Наталия Рябина
Нейропсихология как здоровьесберегающая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях возрастает год от года. Одной из эффективных форм и методов работы является исследование здоровьесберегающих технологий в теоретическом и практическом плане, особенно в рамках внедрения ФГОС.
Публикация «Нейропсихология как здоровьесберегающая технология» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
Сегодня в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на сохранение, поддержку и обогащение здоровья детей, что является самой главной задачей дошкольного образования. Также значительную задачу составляет обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов и формирование валеологической культуры для осознанного отношения к здоровью и жизни.
Мы наблюдаем, что в современном обществе актуальной проблемой является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. В последние годы количество детей с первой группой здоровья сокращается, а заболеваемость различными нервно-психическими расстройствами растет. Для решения этой проблемы оказывает помощь нейропсихология детского возраста, которая разрабатывает научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей.
Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих возможностях.
Нейропсихологическая коррекция является наиболее эффективным методом без медикаментозной помощи и коррекции в детском возрасте. Она не имеет побочных действий и при правильном подходе может дать высокие результаты. Для работы с детьми используются две методики коррекции: двигательная и когнитивная. Первая методика направлена на стимуляцию зон коры головного мозга, отвечающих за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия и развитие ассоциативных связей. Вторая методика способствует развитию познавательных навыков и преодолению трудностей в учебе.
Каждый специалист в дошкольном учреждении применяет здоровьесберегающие технологии в своей работе. На занятиях педагога-психолога используются различные методики, такие как физминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, игротерапия и песочная терапия. Стоит отметить, что у некоторых воспитанников могут возникать трудности сосредоточения и переключения внимания, снижение слухоречевой памяти, двигательная недостаточность, проблемы с рисованием и конструированием, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы.
Одним из основных условий для успешного обучения и развития ребенка в школе является полноценное развитие межполушарного взаимодействия в дошкольном детстве. Для этого используются нейропсихологические упражнения, которые способствуют развитию мозолистого тела, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий и улучшают мыслительную деятельность. Они также помогают улучшить память и внимание, организуют процесс чтения и письма. Для развития межполушарных связей использованы различные дидактические игры, такие как "Тропинки", "Классики", "Ладошки", "Перчатки", "Развивашка", "Пальчики" и "Кирпичики".
Для работы с самыми маленькими детьми используются нейротетради с нейротестами, разработанные Людмилой Максименко. Они позволяют оценить уровень развития ребенка, тренировать внимание и отрабатывать навыки. Для работы с более старшим возрастом имеются нейротетради Анастасии Сунцовой "Учимся быть внимательными", Светланы Корепановой "Играем и запоминаем" и Екатерины Белозеровой "Думаем и анализируем". Они направлены на развитие различных психических процессов, улучшение памяти, логики, наблюдательности и концентрации внимания.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях является актуальной и эффективной практикой. Она позволяет сохранять и улучшать здоровье детей, а также развивать их ментальные способности и познавательные навыки. Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Такая организация помогает активировать высшие психологические функции у ребенка, такие как эмоции, восприятие, внимание, память и мышление. Благодаря этому, малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, а также избавляется от детских поведенческих проблем и трудностей в обучении и саморегуляции.
Один из комплексов упражнений направлен на развитие межполушарного взаимодействия у детей 5-6 лет. Для выполнения этого упражнения ребенку нужно взять листок бумаги и разделить его на 16 клеток (4 на 4). Затем нужно нарисовать муху или использовать предмет, который будет символизировать муху, например, пуговицу. Муху следует поставить на произвольную клетку и давать ей команды двигаться в определенном направлении. После нескольких команд нужно спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если ребенок дает правильный ответ, муха передвигается на соответствующую клетку. В случае неправильного ответа, команда повторяется с продемонстрированным движением мухи.
Для детей 6-7 лет подходит упражнение "Сомни листочек". Ребенок сжимает два листочка бумаги двумя руками, а затем разглаживает их. Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребенок выполняет это упражнение, тем лучше. А чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение.
Упражнение под названием "Молчу-шепчу-кричу" предназначено для детей 5-6 лет. В этой игре ребенку нужно изобрести знаки, которые указывают, что он должен делать: молчать, шептать или кричать, и показывать эти знаки ребенку. Ребенок должен реагировать соответствующим образом на каждый знак.
Для детей 6-7 лет подходит упражнение под названием "Замочек". Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга, то в одну сторону, то в другую. Упражнение выполняется максимально быстро, а ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.
Для детей в возрасте от 5 до 7 лет подходит упражнение под названием "Прикосновения". В этой игре нужно использовать предметы, сделанные из разных материалов, таких как стекло, дерево, мех и так далее. Предметы следует положить на стол возле ребенка, затем завязать ему глаза. Ребенку предлагается определить, что именно он держит в руках, используя только ощущения.
Упражнение "Воздушный шарик" подходит для детей 6-7 лет. Ребенок стоит или сидит, руки лежат на животе. По команде взрослого "Вдох" ребенок делает глубокий вдох носом (рот закрыт) и надувает живот, как воздушный шарик. Затем, по команде "Выдох", ребенок делает шумный выдох через рот, одновременно втягивая живот.
Упражнение "Кулак-палец" рекомендуется для детей 6-7 лет. Ребенок сидит или стоит, и по команде взрослого "Вдох" он делает вдох через нос, одновременно поворачивая большие пальцы рук вверх. По команде "Выдох" ребенок делает выдох через широко открытый рот, одновременно поворачивая большие пальцы вниз. Дыхание выполняется медленно и глубоко, а двигаются только кисти рук.
Упражнение "Кулак-ладонь" также предназначено для детей 6-7 лет. Ребенок стоит с ногами на ширине плеч, голова прямо, глаза смотрят вперед. Руки вытянуты в стороны, одна ладонь "смотрит вниз", а пальцы смотрят в сторону, а другая рука сжата в кулак. По команде "Вдох" ребенок разжимает кулак одной руки, а ладонь "смотрит" в пол, а кулак другой руки сжимается. По команде "Выдох" ребенок меняет положение кулака и ладони. Ребенок должен быстро менять положение кулака и ладони попеременно.
Упражнение "Кулак - ребро - ладонь" рекомендуется для детей 5-7 лет. В этом упражнении ребенок сжимает ладонь в кулак, затем разжимает ее и кладет выпрямленную руку на ребро. Далее ладошку следует полностью разжать и положить на стол. Это упражнение выполняется по очереди каждой рукой, и рекомендуется сделать минимум 8-10 повторов.
Вот таким образом нейропсихологические упражнения помогают развивать детей и улучшать их психологическую функциональность.
Список литературы:
[Балашова, Е. Ю. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах / Е. Ю. Балашова, М. С. Ковязина. - М. : Генезис, 2012. - 240 c.]
[Глозман, Ж. М. Детская нейропсихология : учеб, пособие / Ж. М. Глозман. — Саратов : Вузовское образование, 2019. – 249 c.]
[Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с. ]