Папки-передвижки

«Народная игрушка в воспитательно– образовательной работе ДОУ».

Наталья Васильева
«Народная игрушка в воспитательно– образовательной работе ДОУ».

«Народная игрушка говорит о том, что народ - топкий психолог, который умеет видеть и понимать ребенка таким, каков он есть, с его интересами и потребностями» - утверждает Е. А. Флерина.

Утверждение, что ребенок развивается в игре давно ни у кого не вызывает сомнения. Известный врач и педагог Аркин называл этот вид деятельности «ПСИХИЧЕСКИМ ВИТАМИНОМ». В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность.

Публикация «„Народная игрушка в воспитательно– образовательной работе ДОУ“,» размещена в разделах

Родители и педагоги могут влиять на содержание и сюжеты детских игр, знакомя детей с жизнью и деятельностью взрослых, принимая непосредственное участие в игре, а также подбирая соответствующие игрушки.

Игрушка незаменимый спутник ребенка с первых дней рождения. Её специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. Надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего игрушка – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах.

Итак, тема моей работы : «Народная игрушка в воспитательно – образовательной работе детского сада» на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной, поскольку народная игрушка с её чарующим миром ярких и живых образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам и способствует развитию его личности.

Научные разработки Ариэль Голана, А. Дорофеевой, Н. Ивановой, О. Л. Князевой, Л. А. Лялиной, в которых исследуются возможности использования народной игрушки в воспитательно-образовательной работе детского сада, лишний раз подтверждают значимость работы в данном направлении. Так же исследованием народной игрушки занимались Е. А. Покровский, Н. Д. Бартрам, Л. Г. Оршанский. Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущения тех и других была естественная близость. Игрушка была интересна и детям и взрослым.

А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Ответы на эти вопросы я решила найти, поработав с родителями : провела анкетирование среди родителей по нескольким важным вопросам: «Какими игрушками предпочитает играть ваш ребенок?», «Есть ли у вас дома народная игрушка.

Получены следующие результаты:

90% детей играют только современными игрушками (барби, машинки, роботы, и т. д.)народными игрушками – 10%. Результаты ответа на второй вопрос показали, что народная игрушка есть только в 25% семей.

Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их.

Именно поэтому я решила активно включить в игры детей народную игрушку. Каким образом? Здесь удачной находкой оказался метод проектов - как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.

Мною разработан проект «Куклы наших бабушек», который заключается в следующем:

Мой проект актуален, потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка образно красочна, оригинально по замыслу. Она доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Игрушка становится тем важнейшим объектом, на который ребенок проецирует свой мир и который начинает выполнять необходимую для ребенка роль посредника между внешним и внутренним миром.

Участники проекта представлены на слайде.

Дидактические цели проекта: Возрождение народной традиции средствами народной игрушки.

Методические задачи:

• Познакомить детей с историей народной игрушки;

Воспитывать интерес к народным промыслам;

• Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами)

Вопрос, на который мы должны найти ответ, представлен на слайде:

Народная игрушка – обязательные спутники детства для ребенка?

Темы самостоятельных исследований включало в себя разделы: «Это интересно»;

«Работа с родителями»; «Ручной труд»; «Проведение акции».

Любой проект предполагает определенный этапы работы :

1 этап организационно-подготовительный

На этом этапе проведены следующие мероприятия:

• Диагностическое обследование родителей и детей по проблеме проекта

• Подбор литературного материала (детский фольклор, традиции, легенды);

• Расширение образовательного пространства в группе:

-создание библиотеки детской литературы об истории народной игрушки;

-создание условий для изготовления тряпичных кукол.

• Проведение мастер – класс по теме «Куклы, изготовленные без помощи иглы».

• Изучение истории народной тряпичной игрушки.

2 этап – практический

Этот этап заключается в следующем:

• Проведение акции «Оберег на счастье добрым людям».

Акция – комплекс мероприятий, действий помогающий лучше узнать обозначенную проблему, проявить гражданскую позицию, отношение к чему – либо.

• Организация однодневного музея для детей «Забытые куклы наших бабушек»;

• Открытие мастерской добрых дел для детей и взрослых «Куклы, изготовленные без помощи иглы»;

• Акция «Куклы для детского дома»;

• Акция «Мама, подари мне куклу»

3 этап – заключительный

• Развлечение для детей «В гостях у Петрушки» (показ кукольного театра).

• Открытие фотосессии по теме «Куклы изготовленные руками ребенка и мамы»;

• Повторное анкетирование родителей и детей (Данное анкетирование показало, что в каждой семье появилась народная игрушка, сделанная руками родителей, дети играют ими не только в детском саду, но и дома).

• Выпуск буклетов для родителей «Народная игрушка в жизни ребенка».

Наш проект оказался содержательным, эффективным и с успехом реализованным. Это подтверждают те конечные продукты, которые созданы в процессе реализации проекта:

1. Созданы буклеты для родителей «Играйте с ребенком в народные игрушки.

2. Разработаны конспекты занятий «Кукла – кормилица», «Как появилась кукла»;

3. Организован в группе мини-музей самодельных кукол «Куклы наших бабушек»;

4. Составлен сценарий развлечения «В гостях у Петрушки».

В данной форме работы с детьми и родителями произошло слияние двух важных тем: проектная деятельность и возрождение народной традиции через изготовление тряпичных игрушек.

Итак, подводя итоги проделанной работы можно сказать следующее:

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, предаваемые веками. Сейчас невозможно воспроизвести исторический тип народного воспитания, так как бессмысленно пытаться воссоздать уклад жизни традиционной семьи. Однако вполне доступно использовать методы такого воспитания, адаптируя их нынешним условиям. Мы, педагоги, можем раскрыть заложенный потенциал в каждом ребенке через включение в традиционную культуру.

Свое выступление я хочу завершить народной мудростью :

«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим, и в прошлом красоту находим, хоть новому принадлежим».

Список литературы:

1. Ариэль Голан “Миф и символ” Иерусалим “Тарбут”. - М. Русслит, 1994. - С. 98- 188

2. Аркин Е. А. Из истории игрушки. //Дошкольное воспитание. - 1995. - № 3. – 8-15 с.

3. Богданов В. Поиграем?//Костер. - 2001. - № 4. – C. 22.

4. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. - Л. : Просвещение, 1988. - 334 с.

5. Дорофеева А. Каргополь. Народная игрушка. Мир в картинках: наглядное дидактическое пособие: Для детей 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 8 с.

6. Дорофеева А. Филимоновская народная игрушка : 3-7 лет. Мир в картинках: наглядное дидактическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 8 с.

7. Иванов Н. Урок народной игрушки. //Юный художник. - 1999. – № 11-12. - C. 24-27.

8. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. Изгаршевой Л. Ф. - М. : Просвещение, 1982. – 175с.

9. Кей Х. Куклы, игры и игрушки. /Пер. с англ. Н. Е. Юркевич. - М. : Астрель, 2003. - 79 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему.

Воспитательные ценности народной игрушки Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Народная игрушка в воспитательно– образовательной работе ДОУ».
Опубликовано: 8 ноября 2014 в 09:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД