Анастасия Каримова
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Библиографическое описание: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Я. Н. Борисенко, Д. В. Лепетуха, А. А. Сидоренко [и др. ]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 214-216. — URL : https://moluch.ru/archive/184/47221/ ( дата обращения: 23.12.2021). Не заменят край родимый Никакие чудеса! Только здесь всё так любимо – Реки, горы и леса. Здесь от отчего порога Начинается страна. Стран других на карте много, Только Родина одна! О. Емельянова Патриотизм — это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Эти чувства необходимо прививать каждому ребенку еще с детства, когда закладываются много ценностные основы отношения к окружающему миру. Гордость за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание героев нашей страны — это и есть патриотизм. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Еще в дошкольном возрасте нам необходимо сформировать представление о подвигах нашего народа, гордость за Россию. Патриотизм у ребенка начинается с отношения к семье: матери, отцу, сестре, брату, бабушке, дедушке. Это и есть корни, которые связываю ребенка с родным домом. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение передает народную культуру и сохраняет историческое прошлое нашей с вами страны. В каждой семье, есть свои бесценные реликвии, семейные альбомы с фотографиями танкистов, летчиков, моряков, пограничников, их медали и ордена, шинель, похвальна грамота или знак отличия. Только вглядываясь в прошлое, можно найти верные и надежные пути в грядущее. Не нужно забывать и о традициях и праздниках русского народа. Необходимо широкое включение материала, связанного с освещением традиций и проведением праздников, не только в образовательную деятельность, но и в режимные моменты, в совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Организовать эту работу можно посредством: создания центра народных традиций, фольклорного уголка; повседневного общения с детьми о жизни предков, их культуре в сочетании с музыкой и рассматриванием народных игрушек, показа фото и видеоматериалов по теме; совместной деятельности педагогов, детей и родителей — сбор информации о жизни славян, их укладе, посещение музеев, выставок творчества своего края; самостоятельной деятельности детей в уголках народных традиций; культурно-досуговой деятельности и познавательных развлечений. Не маловажную роль необходимо уделять экологическому воспитанию детей, бережному отношению к природе. К огромному сожалению современный человек позабыл о ценностях окружающей среды. Люди порвали эту тонкую связь с природой. Занятые материальным благополучием и карьерным ростом, они все больше и больше отдаляются от нее. В условиях детского сада можно создать для детей и взрослых хорошую эколого-развивающую среду. Посадка дружным коллективом педагогов, родителей и детей плодовых деревьев, цветов, огородов, кустарников — будет хорошим примером для окружающих. Групповой уголок природы дополнит картину природного окружения ребенка. Все эти мероприятия помогут сформировать в детях экологическую культуру. В формировании нравственно-патриотических чувств, роль семьи, является главной. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение социальными знаниями и адаптация ребенка к окружаемому обществу. Главная функция семьи — обучение ребенка: социальному опыту, который накопило человечество; культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Проблема современных семей выражается в трудностях семейного воспитания, ослаблении внимая к духовным ценностям. Родители плохо осознают их роль, тем самым снижают социальную установку на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания — все это отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряжённость в семье, негативно сказывается на развитие детей. И самая большая опасность — в разрушении личности. Материальные ценности чаще доминируют над духовными, поэтому у ребенка неправильно формируется представление о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме. Воспитание в детях нравственно-патриотических чувств для педагога процесс очень трудоемкий. Одной из главных задач педагога является оказание помощи семье в возникших вопросах о нравственно-патриотическом воспитании детей, привлечение их к сотрудничеству в воспитании. Существует множество методов и приемов организации детей по данной теме : игра; традиционные методы народной педагогики; день открытых дверей; создание патриотического музея; посещение памятных мест; включение элементов творчества в занятия, игровую и самостоятельную деятельность; совместная деятельность детей, родителей и педагогов, коллективная работа. Продуктом деятельности педагога могут являться следующие мероприятия: игры «Благодарное сердце», «Верные друзья», «Помощь друга»; чтение стихов «Я о маме позабочусь», «Мой добрый дом»; чтение сказок «Как Миша стал моряком», «Как пчелки трудятся»; выставка детского творчества «Моя страна»; выставка рисунков «Когда мои родители были маленькими»; выставка семейных фотографий «Моя дружная семья»; конкурс детского рисунка «Герои нашей страны»; конкурс рисунка на асфальте «Наша огромная земля»; музыкальное развлечение «День матери»; музыкальная шкатулка «Песни о войне»; музыкальный праздник для пап и дедушек «С праздником защитники отечества»; праздничный концерт «День Победы» и т. д. беседы о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне. Всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека. Патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Дети — это наше будущее, а будущее будет таким, каким мы его сами сделаем! «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем обозначены воспитанием душ, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев) Литература: Пантелеева Н. Г. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. -М. :МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.-72 С. Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. Проект «Живая память России». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2013.-96 с. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. -2 изд. -М. : Армита, 2011.-112с. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель». СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 96 с. Организация нравственно патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Do Diplom. https://dodiplom.ru/ready/103527
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Я. Н. Борисенко, Д. В. Лепетуха, А. А. Сидоренко [и др. ]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 214-216. — URL : https://moluch.ru/archive/184/47221/ ( дата обращения: 23.12.2021).