Лучший педагог года

Народные подвижные игры — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Юлия Витальевна Левина
Народные подвижные игры — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

«Подвижная игра является

упражнением, посредством которого

ребенок готовится к жизни»

П. Ф. Лесгафт

Слайд 2.

Подвижная игра – это школа воспитания, в которой есть свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

Публикация «Народные подвижные игры — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит известных всем пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? Они созданы народом, так же как сказки и песни.

Слайд 3.

Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки.

Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть и воспитательное значение.

В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка. Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.

Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма.

Слайд 4.

Особенности организации народных подвижных игр :

Содержание игр должно соответствовать возрасту детей.

При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть.

Если игра хорошо детям знакома, то воспитатель предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание на важные моменты.

В младших группах при разучивании новой игры роль водящего воспитатель берёт на себя.

Слайд 5.

При объяснении игры должны применяться средства выразительности : мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.

Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.

В процессе игры воспитатель следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка.

Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.

Слайд 6.

Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:

- на игру детей надо приглашать, используя яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки,

игрушки);

- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом;

- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи;

- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней.

Слайд 7.

Классификация игр

- по возрасту (для детей младшего, среднего, и старшего возраста)

- по содержанию (от самых простых до сложных с правилами и полуспортивных игр)

- по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползаньем, катанием, бросанием и ловлей, метанием).

- по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости).

Классификация игр

- по сюжету (сюжетные и бессюжетные)

- по способу организации играющих (командные и некомандные)

- по подвижности (малой, средней и большой подвижности)

- по сезону (летние и зимние)

Слайд 8.

Сюжетные подвижные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений об окружающем мире, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Некоторые особенности поведения животных, служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. В сюжетных играх выполняемые движения носят имитационный характер: дети изображают зайчиков, лошадок, карасей, а воспитатель или один ребенок берет на себя главную роль – лисы, щуки, волка. Сюжетные подвижные игры можно использовать во всех возрастных группах детского сада, а в младших группах они особенно популярны.

Сюжетные подвижные игры проводятся обычно со всей группой, и это позволяет использовать игры в различные режимные моменты: на прогулке, в свободное время, в процессе непосредственно образовательной деятельности дошкольников, а также решать задачи по совершенствованию различных видов движений (прыжки, бег, ползание и другие).

В младшем дошкольном возрасте воспитатель принимает самое активное участие в игре. В старшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно организовать игру, но всегда рады, если воспитатель играет вместе с детьми. Меньшие возможности в сюжетных народных подвижных играх имеются для упражнений детей младшего дошкольного возраста в таких движениях, как бросание и ловля мяча, прокатывания мяча.

Бессюжетные народные подвижные игры очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (салок, ловишек, взаимосвязанные игровые действия всех участников). Эти игры, так же как и сюжетные основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с другими движениями. Такие игры доступны детям среднего и старшего дошкольного возраста, так как требуют от детей больше самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Игровые действия в бессюжетных подвижных играх связаны не с разрыванием сюжета, где возможно сочетание различных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, поэтому эти игры больше распространены в старшем дошкольном возрасте. С малышами можно провести самые элементарные формы таких игр, например «Догоните меня», «Догони собачку», «Все скорее ко мне». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее назначенное место «домик», где воспитатель будет их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в тоже время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научаться ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве.

Бессюжетные народные подвижные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные. Однако детям эти игры тоже очень нравятся, потому что воспитатель в них – активный участник и помощник в выполнении различных движений.

Русские народные игры различают по двигательному содержанию: игры с бегом («Перебежки с выручалкой», «Коршун» и др., игры с прыжками («Воробушки и кот», «Петушиный бой», «Мешочек», «Попрыгунчики» и др., с метанием («Охотник», «Зайчик», «Сторож» и др).

Русские народные подвижные игры различаются по степени физической нагрузки на игры большой, средней и малой подвижности.

К играм большой подвижности относятся игры, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они, в основном, на беге и прыжках («Ловишки», «Лошадки», «Перебежки»).

В играх средней подвижности характер движений более спокойный («Мячик кверху», «Выбей мяч из круга» и др).

Игры малой подвижности отличаются низкой двигательной активностью («Краски», «Телефон», «Колечко». «Заря – заряница» и др.).

Из большего количества народных подвижных игр можно выделить игры - забавы, которым присущи необычные двигательные задания. К таким играм можно отнести «Бег в мешках», «Бой петушков», «Бой подушками», «Перетягивание каната», «Бег в высоких валенках», «Штурм зимней крепости»и др. Игры – забавы доставляют детям много радости.

Перечень подвижных игр, рекомендованных для использования в детском саду «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Картотека зазывалок на подвижные игры для детей дошкольного возрастаКартотека зазывалок на подвижные игры для детей дошкольного возраста Дошкольное детство это время игр и активной подвижности, к сожалению в настоящем времени дети очень мало двигаются, всё больше заняты гаджетами.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста Все взрослые хотят, чтобы дети были в первую очередь здоровы и физически развиты. Часто говорят детям, что зарядка очень полезна. Но как.

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию несложные игры, которые позволяют формировать и совершенствовать движения детей. В игровой деятельности объединяются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные подвижные игры — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 мая 2020 в 21:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД