Алина Петровна Костерина
«Нетрадиционная техника аппликации в развитии художественных способностей старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В опыте работы рассказываются методы обучения дошкольников аппликации с использованием нетрадиционной техники. Акцент сделан на приобретение детьми изобразительных навыков, на формирование их художественного вкуса.
В блог практических материалов вошли методические рекомендации по использованию бумаго-пластика, природного материала, ткани, меха в обучении дошкольников в аппликации. Предлагается перспективный план, конспекты занятий.
Данный опыт рекомендован в практику работы дошкольных учреждений.
Публикация «„Нетрадиционная техника аппликации в развитии художественных способностей старших дошкольников“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Аппликация по мотивам народного творчества является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.
Занимаясь аппликацией по мотивам народного искусства, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и тонких движений кисти руки, подчинения контроля глаза и сознания. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости.
Все это достаточно полно освещено в доступной методической литературе, однако работа по аппликации по мотивам народного искусства с применением нетрадиционных техник ее выполнения мало освещена в литературе. Это наталкивает на мысль о поиске и разработке наиболее эффектных методов, приемов обучения детей аппликации.
Гипотеза.
Предполагаем, что использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционных техник и приемов аппликации позволит повысить технику выполнения аппликации и сформировать у детей ряд художественных способностей :
1. Умение передавать своеобразие формы предмета.
2. Воспринимать и передавать цветовую гамму.
3. Проявлять художественный вкус в соответствии композиции.
Научная новизна.
В ходе написания работы была разработана система комплексных занятий по формированию у детей художественных способностей средствами аппликации.
Практическая значимость.
Предлагаемая нами система нетрадиционных методов работы по аппликации может быть использована в работе со старшими дошкольниками в детских учреждениях и студентами педагогических училищ.
Содержание работы.
Полученные результаты систематизированы, обобщены и представлены в работе, которая изложена на страницах текста и состоит из введения, трех глав, содержит четыре таблицы и 26 литературных источников.
Обзор литературы
1.1. Этапы развития художественных способностей старших дошкольников
Известно, что именно в дошкольном возрасте развиваются многие технические свойства человека, качества его личности. Велико значение этого возраста и в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности. К. П. Брюллов (1848 г.) говорил: «Надо начинать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать чувства и мысли подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует». Эту мысль подчеркивал и Чистяков (1963 г.) : «Всякий опытный и честный профессор скажет, что, чем моложе ученик поступает к нему, тем удобнее в нем образовать художника».
Если обратиться к биографиям выдающихся художников О. А. Кипренского, Н. Е. Репина, В. Н. Сурикова, В. А. Серова – можно воочию в этом убедиться.
Что же представляет собой детская изобразительная деятельность? Выдающиеся психологи – А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов – выделили в продуктивной деятельности компоненты, тесно взаимосвязаны между собой: мотивационный, целевой, операционный. Исследователи детского изобразительного творчества Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев экспериментально доказали, что:
1. Создание изображения требует, чтобы дети отчётливо представляли те предметы, которые им следует изображать.
2. Необходимо направленное руководство взрослого в проявлении интереса малыша к красоте окружающего мира.
Эмоционально-эстетическое восприятие развивается в процессе целенаправленных наблюдений и рисования с натуры, по памяти, с декоративных композиций. На этой основе в процессе изобразительной деятельности развивается воображение, обогащается разнообразие впечатлений. Важный момент любой деятельности, по мысли А. Н. Леонтьева – операции, т. е. способы осуществления деятельности.
Чтобы успешно управлять процессом формирования способностей к изобразительной деятельности, необходимо разобраться, что собой представляют способности, какова их структура, определить, какие компоненты способностей должны быть сформированы. Если заглянуть в труды Е. И. Игнатьева, В. Н. Кириенко, А. Г. Ковалёва, Э. Меймана, С. Л. Рубинштейна, можно увидеть, что способности трактуются как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения той или иной деятельности.
В советской психологии твердо сформировалось положение: способности –
Это психологические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности и которые в этой деятельности формируются. Так, С. Л. Рубинштейн (1979г.) писал «Будучи пригодной для деятельности, способность в деятельности и формируется. Об этом же, характеризуя способности, пишет Б. М. Теплов (1986г.) : «Способности не существуют без соответствующей конкретной деятельности человека. Всякая способность возникает и развивается в процессе такой деятельности.
В. А. Сухомлинский (1961г.) писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
Высказанные С. Л. Рубинштейном и Б. М. Тепловым принципиальные положения характеризуют вообще все способности, в том числе, и способности к изобразительной деятельности. Вместе с тем, все специальные способности (математические, музыкальные, изобразительные и другие) имеют свою структуру, определяемую спецификой деятельности. Поэтому мы останавливаемся на анализе специальных способностей к изобразительной деятельности.
Одним из первых исследователей изобразительного творчества конца XIX века, кто обратил внимание на проблему способностей, был немецкий психолог Э. Мейман. Он выявил причины низкой одарённости или отсутствия способностей вообще. Мейман выделил две группы причин, отчего это происходит:
1. Отсутствие правильного видения окружающего.
2. Недостаточная искусность руки.
Свое экспериментальное исследование Э. Мейман посвятил выявлению причин неспособности к рисованию. Советские ученые, анализируя способности к изобразительной деятельности, называют различные компоненты способностей. Так, А. Г. Ковалев (1989г.) выделяет в структуре способностей опорные и ведущие свойства.
К опорным свойствам способностей к изобразительной деятельности ученый относит высокую природную чувствительность зрительного анализатора, развивающегося в процессе деятельности ребёнка *чувство линии, пропорций, формы, высоко развитую образную память.
А ведущее свойство – это прежде всего художественное творческое воображение.
Не менее интересен подход Н. П. Саккулиновой (1983г.). По ее мнению, способности к изображению и художественному выражению развивакются у дошкольников в процессе обучения рисованию. Саккулинова обогатила исследование способностей, формирование которых обеспечивает успешное освоение изобразительной деятельности.
Исследования, проведенные в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР в начале 80х годов под руководством А. Венгера в детских дошкольных учреждениях показали: в основе художественных способностей дошкольников лежит широкое сенсорное развитие ребенка.
Кроме Л. А. Венгера проблему сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста изучила доктор медицины, врач, психолог и педагог М. М. Монассина (1999г.). Она развила концепцию развития сенсорики у детей. Проблема сенсорного развития и воспитания в советской дошкольной педагогике и психологии разрабатывалась преимущественно такими учеными как А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. Н. Подьяков, Л. А. Венгер.
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов. Интерес исследователей усилился после публикации работ И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866г., «Физиология органов чувств» (1867г., в которых с позиции физиологии объяснилась психическая жизнь человека.
Но не следует делать вывод, что у ребенка надо развивать только сенсорику (Гусакова 1982г.). Для дошкольников нет неважных компонентов способностей к изобразительной деятельности. Все они взаимосвязаны и формируются также в тесной взаимосвязи.
Итак, на основе анализа различных классификаций способностей к изобразительной деятельности, компонентов, выделенных исследователями, выделяют четыре группы способностей к изобразительной деятельности. (Комарова 1989г.).
К первой группе относится способность восприятия эмоционально-окрашенного, вызывающего у детей яркие чувства и образы предметов и явлений окружающей действительности. Их основные свойства: форма, цвет, пропорции.
Вторая группа – двигательные способности или умелость руки. Эта группа способностей формируется рано и успешно при овладении детьми различными перцептивными действиями.
В третью группу – включены способности, которые можно определить как образное мышление.
Четвертая группа – это способность воображения.
Все выделенные группы успешно формируются при условии их взаимосвязи. Эффективное развитие каждой из названных групп способностей к изобразительной деятельности обеспечивается созданием положительного эмоционального отношения ребёнка к изображаемому, наличием интереса к изобразительной деятельности.
«Формирование способностей к изобразительной деятельности ценно не только само по себе. В этом процессе ребёнок приобретает такие качества, которые затем дают толчок развитию более общих способностей, сказывающихся на успешном осуществлении самых разнообразных видов деятельности» (Анисимов 1977г.). Поэтому формирование способностей к изобразительной деятельности должно быть тесно взаимосвязано с осуществлением всестороннего воспитания ребенка-дошкольника.
1.2 Сущность и значение аппликации для
развития ребенка
Виды аппликации.
Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Разные народы мира используют аппликацию для оформления национальных костюмов, предметов быта, жилища. Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).
Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.
а) Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
б) Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
в) Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
г) Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
д) Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Своеобразие аппликации в дошкольном возрасте.
Что побуждает художника к созданию произведений искусства? Безусловно, существует система мотивов. Могут присутствовать мотивы материального и социального порядка. Побуждаемый какими-то мотивами, художник ставит перед собой конкретную цель, художник организует свою деятельность, направленную на ее достижение. К ним относятся восприятие, замыслевание образа, контрольно - оценочные действия направлены на анализ ситуации, на поиск пути решения задачи. Благодаря им создается образ в плане представления. Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире. Окружающий мир и деятельность человека рождают эмоционально - интеллектуальный опыт художника, который и служит источником идей и художественных замыслов.
В отличие от взрослого у ребенка дошкольного возраста отсутствует предварительный замысел, так как показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенство аппликации в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени - это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл ребенка - клеить и вырезать - играть, а не изображать, ему важен процесс деятельности, а результат - только необходимость, как условие, средство осуществления игры, как своеобразная полу готовая игрушка.
1.3 Задачи обучения и развития детей дошкольного возраста в аппликационной деятельности.
“Программой воспитания и обучения в детском саду” предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладевать в течении всего дошкольного детства. В обучении аппликации решаются следующие задачи:
• составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;
• составлять изображения предмета из отдельных частей; изображать сюжет;
• овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой приклеивания, пришивания;
• формировать чувства цвета и их оттенки, овладевать умениями, составлять гармоничные цветовые сочетания;
• формировать чувство формы, пропорций, композиции.
Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка. Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. В возрасте 2-3 лет у детей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо сделать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность.
Задачи решаемые в этом возрасте элементарны:
• учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать, помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая; бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается по-разному шуршит;
• развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок;
• дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации : ножницы, кисточка, клей, клеенка;
• развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять;
• развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться “вслед” за взрослыми.
Действия детей с бумагой постепенно усложняются. На четвертом году жизни ребенка задачи поставлены более сложные:
• учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике;
• учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик., и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиками.);
• учить правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу, а затем более широкие; учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру, обрисовывания кисточкой с клеем ее края;
• формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: с начало выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь;
• воспитывать художественный вкус.
В средней группе решаются более сложные задачи:
• учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру;
• приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу;
• обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т. п., а также разнообразие используемых деталей (геометрических и растительных форм);
• учить располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Могут комбинировать технику. Дети осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивания их к ткани. Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей.
Систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.
1.4 Особенности методов и приемов обучения детей аппликации.
1. Младшая группа:
При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятиях. В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Важным моментом в обучении является показ способов вкладывания и наклеивания. В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию стимулирует их активности.
Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызывать у детей положительные эмоции; похвалить всех, предложить полюбоваться аппликациями. Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их.
2. Средняя группа:
В средней группе необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов. Главное внимание нужно уделять уточнение представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движений руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности. Одним из ведущих методов является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета. Воспитатель активизирует детей давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму. Все показываемые действия воспитатель сопровождает четками словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям. В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод - упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия, нарисовать пальцем на бумаге линию по которой будут резать ножницами. Анализировать детские работы нужно так, чтобы дети могли назвать причины неудач, плохого качества, ошибок.
3. Старший дошкольный возраст :
Уточняются знания детей о знакомых предметах, формах, качествах; рассматривается иллюстративный материал, проводятся наблюдения окружающего. Важное место отводится анализу предметов, сравнению признаков и качеств и т. д. К использованию образцов в старшей группе Воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Труднее всего дети усваивают вырезание симметричных форм, так как трудно представить конечный результат. Постепенно овладевая понятием “половина предмета” дети переходят к сознательному использованию этого приема. Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Анализ аппликаций необходимо проводить при активном участии детей.
Игровые приемы могут быть использованы в любом типе и в каждом из его частей.
1.5 Взаимосвязь аппликации с другими сферами и видами деятельности.
Аппликация тесно связана с конструированием, с художественным, ручным трудом - это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи. Конструирование бывает из бумаги, а также с помощью шитья. Аппликация тесно связана и с математикой, происходит закрепление геометрических фигур, размеров, количества и счета, ориентировка на листе бумаги.
Аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь. Связана с рисованием, лепкой - закрепляются цвета, формы, развивается воображение.
Перспективный план
ТЕМА ЦЕЛЬ
1. Украсим коврик Выявить имеющиеся умения и навыки детей.
2. Пирамидка Познакомить детей с различными видами бумаги (газетная, обойная, фольга, писчая, ее свойствами.
3. Сказочные дворцы Учить составлять композицию.
4. Забавный снеговик Формировать навыки работы с шаблонами (учиться обводить трафарет, развивать мелкую моторику.
5. Заяц Обучить детей не резать бумагу, а обрывать, придавая больше выразительности образу.
6. Весенний букет Познакомить детей с приемами работы с тканью.
7. Птица счастья Упражнять детей в составлении композиции, учитывая пропорции предметов.
8. Цыплята Отработать с детьми приемы работы с природным материалом (вырезывание и применение готовых форм).
9. Деревья для сказочной панорамы Знакомство со свойствами ваты, пуха. Учить распределять материал на ограниченном участке с помощью трафаретов.
10. Цветы в вазе Упражнять детей в работе с ножницами. Учить равномерно нарезать шерстяные нитки. Подбирать нитки одного цвета, но разных оттенков.
11. Виноградная лоза Научить работать с ореховыми скорлупками. Продолжать развивать творчество и фантазию.
12-13. У медведя во бору Ознакомление с приемами работы с опилками. Предварительная работа – окраска, просушивание.
14. выполнение коллективных работ (комбинированное занятие) Учить применять знание и умение в составлении композиции из различного по фактуре материала.
Аппликация в обрывной технике
«Забавный снеговик» для детей 6-7 лет
Данное занятие предназначено для детей 6-7 лет и может проводиться в подготовительных группах детского сада. Создавая аппликацию в обрывной технике ребенок не только развивает мелкую моторику, но и учится равномерно отрывать кусочки бумаги, что требует от него терпения и усидчивости. В конспекте представлена последовательность выполнения аппликации с объяснением каждого этапа изготовления и тематическая физкульт. минутка.
Цели: формировать навыки работы с шаблонами (учиться обводить трафарет); расширить спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание; развивать мелкую моторику; развивать чувство формы и композиции.
Материалы, инструменты, оборудование: иллюстрация или игрушка снеговика; круги-трафареты радиусом 5, 3 и 2сантиметра; цветной картон; листы белой бумаги; небольшие листочки синей, оранжевой, красной и коричневой бумаги; клей-карандаш; ножницы.
Предварительная подготовка: подготовить трафареты кругов (по три разных трафарета на каждого ребенка)
Содержание:
I. Вводная часть
Ребята сидят за столами.
Педагог приветствует ребят и предлагает им отгадать загадку:
Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает,
Ведь к морозам он привык.
Кто же это? (Снеговик)
Педагог спрашивает, что необходимо для того, чтобы сделать Снеговика. Выслушав ответы ребят, предлагает сделать необычного снеговика не выходя на улицу, а используя картон, бумагу и клей.
II. Изготовление снеговика
Педагог выполняет работу параллельно с ребятами, демонстрируя действия на доске.
1. На картоне простым карандашом обвести большой круг, затем средний и маленький (каждый последующий круг приставлять к верхушке предыдущего).
2. Взять лист белой бумаги и отрывать от него полоски шириной где-то 1-2см.
3. Обрывать каждую полоску на кусочки схожих по размеру.
4. Приклеить полученные кусочки бумаги на картон заклеивая нарисованные круги снизу вверх.
5. Между большим и средним кругом с обоих сторон приклеить по кусочку бумаги: ручки.
6. От голубой бумаги отщипнуть два кусочка – глазки. Приклеить их.
7. Из красной бумаги вырезать ротик, из оранжевой - носик, из коричневой – ведро или шляпу. Приклеить детали на голову снеговика.
III. Педагог предлагает ребятам встать около столов и повторять за ним движения, а по возможности, и слова:
Мы на прогулку собирались,
Очень долго одевались,
Ведь на улице мороз
Щиплет щеки, щиплет нос.
Мы ножками потопали,
Ручками похлопали,
Снег в ладошках мяли, мяли,
А потом в снежки играли.
IV. Ребята показывают педагогу свои работы, педагог вывешивает аппликации.
Аппликация
«Птица счастья»
Цель: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.
Задачи:
1. Учить детей соотносить реальные и сказочные образы.
На основе полученных впечатлений (в процессе подготовительной работы) предложить создать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления.
2. Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией. Показать способ вырезывания силуэта птицы из бумаги сложенной пополам.
3. Развивать зрительный контроль действия рук.
4. Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Материал и оборудование:
Выставка работ на тему «Сказочные птицы» выполненные разными способами. Аудиозапись «Голоса птиц», «Звуки леса» и т. п. Цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка и др.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Жар-птица и Василиса-царевна», П. П. Ершова «Конек-Горбунок» и др. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением птиц. Занятие по лепке на тему «Сказочная птица», рисование птиц.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята. Сегодня занятие по аппликации начинается необычно. Я приглашаю вас на сказочную поляну, где собрались самые разные птицы, изготовленные взрослыми и детьми разными способами. Посмотрите и скажите, какие птицы собрались сегодня на поляне? Назовите их. А тех птиц, которых не назвали, где можно встретить? (ответы детей). Конечно в сказке. Поэтому их и называют - сказочные птицы.
- Чем отличаются сказочные птицы от обычных?
- А что у них общего?
- Какие птицы сразу привлекают наше внимание и почему? (ответы детей).
- На нашей поляне много птиц, настоящих и сказочных, но нет одной – Птицы Счастья. Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите. (ответы детей).
- Предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию «Птица Счастья».
(Дети проходят и садятся за столы).
- Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.). Сейчас я покажу вам, как можно вырезать силуэт птицы без хвоста – его мы сделаем потом.
- Силуэт можно вырезать из бумаги сложенной пополам. Кто подскажет, как правильно складывать бумагу пополам, и за какую сторону держать заготовку? (ответы детей и показ воспитателем последовательности вырезывания).
- Вырезать начинаю с туловища. Держу заготовку за линию сгиба горизонтально. Ставлю ножницы на левый нижний угол и вырезаю полуовал (большую горку) примерно до середины заготовки. Затем режу прямо – это шея. Шея переходит в голову (маленькая горка) и заканчивается острым клювом. Посмотрите на схему и еще раз запомните последовательность вырезывания контура.
(дети самостоятельно вырезают силуэт птицы).
- Тело птицы мы приклеим к листу, а шея и голова будут свободно обращены вперед. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно склонила голову и, кажется, что она вот-вот сойдет с листа и упорхнет.
- Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы - это ее хвост. Как вы будете его изображать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы - все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая Птица Счастья. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет.
(самостоятельная творческая деятельность детей).
Организация выставки.
- Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими.
(рассматривание и анализ детских работ).
- Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме - все самое хорошее. Вы можете подарить ее тому, кому захотите. Не случайно поется в одной замечательной песне:
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким -
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим!
- Удивительно, ребята, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем? (ответы детей)
Библиографический список
1. Бойченко О., Старикова Е. Развитие творчества на занятиях по аппликации / Дошкольное воспитание – 1989г.
2. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М., Просвещение – 1992г.
3. Гусакова М. А. Деревья из ситца, или нескучное занятие для больших и маленьких / Дошкольное воспитание – 1993г.
4. Григорьева Г. Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью. / Дошкольное воспитание – 1991г.
5. Гульянц Э. К. Базис И. Я. Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение – 1984г.
6. Комарова Т. Н. О способностях к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. / Дошкольное воспитание – 1989г.
7. Комарова Т. Н. Изобразительная деятельность взаимосвязь с игрой. / Дошкольное воспитание – 1991г.
8. Плеханов А., Манасина М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста. – 1994г.
9. Сакулина Н. Г., Комарова Т. Е. Изобразительная деятельность в детском саду. М. Просвещение – 1989г.
10. Г. Г. Григорьева “Изобразительная деятельность дошкольников” : Издательский центр “Академия”, Москва. 1997 год.
11. Под. редакцией Т. С. Комаровой “Методика изобразительной деятельности и конструированию” : “Просвещение” - Москва. 1985 год.
12. М. А. Гусакова “Аппликация” : Москва, “Просвещение”. 1982 год.
13. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова “Изобразительная деятельность в детском саду” : Москва, “Просвещение”. 1982 год.
14. З. А. Погатеева “Занятия аппликацией в детском саду” : Москва, “Просвещение”. 1988 год.
15. Под. редакцией Н. П. Сакулиной “Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду” : Москва, “Просвещение”.1971 год.