- выполняется из картонной коробки, внутри вставляется перегородка, которая делит коробочку на две половинки. Одна половинка остается пустой,а во второй- лежит сюрприз. Вверх коробки выполнен по типу спичечного коробка. Коробка обклеивается самоклеющиейся пленкой яркого цвета, отмечая цветом или орнаментом ту половину, в которой спрятан сюрприз. Вначале детям выдвигается та половина коробки. В которой ничего не лежит. После манипуляций детям выдвигается та половина коробки,в которой лежит сюрприз.
Воспитатель - Вот подарок от гостей, так пляшите веселей!
«Пляска маленьких клоунят» «Шуточка» В. Селиванов
Дети одевают колпачки и импровизируют любые танцевальные движения в характере веселой озорной музыки по выбору музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель подводит итоги: Кто приезжал в гости к детям? Кто подарил колпачки? С каким настроением мы возвращаемся домой?
Дети уезжают «паровозиком» из зала.
Список использованных материалов
1. Программа «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева. Средняя группа, диск 1-2