Консультация «Наставничество — как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»

Обухов Сергей Александрович
Консультация «Наставничество — как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»

Новые социально-экономические условия развития России требуют значительного повышения качества кадрового потенциала страны на основе модернизации системы непрерывного образования.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Педагог- наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей. Обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе также желательно. Основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог- наставник должен всячески способствовать, в частности, и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно-значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Наставник воспитывает в молодом специалисте потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Необходимо обратить внимание молодого специалиста на:

– требования к организации учебного процесса;

– требования к ведению школьной документации;

формы и методы организации внеурочной деятельности;

– ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возмож-ности использования в практической деятельности);

– механизм использования (приобретения) дидактического, наглядного и других ма-териалов.

Обеспечить поддержку молодому педагогу в области:

– практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (под-готовка, проведение и анализ урока; формы, методы, приёмы обучения);

– разработки программы собственного профессионального роста;

– выбора методической темы для самообразования;

– подготовки к первичному повышению квалификации;

– подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Выбор формы работы с молодым специалистом желательно начинать с вводного ан-кетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, про-блемах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставни-ком. Взаимодействие наставника с молодым специалистом должно быть конструктивным. Наставник не может быть ментором, поучающим молодого преподавателя.

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремлённым. В своей работе с молодым пе-дагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ро-левые игры, анализ ситуаций, способности принимать решения, умение аргументированно формулировать мысли. Человек становится успешным наставником только в том случае, ес-ли он эффективно реализует навык наставничества.

Существует много видов анкет для молодого учителя, применяемых в зависимости от цели. Цели анкетирования:

– выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;

– проследить достижения молодого специалиста по самообразованию.

Молодой учитель должен быть способным гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, быстро адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, чтобы успешно реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. Подготовка учителя к сложной деятельности является целостным, длительным и непрерывным процессом, ориентированным на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, знаний, умений и навыков, адекватных его личностным потребностям и квалификационным требованиям.

В решении этой задачи существенная роль принадлежит системе наставничества, которая способна интенсифицировать процесс профессионального становления молодого учителя и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер.

I этап – адаптационный.

Определяется наставником круг обязанностей и полномочий молодого специалиста. Выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

II этап – основной (проектировочный).

Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректи-ровку профессиональных умений молодого учителя. Помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

III этап – контрольно-оценочный.

Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Основным методом работы на первом этапе является посещение наставником уроков молодого специалиста и выявление возникающих у него затруднений.

На втором этапе, «проектировочном», наставником, в зависимости от цели, определя-ется форма методической работы: методический совет, экспериментальная работа; массовые (семинары, педсовет, методические совещания, конференции, творческие педагогические конкурсы); индивидуальные (самообразование, аттестация, обобщение передового педагоги ческого опыта, индивидуальные программы). Для оказания помощи молодым учителям в повышении профессиональной компетентности наставник составляет целевую программу сотрудничества с ним.

С целью предупреждения ошибок в обучении определяются «болевые точки» в педа-гогической деятельности молодого учителя.

Данная программа даёт возможность:

– повышать профессиональный уровень педагога с учётом его потребностей, затруд-нений, достижений;

– на основе выявленных потенциальных возможностей молодого учителя целенаправленно планировать методическую работу;

– развивать творческий потенциал молодых педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности;

– проследить динамику развития профессиональной деятельности молодого учителя;

– повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

– создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодого учителя.

На третьем этапе, контрольно-оценочном, – активизация и закрепление мотивов дея-тельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудно-стей, встречающихся в ходе работы.

Подбираются формы и методы обучения молодых учителей в процессе их инноваци-онной деятельности: работа в составе творческой группы, лекции, семинар, практическое занятие, посещение и анализ открытых уроков, мастер-классы. Молодой учитель изучает передовой педагогически опыт, участвует в профессиональных дискуссиях, даёт открытые уроки. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации. В группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

Вопросы профессионального становления молодого учителя привлекали внимание известных педагогов ещё в XIX веке: Н. Н. Булич, Н. А. Корф, Л. Н. Модзалевский, К. Д. Ушинский, Д. И. Тихомиров. Сущность понятия «наставничество» раскрыта в трудах С. Я. Батышева, Л. Н. Лесохиной, В. Г. Сухобской. Значимость наставничества в профессиональной адаптации молодого учителя раскрыта в работах Ю. В. Кричевского, О. Е. Лебедева, А. А. Мезенцева, В. А. Сухомлинского. Жизненная необходимость молодого специалиста в поддержке со стороны опытного педагога- наставника, способного оказать ему практическую помощь на рабочем месте, повысить его теоретическую и профессиональную компетентность представлены в исследованиях О. А. Лапиной, Г. Льюиса, Л. А. Магальник, А. И. Ходакова, В. М. Шепеля. Определены психолого-педагогические условия наставничества. Существенный вклад в разработку исследования роли наставника в профессиональном становлении молодого учителя внесли С. Н. Силина, И. Г. Столяр и др.

В современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, динамиз-мом, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поко-ления, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Список литературы

1. А. С. Батышев. Управление наставничеством. /Методические рекомендации. – М.: Госпрофобр, 1983.

2. А. С. Батышев. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. /Дисс. на соискание учёной степени доктора педагогических наук. – М., 1986.

3. С. Я. Батышев. Педагогические основы наставничества. /Материалы теоретической конференции. 4.1. – М.: Б. И., 1977.

4. Л. Г. Борисова. Молодой учитель: труд, быт, творчество. – М.: Знание, 1983.

5. М. М. Балашов, М. И. Лукьянова. Проблемы готовности молодых учителей к иннова-ционным процессам в образовании. //В сб. статей: Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности. – Ульяновск, 1998.

Публикации по теме:

Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов Основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского.

Детская стенгазета — одна из эффективных форм работы педагога с семьями воспитанниковДетская стенгазета — одна из эффективных форм работы педагога с семьями воспитанников Часто детей в детский сад приводят бабушки или дедушки, старший брат или сестры, близкие знакомые семьи. Педагогам не всегда удается утром.

Консультация для педагогов «Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации» Консультация для педагогов «Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации» Приходилось ли вам когда.

Консультация для родителей и педагогов «Коллекционирование — как одна из моделей исследовательской деятельности детей» Что ребенок помнит из детства? Вспомните самые лучшие моменты своего детства.? Какие ассоциации возникают у вас когда вы берете, например.

Консультация для родителей «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду и дома» Консультация для родителей Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду и дома. Неблагоприятные демографические.

Консультация для воспитателей «Фольклор как одна из форм работы по развитию речи» Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это.

Консультация для воспитателей «Утренняя гимнастика как одна из форм здорового образа жизни дошкольника»Консультация для воспитателей «Утренняя гимнастика как одна из форм здорового образа жизни дошкольника» Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает.

План-конспект мастер-класса «Постер-консультация — одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями» Цель мастер-класса: расширить представления педагогов о современных эффективных формах взаимодействия с родителями. Задачи: - Обучить педагогов.

Система сопровождения профессиональной адаптации молодых педагогов в дошкольном учреждении Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития.

Консультация для педагогов «Самомассаж как одна из форм оздоровления дошкольников» Консультация для педагогов "Самомассаж -как одна из форм оздоровления дошкольников" Здоровье - это не только жизнь без болезней, но и высокая.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Консультация «Наставничество — как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»
Опубликовано: 12 апреля 2018 в 04:45
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 июля. День первых в истории автогонок

22 июля 1894 года в 8 часов утра в Париже был дан старт первым в истории автомобильным гонкам. Хотя из 28 автомашин до финиша добралось лишь 17, а наибольшую скорость (целых 22 км/ч) смог развить паровой...

22 июля. День божьих коровок на МААМ

У всех народов мира божьи коровки пользуются большой симпатией и любовью. Этих милых жучков в каждой стране называют похожими именами: во Франции — курочкой Бога, в Сербии— божьей овечкой, в Болгарии —...

Мастер-класс по изготовлению картины из пластилина «Летом на лугу»
Картины из пластилина – это целое направление в искусстве лепки из пластилина. У этого направления есть даже свое название – пластилинография. Отличие...
Консультация для родителей «Игры детей с песком на прогулке»
Лето в самом разгаре, дети которые посещают детский сад в это время года практически весь день проводят на свежем воздухе, на прогулке. Времени достаточно...
Мастер-класс для родителей средней группы «Театр своими руками»
Пальянова Н. В Кунгурцева Н. В №1 «Петушок» У нас сегодня с мамой Культурная программа. Давай мне, мама, руку, Пойдем в театр кукол! Что я большой - я...