Екатерина Баяндина
Народные коми-пермяцкие игры в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Народные коми-пермяцкие игры
в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ"
воспитатель Баяндина Е. С.
Важность приобщения к культуре своего народа подчёркивают многие известные педагоги, ученые (академик РАО Г. Н. Волков, профессор ПГУ Г. Н. Чагин, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ М. Д. Маханёва) поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь, уважение, интерес к культурным традициям других народов.
Публикация «Народные коми-пермяцкие игры в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Пермский край
- Работа инструкторов по физической культуре
- Республика Коми
- Темочки
Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенести их в будущее, для того чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.
В образовательный процесс нашего детсада включается региональный компонент, направленный на реализацию физкультурно-оздоровительной работы. Многообразие народных игр дает возможность обеспечить реализацию всего спектра оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, решаемых в ДОУ.
Следует подчеркнуть актуализацию роли народных коми-пермяцких подвижных игр и расширения сферы их применения в системе оздоровления, профилактики различных заболеваний и отклонений.
ИГРА-основное средство всестороннего развития ребенка. Подвижные народные игры способствуют увеличению двигательной активности детей, что очень актуально в наше время. Они влияют не только на физическое, но и на интеллектуальное развитие детей. Врач и педагог В. В. Гориневскй в результате медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие. Физиологи давно доказали что, при любом движении тренируются не столько мышцы, сколько мозг ребенка. В подвижной игре увеличивается речевая активность детей, развивается умение сдерживать себя. Дети учатся дружно играть вместе, соразмерять свои движения с движениями других детей. В народных играх хорошо развивается и закрепляется ловкость, быстрота, а также такие физические качества как прыжки, бег, метание.
По содержанию все народные игры выразительны и доступны детям дошкольного возраста, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представления об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
Народные коми-пермяцкие игры применяем в различных формах физического воспитания, включая их в содержание занятий по физической культуре в зале и на свежем воздухе, утренней зарядке, динамических пауз, на прогулке, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной двигательной деятельности детей.
С детьми среднего и старшего дошкольного возраста играем в игру «Кушак» («Ремень»). Игра знакомит с элементами национального костюма – кушаком (поясом, его назначением и ролью в жизни коми- пермяков. Развивает ориентировку в пространстве, быстроту бега и навык построения в круг.
Игра «Оша-Миша» («Медвежонок Миша») для среднего возраста. В игре у детей формируется умение произносить коми-пермяцкие слова, соотносить слова с действиями, выполнять движения в соответствии с текстом. Игра способствует развитию творческого мышления.
Игра «Йов доззэз» («Молочные горшки») для старшего дошкольного возраста. Игра проводится с целью формирования у детей чувства равновесия в положении сидя. Закрепляется правильная осанка. Игра знакомит с бытом коми-пермяков, традиционными занятиями женщин. Желательно использовать в игре элементы национальной одежды, полумаску кота.
Игра «Руч да куроггез» («Лиса и куры»). Игра знакомит детей с коми- пермяцкими словами, формирует навык произношения слов. В игре формируется сноровка, вёрткость, быстрота, умение выполнять движения по сигналу.
Игра «Изын» («Мельница») для старшего дошкольного возраста. В игре у детей развивается равновесие, сила рук, укрепляются мышцы живота и спины, закрепляется навык ходьбы приставным шагом по кругу, развивается чувство товарищества.
«Нальк» («Капкан») для старшего дошкольного возраста. Игра развивает у детей внимание, быстроту реакции. Дети упражняются в беге с увёртыванием. Умение действовать по сигналу. Игра будет интересней, если в ней будут участвовать как можно больше детей.
Организовывать игры можно как в помещении, так и на улице, в свободной игровой деятельности и в образовательной деятельности.
Много используем авторские музыкальные народные игры :
«Миша-Мишутка», «Заяц-зайчонка», «Уту-уту», «Кань и кайез», «Кык».
Детский фольклор используем и как зарядку для рук, и координацию движений, и точечный массаж детского тельца.
В результате проведенной работы у детей сформировался интерес к культуре коми-пермяцкого народа, пополнился активный и пассивный словарный запас коми- пермяцкими словами. Дети используют народные коми-пермяцкие игры в самостоятельной деятельности. У детей повысился уровень двигательной активности.
Предложенные варианты народных коми-пермяцких подвижных игр соответствуют возрастным особенностям дошкольников, оказывают положительное воздействие на состояние их здоровья, физическое и психическое развитие, вызывают у детей интерес и желание участвовать в физкультурно-оздоровительной деятельности, обогащают положительными эмоциями, способствуют развитию интереса к особенностям языковой культуры, желанию употреблять коми-пермяцкие слова в своей речи.
Литература
1. Войлокова Л. М. Куру. Сборник коми-пермяцких народных игр и забав. Кудымкар, 2017 – 36 с.
2. Войлокова Л. М. Детский журнал "Сизимок" (Семилетка) на коми-пермяцком и русском языке.
3. Детский журнал «Силькан»
4. Солнечные лучи «Шонді юг ррез» Хрестоматия для детей на коми-пермяцком языке. Кудымкар, 2015