Получи документы

Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников в условиях Крайнего Севера

Аджекова Айгуль
Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников в условиях Крайнего Севера

«Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников в условиях Крайнего Севера»

Аджекова Айгуль Саадиновна

МБДОУ «Детский сад «Земляничка»

Актуальность:

В Уставе Всероссийской организации здравоохранения отмечается: здоровье-это не только отсутствие болезней и физических деффектов, а состояние полного и духовного благополучия. Здоровье-совокупность физических, психических и социальных качеств человека, которые составляют основу его долголетия и осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

Публикация «Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников в условиях Крайнего Севера» размещена в разделах

Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком. Здоровьетворящее образование – это инструмент достижения высокого качества жизни.

Представление о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.

Здоровый ребёнок – это целостный телесно-духовный организм.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. После 7 лет сформированное ядро личности адаптируется к окружающей обстановке. Поэтому после 7 лет начинать оздоровление и воспитание детей уже поздно. Основным результатом здоровьетворящего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил. Но никакие, даже самые глубокие, знания, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека. Каждый третий ребёнок в детском саду имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому множество: экологические, генетические и медицинские.

К актуальным проблемам детского здоровья относятся:

• Гиподинамия;

• Стрессы;

• Тревожность;

• Агрессия.

Это привело коллектив детского сада к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического воспитания,

организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувства бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа в сотрудничестве с семьёй, всего коллектива образовательного учреждения на длительный период времени.

Особенности физического воспитания детей в условиях Крайнего Севера обусловлены суровыми климатическими условиями местности : перепады температуры воздуха, силы ветра и давления, низкое содержание кислорода в атмосфере создают дискомфортные условия для жизни и развития детей в Заполярье. В течение года в Норильском районе 203 дня бывает с метелями, 267 – с морозами, 233 – с осадками, а 286 дней лежит снег. Также своеобразен световой режим. Он отличается чередованием полярного дня и ночи. Полная полярная ночь длится 45 суток. Это с 30 ноября по 13 января. В это время солнце совсем не всходит над горизонтом. Климат Заполярья оказывает влияние на физическое развитие детей, затрудняет проведения некоторых режимных моментов и организацию работ по развитию движений. Кратковременность, а иногда полное отсутствие прогулок в морозные дни, длительное пребывание в помещении приводит к возникновению «моторного голода» у детей.

Положение о необходимости комплексного применения оздоровительных мер в ДОУ общеизвестно. Здоровье и основанная на нём жизненная целостность организма могут стать точкой приложения усилий не только медиков, но и педагогов.

Целью данной работы являются:

1) Сохранение и укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости.

2) Профилактика психоэмоционального напряжения детей.

3) Помощь и педагогическая поддержка в период адаптации ребёнка в условиях ДОУ.

4) Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

5) Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.

6) Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

7) Воспитание потребности в здоровом образе жизни, подготовка детей к жизни в социуме.

8) Комплексное решение физкультурно - оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками.

9) Поиск новых форм взаимодействия с родителями для решения оздоровительных задач.

Ожидаемые результаты:

1) Осознание детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;

2) Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;

3) Овладение навыками самооздоровления;

4) Снижение уровня заболеваемости.

Основные принципы работы:

1) Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

2) Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

3) Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности;

4) Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровнего развития и состояния здоровья;

5) Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Основные направления работы ДОУ:

Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста.

Содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста состоит из следующих разделов:

Лечебно-профилактическая работа, которая включает физиолечение, массаж, фито- и витаминотерапию, здоровый сон, закаливание, рациональное питание, качественный уход за детьми и формирование у них привычек здорового образа жизни.

Обеспечение психологической безопасности ребёнка. Оно предполагает многовариантный режим жизнедеятельности, использование как макро-, так и микроциклов интеллектуальных и физических нагрузок.

Оздоровительная направленность образовательного процесса – это система мер, обеспечивающих гигиену нервной системы ребёнка во время занятий.

Социально-педагогическая и психологическая поддержка детей из проблемных семей. Её содержанием является организация работы с семьями группы риска и детьми, находящимися по той или иной причине в ситуации риска (например, если адаптация проходит очень тяжело).

Обеспечение двигательной активности в детском саду. Движение – главное проявление жизни ребёнка. Неподвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, заболеванию. Двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, поэтому в нашем детском саду мы создаём необходимые условия для самостоятельной двигательной активности детей.

В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. Продумано размещение игрового материала в группе таким образом, чтобы оставалось свободное место для движений. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

К технологии сохранения и стимулирования здоровья относится:

1. Обеспечение здорового ритма жизни:

а) Щадящий режим;

б) Гибкий режим;

в) Организация микроклимата и стиля жизни группы;

г) Учёт биоритмов;

д) Учёт лунного ритма;

е) Учёт астрологического прогноза;

ж)Осмотр детей врачом-педиатором, медицинской сестрой оздоровительных групп.

2. Гигиенические и водные процедуры:

а) Умывание;

б) Мытьё рук;

в) Игры с водой;

г) Обеспечение чистоты среды;

д) Занятия в бассейне.

3. Свето-воздушные ванны:

а) Проветривание помещений (в том числе сквозное);

б) Прогулки на свежем воздухе;

в) Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

4. Арома – и фитотерапия:

а) Аромамедальоны (киндерчесночницы);

б) Сеанс фитоаэрононизации «Ромашка»;

в) Фитопитание (чай, отвары);

г) Полоскание рта и горла настоем трав.

5. Диетотерапия:

а) Рациональное питание;

б) Индивидуальное питание (аллергия).

6. Светотерапия:

а) Обеспечение светового режима;

б) Световое сопровождение среды и учебного процесса.

7. Стимулирующая, общеукрепляющая и профилактическая терапия:

а) Адаптогены;

б) Поливитамины;

в) Оксолиновая мазь;

г) Йодоморин;

д) Дрожжевой напиток;

е) Витаминизация третьего блюда;

ж) Экстрат элеутеракокка.

8. Криотерапия:

Использование игр со льдом;

9. Дыхательная гимнастика:

Игры и упражнения;

10. Глазодвигательная гимнастика:

Игры и упражнения;

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся:

1. Физические упражнения:

а) Утренняя гимнастика;

б) Физкультурно-оздоровительные занятия;

в) Подвижные и динамические игры;

г) Профилактическая гимнастика (улучшение осанки, плоскостопия, зрения)

д) Звуковая гимнастика;

е) Занятия в спортивных секциях;

ж) Игровой час (бурящая гимнастика) используется воспитателями в работе с детьми первой и второй младшей группы ежедневно после сна. Это комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений;

з) Остеопатическая гимнастика, которая проводится после сна в постелях каждый день;

и) Дорожки здоровья широко применяются воспитателями для обучения правильной ходьбе, формирования правильной походке

к) Кинезотерапия – это комплексное применение различных движений для оздоравливания детей;

л) Терренкур (дозированная ходьба);

м) Бэби-йога;

н) Спортивные игры.

2. Закаливание

а) Контрастное воздушное закаливание;

б) Босоножье;

в) Игровой массаж;

3. Активный отдых:

а) Развлечения, праздники;

б) Игры-забавы;

в) Дни здоровья;

г) Каникулы;

д) СМИ (ситуативные малые игры) – ролевая подражательная имитационная игра.

4. Пропаганда ЗОЖ:

а) Беседы;

б) Консультации;

в) Тематические занятия (экологические, физкультурные);

г) Досуги, развлечения (совместные родителей с детьми);

д) Круглые столы;

е) Советы родителям;

ж) Обмен опытом семейного воспитания;

з) Семейные газеты.

Существуют ещё коррекционные технологии :

1. Музтерапия:

а) Муз. сопровождение режимных моментов:

б) Музыкальная пауза;

в) Звуковое пение;

г) Музоформление фона занятий.

2. Арт-терапия:

Воздействие различными видами искусств;

3. Сказкотерапия:

Единый двигательный комплекс;

4. Артикуляционная гимнастика:

Фонематическая грамотная речь без движений;

5. Библиотерапия:

Лечение книгой.

6. Профилактика психоэмоционального напряжения:

а) Психогимнастика;

б) Игры-тренинги;

Известный педагог В. А. Сухоминский утверждал, что «забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Основная цель дошкольного образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие в соответствии с принципом целесообразности. Только систематическое комплексное проведение оздоровительной работы с ребёнком даёт желаемый результат.

Список использованной литературы:

1. Юдина Е. Г., Степанова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М. : -Изд-во Просвещение 2003 г. 142с.

2. Петрова Л. А., Валова М. А. Как сохранить здоровье дошкольников. Волгоград, 2008.

3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. ,2008.

4. Чупаха И. В., Пужаева Е. З. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М. : Илекса, Народное образоввание; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006 – 400 с.

Публикации по теме:

Использование фитбол–гимнастики для оздоровления дошкольниковИспользование фитбол–гимнастики для оздоровления дошкольников h4]Любая физкультурно-оздоровительная работа строится на здоровьесберегающих технологиях. Здоровьесберегающая технология – это система.

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Краткосрочный проект «Животные Крайнего Севера» в старшей разновозрастной группеКраткосрочный проект «Животные Крайнего Севера» в старшей разновозрастной группе По доминирующей деятельности: познавательный, творческий, игровой. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Интеграция образовательных.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Макет «Животный мир Крайнего Севера»Макет «Животный мир Крайнего Севера» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию макет по теме «Животные Крайнего Севера», сделанный своими руками. Я распечатала с интернета.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников в условиях Крайнего Севера
Опубликовано: 22 мая 2021 в 16:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД