Лучший педагог года

«Народная культура и традиции русского и татарского народов». Занятие в подготовительной группе

Илуза Арсланова
«Народная культура и традиции русского и татарского народов». Занятие в подготовительной группе

март 2014г.

Виды НОД: Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная.

Тема: Традиции и культура русского народа.

Программа: «Мир открытий».

Возраст: Старшая группа.

Направление: Познавательно - речевое.

ООД: НОД

ИОО: «Коммуникативная», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Социализация», «Здоровье», «Чтение», «Труд», «Безопасность».

Форма проведения: Групповое.

Публикация «„Народная культура и традиции русского и татарского народов“, Занятие в подготовительной группе» размещена в разделах

Цель: Познакомить детей с традициями русского и татарского народов.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

Развивающая задача: Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Обучающие задачи: Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; расширить представление детей о культуре русского и татарского народов; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской и татарской национальной кухне.

Планируемый результат позволяет знакомить детей со старинными обрядами, исконно русскими ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, фольклорным материалом, народными традициями русского и татарского народов.

Методы и приё мы: Словесные методы (рассказ воспитателя, вопросы к детям, слушание и объяснение, поощрение, индивидуальное обращение); наглядные методы (рассматривание, двигательная импровизация).

Наглядные средства обучения: Дидактические игры, изделия народно-прикладного искусства, хлебные изделия, овощи.

Организация детей: Сидя на стульях (просмотр слайдов, беседа, стоя в кругу (дид. игра «Узнай на ощупь», стоя у стола (дид. игра «Какая каша»).

Индивидуальная работа: Раскрашивание раскрасок, индивидуальная беседа, рассматривание предметов народно - прикладного искусства.

Словарная работа: Рушник, русская утварь, обряд, гостеприимство, пасха.

Предварительная работа: Беседа о культуре и быте русского и татарского народов; знакомство с русскими и татарскими народными играми, пословицами.

СТРУКТУРА

В зал входят два воспитателя. Один в русском национальном костюме, другой в татарском национальном костюме.

(Звучат русская и татарская мелодии).

1Воспитатель: Мир вам, гости долгожданные,

Что пришли к нам в добрый час!

Встречу теплую, желанную

Приготовили для вас.

2Воспитатель:

Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним

старые обычаи!

Вспомним

нашу старину!

Коренная область расселения русского и татарского народов - Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благодаря этому великое географическое и историческое пространство, объединяемое понятием Русь и Россия. Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов (материал из энциклопедии).

У каждого народа есть свои ТРАДИЦИИ. И сегодня мы поговорим о традициях, обычаях и культуре русского и татарского народов. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?

(Предположения детей)

1Воспитатель:

Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями. ( Например: русское гостеприимство, татарское) Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день восьмого марта и др.

Есть традиции всенародные : празднование Нового года, дня Победы, Масленицы с блинами, катанием на горках. А есть национальные татарские праздники. Это: Науруз, Сабантуй, Ураза.

А еще есть традиции связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.

Что выращивают в России? А в Татарстане?

(Ответы детей)

Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях. Он не только символическое, но всякое вообще повторяющееся и установленное традицией действие.

( Например: рукопожатия при встрече близких друзей или родственников, утренняя и вечерняя молитва Богу).

Обряд конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения в особо яркие моменты жизни человека ( Например: обряды свадебный, крещения). Обряды считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники.

Обрядовая культура - это и есть порядок во всех проявлениях общественной жизни к данному случаю, обрядовых действий народа, этический кодекс, регулирующий коллективные настроения и эмоции.

Народный календарь на Руси назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» его по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами.

Пасха (расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник

На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи, красили яйца (Крашенки, посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались).

Посиделки устраивались в осенне-зимний период. Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу - пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались.

Сборы (хороводы) - летнее развлечение молодежи на околице деревни, на берегу реки или у леса. Плели венки из полевых цветов, играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна. Главной фигурой был хороший местный гармонист.

Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали: русская печь в избе, красный угол в русской избе, посуда.

Рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы. Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов. Лапти – один из самых древних видов обуви. Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы (лычники, из мочала – липового луба, размоченного и разодранного на волокна (мочалыжники). Делались лапти и из коры ракиты (верзки, ивы (ивняки, вяза (вязовики, березы (берестянники, дуба (дубовики, из тала (шелюжники, из пеньковых оческов, старых веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны, из конского волоса – грив и хвостов – (волосянники, и даже из соломы (соломенники).

2Воспитатель: В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай, татарские пельмени, кыстыбый и другие блюда.

(Внести хлебные изделия, рассмотреть и назвать их с детьми)

1Воспитатель: А еще русские люди очень любят щи. Из чего варят щи? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (овощи)

2Воспитатель: У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Значит, что ещё любят наши люди?

Дети: Кашу.

Физкультминутка «Кашка-малашка»

Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)

Если добавить стакан молока. (“Наливаем молоко”)

Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие движения)

Кашку-малашку мы деткам даем. (Дающее движение рук)

Кашка-малашка, ты так хороша,

Если добавить кувшин молока. (“Держим кувшин двумя руками”)

Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие движения)

Кашку-малашку мы мамам даем. (Дающее движение рук)

(Низким голосом)

Кашка-малашка, ты так хороша,

Если добавить ведро молока. (“С трудом наливаем”)

Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие движения)

Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение рук)

1Воспитатель: Из чего можно сварить кашу?

Дети: Из крупы.

(На столе баночки с крупами)

2Воспитатель: Назовите крупы.

1Дидактическая игра: «Какая каша?»

(Из манки – манная, из пшена – пшенная.)

Итог занятия :

2Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей стране и ее традициях. Традиций у русского и татарского народов очень много. Дома поговорите с родителями, узнайте, какие русские и татарские традиции они помнят и соблюдают.

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Народная культура и традиции русского и татарского народов». Занятие в подготовительной группе
Опубликовано: 12 сентября 2014 в 13:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД