Лучший педагог года

Консультация «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Регина Хабибова
Консультация «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», отсутствие гражданской ответственности. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.

Публикация «Консультация „Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки“» размещена в разделах

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине, любви к Отчизне.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы: любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, играющие в свою очередь огромную роль в становлении личности ребенка.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира и должно стать основой формирования патриотизма и гражданственности.

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» - говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. По мнению Ушинского: «Нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью; воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга».

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», – это слова нашего современника В. Распути

Поэтому осознавая значимость патриотического воспитания, воспитания гражданской позиции дошкольников, педагогам ДОУ необходимо проводить планомерную, постоянную работу по всем областям, но остановимся на одном из них – музыкальная деятельность. На музыкальных занятиях мы знакомимся с музыкальным фольклором через разучивание частушек, русских народных песен; на досугах и при участии в народных праздниках таких как «Масленица, «Сабантуй», «Посиделки» и т. д. Народные песни, а также народные мелодии мы используем при слушании и в ритмической деятельности (хороводы, национальные танцы). Посредством народной музыки, дети знакомятся с жизнью и бытом русского, башкирского, татарского, марийского народов. Это и образцы народного музыкального творчества, и использование народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, кубыз, курай, домбыра, мандолина, что помогает ярче выразить характер и настроение народной музыки, показать звучание, различие и формы инструментов.

Таким образом, народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:

Я для милой мамочки

Испеку два пряничка.

В мелодии этой песни (А. Филиппенко «Пирожки») звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное.

Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму:

Пускай узнает ветер, и звезды, и моря,

Что лучше всех на свете мамочка моя!

И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю. Слонова «Мы с мамою нашей большие друзья»,

И чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А. Филиппенко «Хорошо рядом с мамой»).

Очень верно подметил русский писатель Ю. Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываем такое же отношение и к образам реальной природы.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуар по слушанию включаются следующие музыкальные произведения, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц: «Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова, сюита «Карнавал животных» К. Сен-Санса. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого мы с детьми слушаем инструментальную музыку: П. И. Чайковский цикл «Времена года», С. С. Прокофьев цикл «Детская музыка», симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ «Шествие гномов», «Полёт шмеля» Римского-Корсакова и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

Мы ежегодно проводим праздник, посвящённый Дню Суверенитета Республики Башкортостан. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности и неразрывно она связана с музыкой. Так, под музыку современных и классических композиторов, дети просматривают презентации на тему «Моя малая Родина», «Мои предки», «Улицы нашего города», «Башкортостан - Родина моя», «Наша история» и т. д. ; знакомятся с улицами родного края, памятными местами, пейзажами родной природы, с достопримечательностями, с промышленностью, героическими страницами истории.

Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно звучат знакомые мелодии, таким образом, дошкольники как бы «возвращаются» вновь к увиденным кадрам.

Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике. Эти праздники имеют особое значение в нравственно-патриотического воспитания. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить», муз. Ю. Чичкова, «Катюша», «Три танкиста» и др. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Также в нашем детском саду стало традицией проводить встречи с артистами филармонии и ветеранами ВОВ. На встречах дети слушают военно-патриотические песни в живом исполнении и сами участвуют в исполнении песен. Не остаётся и без внимания 1 октября - «День старшего поколения», где мы с ребятами и воспитателями готовим праздничный концерт с песнями, танцами и стихами. Дети учатся уважительно, с почитанием относиться к старшему поколению.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные, и обязательные участники формирования личности ребенка.

Нельзя забывать и о такой форме работы, как консультации, обмен мнениями. Для родителей подготовлены консультации на темы: «Волшебная сила колыбельной», «Говорим о прекрасном», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» и т. д. Консультации проводились в разной форме: индивидуально, оформлялись стенды, папки – передвижки, и конечно же через сайт. На сайте ДОУ мы получаем от родителей необходимые пожелания, отзывы на свою работу, ссылки на статьи и музыкальные сайты.

В дальнейшем, мы планируем продолжать работу по данной теме, поскольку музыка поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
Опубликовано: 25 декабря 2019 в 08:58
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД