Гульсира Харасова
«Национальный костюм башкир»
▼ Скачать + Заказать документы
Национальный костюм башкир
В настоящее время во всем мире повышенный интерес к традиционной культуре различных этносов. Интерес этот выражается в разных формах: кухня, музыка, песни, танцы. В нашей ДОУ проводится большая работа с детьми дошкольного возраста по сохранению традиции и обычаев народов нашего края. Дети с большим интересом знакомятся с бытом, фольклором. Особенно нравится детям национальные башкирские танцы, а какой танец без национального костюма.
Публикация «„Национальный костюм башкир“» размещена в разделах
До конца 19 века мужская и женская одежда отличались не только формой и покроем, сколько приемами декоративно-художественного оформления. Носили рубахи или платья (кулдэк, штаны «с широкими шагом» (ыштан, безрукавный короткий камзол (камзул) или кафтан (кэзэки). В торжественный или официальны обстановке надевали шелковые или бархатные халаты (елэн, бешметы (бишмет). Теплой одеждой служили суконные
Чекмени (сэкмэн, шубы (тун, тулупы (толоп). В мужской костюм входили штаны (салбар) из плотной ткани. Рубахи и платья имели туникообразный (без швов в плечах)
покрой. Верхняя одежда кроилась приталенной, расклешенной в полах, с косыми плечевыми срезами, округлой проймой. На камзол или кафтан было принято надевать тканевый или суконный халат. Другой особенностью одежды было включение халатов и даже шуб в праздничный комплект. Старинные еляны и чекмены вышивались разноцветным узором, украшались цветным сукном, позументом, нашивками кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях. В музейных собраниях сохранились праздничные шубы, крытые бархатом, шелком, отделенные мехом выдры, лисы (Кам тун, тэлкэ тун). На севере Башкортостана верхняя одежда рано и в разряд сезонной. Праздничный костюм в 19 веке состоял здесь из платья и камзола, а с конца 19 века у молодых женщин – из платья фартука. Их шили из орнаментированной домашней ткани или из фабричной,вышитой узорами. Так же украшали мужские праздничные рубахи; штаны шили из бранного холста. Вышивка и аппликация на платьях и фартуках были
Приняты у зауральских башкир. Вышивались также мужские рубахи и пояса.
Традиционная обувь (сапоги, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливалась из кожи
домашней выделки. В южных и юго– восточных скотоводческих районах кожаные сапоги
(итек) носило почти все взрослое население. В других местах сапоги были преимущественно обувью молодых мужчин. Праздничные сапоги имели каблук, шпунты и подковы, их украшали металлическими заклепками. Нарядно выглядели и женские башмаки (сапоги, ката) с цветочной строчкой, шерстяными кисточками.
В качестве летней и осенней рабочей обуви носили лапти (сабата).
Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально-имущественное положение человека. Женские головные уборы, особенно праздничные, отличались яркой декоративностью, разнообразием нашивок из кораллов, монет, серебряных блях. В истории 18-19вв. описываются богатые уборы кашмау и калябаш, сплошь покрытые серебром и кораллами. Молодые невесты носили покрывало- кушъяулык, украшая его вышивкой, а подбородную тесьму –монетами, бисером. Вместе с ним или с обычным платком, повязанным по- мусульмански за два соседние угла, часто надевали маленькие шапочки-колпачки (колпак). Головным убором пожилых женщин был полотняный или ситцевый платок; богатые башкирки поверх платка надевали меховые шапки (kама бурек)
С плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Многие вязали пуховые шали и платки. Имели распространение шелковые и кашемировые шали, девичьи головные уборы-ободки (манлайса) с бусами и монетами, боковыми подвесками- кистями (суk,иногда с накосной лентой,в редких случаях девушки носили тюбетейки. Традиционно мужские головные уборы изготавливались из овчины, меха, войлока, покупных тканей. Повседневной для мужчин всех возрастов была небольшая стеганая шапочка –тюбетейка (тубэтэй, у пожилых темная, у людей среднего и особенно молодого возраста – цветная (зеленая, красная, синяя, иногда вышитая шерстью и шелком, украшенная бисером, кораллами, позументом. Были распространены меховые шапки (бурек, кэпэс) из овчины, из шкуры волка, рыси, крытые сверху тканью; их край окаймляла узкая выпушка или полоска более дорогого меха. Ценились шапки из выдры, бобра, из лисьих шкурок и лисьих лапок.
Люди духовного сана на тюбетейку повязывали белую чалму. Костюмы дополняли многочисленные украшения из кораллов и серебра. В башкирской одежде в начале 20в. сохранялось немало территориальных различий, в основе которых лежат племенные и родовые культовые традиции. В60-х годах 20 века были выделены и описаны костюмные локальные комплексы. С изменениями в социально- экономического развития многие традиции утрачены. До 50-60-х гг. 20в. они сохранялись у людей старшего поколения. К концу 20 века существенно видоизмененный, сохранился, главным образом, в фольклорных коллективах.