Инна Наджарова
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Никто не может стать сыном своего народа,
если он не проникнется теми основными чувствами,
какими живет народная душа»
В. В. Зеньковский.
Цели:
Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.
Задачи:
1. Изучение уровня компетентности и информированности педагогов ДОУ по вопросам «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Создание полноценной предметно – развивающей среды.
Актуальность
Обращение в образовании к нравственно – патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем:
- низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества,
- снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа.
Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе, к родительской безответственности, равнодушию в воспитании подрастающего поколения.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником социальной действительности. Организация работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников остается одним из актуальных направлений деятельности современного ДОУ.
Патриотизм - это не только чувство любви к Родине, оно включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу и общественную жизнь людей.
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Патриотизм включает в себя:
- воспитание любовь и привязанность к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
- уважение к людям разных профессий и результатам их труда;
- формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
- элементарные знания о правах человека;
- толерантность, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- развивать интерес к народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям;
- чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
- расширять представления о родной стране, ее столице, городах;
- знакомить с государственной символикой: гербом, флагом, гимном, историческим прошлым России, малой родины
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» (Д. С. Лихачев)
В педагогике патриотизм выступает как нравственное качество человека, которое включает в себя потребность преданно служить своей Родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стремиться беречь ее честь и достоинство. Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.
Патриотическое воспитание по ФГОС ДО довольно актуальна в условиях современности. Воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально- нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В нашем детском саду разработана система работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывая все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях.
В работе по нравственно - патриотическому воспитанию можно использовать различные технологии:
- игровые;
-информационные;
- коммуникативные;
- проблемные;
- развивающего обучения;
- консультативные;
- визуальные;
- проектные;
- ИКТ;
Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться в нескольких направлениях:
- духовно- образовательное (тематические занятия, беседы, чтение х/л, рассматривание иллюстраций, макетов, занятия в музее);
- воспитательно – образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
- культурно- познавательное (целевые прогулки, посещение кукольных спектаклей. Встречи с интересными людьми);
- нравственно- трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей)
Система работы по патриотическому воспитанию детей :
- воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
- бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства);
-знакомство с достопримечательностями поселка, города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей);
- воспитание бережного отношения к родной природе;
-воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы;
Работу по патриотическому воспитанию можно разбить на 4 направления:
1 направление: Воспитание на боевых традициях народа.
2 направление: Историко – краеведческая работа.
3 направление: Формирование правовых знаний.
4 направление: Воспитание на культурных традициях народа
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю страны, своего города или поселка. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок – чистый лист, рисуй не нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, высоконравственные люди. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, давайте покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом своего народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной и в великой стране Россия.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Макаренко А. С.
Литература:
- Л. В. Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе» - М. : Аркти, 2005;
- Н. В. Микляева, Ю. Н. Микляева «Социально – нравственное воспитание детей от 5 до 7
лет» - М. : Айрис – пресс, 2009;
- С. И. Семенака «Учим детей сочувствовать и сопереживать» - М. : Аркти, 2010;
- М. Ю. Новицкая «Наследие: патриотическое воспитание в д/с» - М. : Линка – Пресс, 2003