Приложение МААМ

«Наблюдения в природе с детьми раннего возраста»

Елена Козлова
«Наблюдения в природе с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, радость общения с природой, неповторимость, научить беречь и любить природу – задача и долг взрослых.

Ознакомление детей с природой является одним из важных средств всестороннего развития ребёнка, формирования нравственных чувств (развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру) и эстетических (умение видеть красоту природы, научиться ценить и пользоваться увиденным восприятием). Непосредственное общение детей с живой природой одно из средств развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, которое является одной из важнейших задач развития детей.

Публикация «„Наблюдения в природе с детьми раннего возраста“» размещена в разделах

Наиболее эффективным, ярким, познавательным, неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия, методом ознакомления детей с природой, конечно, является наблюдение.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всём её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать её особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Также наблюдения решают одну из важнейших задач нравственного воспитания – бережное отношение к природе.

Виды наблюдений :

• кратковременные (за погодой, поведением птиц, животных).

• длительные (за развитием растений, сезонными явлениями).

В ходе этих наблюдений у детей развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

Наблюдения можно проводить как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от целей и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателями.

Для успешного достижения цели наблюдения можно выделить специальные приёмы, организующие активное восприятие детей:

• вопросы,

• обследование объекта наблюдения,

• сравнение объектов между собой,

• установление связей между отдельными объектами и явлениями природы.

Для того чтобы детям раннего возраста проще было усвоить предлагаемый материал, необходимо сопровождать наблюдение точной речью, регулировать наблюдение по времени, объёму и содержанию.

Требования к организации наблюдения :

• Цель и задача наблюдения должны быть поставлены чётко и конкретно;

• Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний;

• В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь;

Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей;

Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней;

• Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм последующей работы;

• В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, и очень важно, отношение к нему.

Для закрепления знаний детей о природе можно использовать :

1. Календарь погоды;

2. Иллюстративно-наглядный материал;

3. Использование художественной природоведческой литературы;

4. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы;

5. Беседа о природе;

6. Дидактические игры.

Как же готовиться к наблюдению?

Прежде всего, необходимо определить место наблюдения, задачи, затем выбрать объект наблюдения (растение, животное, объект неживой природы, который должен быть для детей интересным, доступным для восприятия. В процессе наблюдения большое внимание следует уделять организации детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним – покормить, поиграть, полить и т. д. Продумывая организацию и руководство наблюдения детей, необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малыша. В процессе наблюдения воспитателю надо стараться, чтобы оно проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

Публикации по теме:

Осенние фантазии Каждый год осень нас радует своей разноцветной красотой. Не возможно, не заметить эту красоту, из которой можно создавать разные творческие.

Электронная презентация «Такая разная природа» Электронная презентация "Такая разная природа" составлена для работы с детьми всех возрастов в ДОУ. Этот красочный материал в виде слайдов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Наблюдения в природе с детьми раннего возраста»
Опубликовано: 1 июня 2014 в 19:15
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Наблюдения в природе с детьми раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Козлова (УИ 195466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД