Приложение МААМ

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание как основа гармоничного развития личности детей дошкольного возраста»

Бабкова Светлана Владимировна
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание как основа гармоничного развития личности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по теме :

«Нравственно-патриотическое воспитание как основа гармоничного развития личности детей дошкольного возраста».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У многих наших сограждан искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны мешать патриотическому воспитанию. Возрождение духовно-нравственного воспитания- это шаг к возрождению России.

Публикация «Опыт работы „Нравственно-патриотическое воспитание как основа гармоничного развития личности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества – вот главная идея моей педагогической деятельности.

Любовь к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Родной дом и двор, где он не раз гулял и вид из окна квартиры и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пути нравственно-патриотического воспитания детей через приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках.

Нравственно-патриотическое воспитание как основа гармоничного развития личности детей дошкольного возраста» стало – одним из важнейших звеньев моей системы в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Система и последовательность патриотической работы включает следующие разделы:

-Семья.

-Детский сад.

-Родной город.

-Страна, её история.

-Символика (герб, флаг, гимн).

-Права и обязанности.

В воспитании нравственно-патриотических качеств личности я придерживаюсь следующих принципов при организации образовательного процесса:

• принцип регионализации основополагающий он включает изучаемый материал отражающий региональные, географические, исторические, архитектурные, сведения об общественной жизни донского края, города его особенностях.

принципы:гуманизации, дифференцированного подхода,интегративности и наглядности.

• Принцип гуманизации. Умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

• Принцип дифференцированного подхода. Создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

• Принцип интегративности. Сотрудничество с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем.

• Принцип «позитивный центризм». Отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста.

• Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства, которые создают развернутую картину действий и результатов.

В своей работе я использую вариативные технологии:

• - игровые,

• - информационные,

• -коммуникативные,

• - проблемные,

-развивающего обучения,

• -консультативные,

• - визуальные,

• - проектные.

Основной целью моей работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников является :

формирование представлений детей о малой Родине, родном крае, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности.

Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:

• формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);

• формирование духовно-нравственных отношений;

• формирование любви к культурному наследию своего народа;

воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• формирование элементарных знаний о правах человека;

• Повышение педагогической компетентности родителей в области нравственно-патриотического воспитания детей.

Для реализации поставленных задач я составила дополнительную рабочую программу в основекоторой использовала дополнительные программы и технологии:

«Мы живем в России»- программа по гражданско-патриотическому воспитаниюПод редакцией Н. Г. Зеленовой и Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста под редакцией Ветохиной А. Я.

Нравственно-патриотическое воспитание детей ведется по направлениям которые включают вариативные формы работы с детьми :

-Организованная образовательная деятельность с детьми включает (комплексные занятия познавательного и развивающего цикла на темы : «Донская степь-мой край родной», «Моя Родина-Россия»;

-Совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей включает :-беседы о Родине, о родном городе, о природе донского края, чтение художественных произведений на темы: «Планета Земля. Родина, город»; просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей на нравственно-патриотические темы; Игры народные, подвижные, спортивные и сюжетно-ролевые на темы: «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» «Лётчики»;

- Культурно-познавательная деятельность включает - праздники, развлечения, акции, экскурсии в краеведческий музей г. Шахты, библиотеку, посещение достопримечательностей города Шахты, встречи с интересными людьми;

-Взаимодействие с родителями - это участие в музыкальных праздниках, развлечениях, физкультурных досугах и конкурсах.

Основные средства нравственно – патриотического воспитания

• Художественные средства

- Художественная литература

• -Изобразительное искусство

• - Музыка

• - Кино

- Самостоятельная деятельность детей

- Игровая

• - Познавательная

- Трудовая

- Творческая

- Коммуникативная

Природа

- Живая природа

-Неживая природа

Окружающая обстановка (социум)

- Эмоциональное благополучие

• -Любовь окружающих взрослых и сверстников.

Для успешного построения образовательного процесса и решения задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников, в группе оборудована предметно-развивающая среда, включающая познавательно-развивающий уголок «Моя Родина - Россия», где размещены материалыметодических и наглядно-дидактических пособий по разделам:

«Россия-Родина, донской край, мой город Шахты»,«Символика России и малой Родины», «Детям о Великой Победе»;

«Природа и фауна донского края» - представлена репродукциями картин и фотографиями: животных, птиц, рыб, растений и грибов;

- дидактические и развивающие игры по темам : «Военная техника», «Найди флаг России»; «Шедевры в числах, живопись, архитектура, скульптура», «Достопримечательности России», «Картины Русских художников».

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей я выстроила по следующим блокам:

Первый блок – «Я и Моя семья», «Я и мои друзья».

На занятиях воспитываю у детей любовь и уважение к мамам, папам, пожилым людям, а также доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

В процессе организованной образовательной деятельности на тему: «Я и Родина»

знакомлю детей с родной Страной, донским краем, городом Шахты, историей, памятниками архитектуры, со святынями и памятными местами родного края, государственной символикой, русскими героями и великими полководцами.

«Мир –прекрасное творение», в работе по этому направлению я обращаю внимание детей на богатство, красоту и разнообразие природы донского края, учу детей видеть отличие мира созданного руками человека от мира природы.

«Вижу чудное раздолье…»

В процессе этой деятельности я провожу с детьми природоохранные акции на темы:

Поможем пернатым друзьям!».Акция направлена на сохранение и бережное отношение детей к природе и забота о птицах. В рамках акции был объявлен конкурс на самую оригинальную кормушку для птиц, в которой активное участие приняли родители, проявив мастерство и фантазию.

Во время зимних прогулок дети со взрослыми вешают кормушки и подкармливают птиц хлебными крошками.

Природоохранная акция «Сохраним и приумножим», посвящённая «Дню Земли».

В рамках акции провожу с детьми интересные мероприятия: викторина «Юный любитель природы», конкурсы детских рисунков и поделок на темы: «Люблю тебя, Земля Донская», «Сказки эти любят дети». Целью данных мероприятий является воспитание нравственных чувств, эмоционально-положительного, ценностного отношения детей к природе, окружающему миру. Совместно с детьми высаживали саженцы берёзы, липы и ивы. Надеемся, что в скором времени эти росточки будут радовать нас своей зеленью и обильным цветением.

Так же традицией в моей группе «Аленький цветочек» стало проведение Акции “Доброе сердце”, - которая приурочена к Международному дню инвалидов. Её цельсочувственное, доброе отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Эта часть работы носит ярко выраженный нравственный характер.

Были проведены с детьми тематические беседы на тему: “Почему инвалидом тяжело жить”, «Мир спасёт доброта», что вызвало у детей сочувствие - переживание (“как ему плохо”) и сочувствие – действие (“ему плохо, я помогу”). Воспитанники выступили в реабилитационном центре «Добродея» с развлечением «За безопасность дорожного движения-все вместе!» и в заключении подарили детям рисунки «Дружат дети на планете».

Весной этого года, в рамках празднования 80-летия Государственной авто инспекции, воспитанники участвовали во встрече с ветеранами ГИБДД, подготовили для них музыкальные номера и вручили поздравительные рисунки.

- «Культура и традиции»- этот блок мероприятий включает участие детей и родителей в праздниках и развлечениях.

«День защитника отечества»,на празднике дети поздравляют пап стихами, песнями и танцами военной тематики, у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины. Папы наших воспитанников делятся своими воспоминаниями о службе в рядах Вооруженных сил России, принимают участие в совместном спортивном празднике «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!».

«Праздник 8 Марта»- посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Накануне дети своими руками делают для мам подарки.

«Поклонимся Великим тем годам.». Приподготовке празднования Дня Победы мы проводим акцию «Голубь мира», изготовленных детьми белых бумажных голубей, как символов мирной жизни, дарим ветеранам. Большой интерес вызывают у ребят рассказы ветеранов тыла о нашем городе во время войны, о том вкладе в дело Победы, который внесли наши земляки. Дети с упоением слушают стихи и песни военных лет в исполнении взрослых и сами принимают участие в праздничном концерте в честь ветеранов. Заранее вместе с дошкольниками и родителями оформили выставку – поздравление «Никто не забыт, ни что не забыто!».

Совместно с родителями организовываем для детей экскурсии на аллею Победы, где дети возлагают цветы к Вечному огню. В подведении итогов акции в детском саду был проведён митинг-концерт «Мы не забудем их подвиг Великий!»

Знакомство с родным городом, донским краем их достопримечательностями, природой вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта деятельность продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. С ребятами мы оформляем галерею детского творчества на темы: «Моя Родина-Россия», «Донской край люби и знай».

Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

Результатом внедрения Федерального государственного образовательного стандарта явилась выстроенная, эффективная модель сотрудничества с родителями, основанная на личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослых в детско-родительском клубе «Содружество».

Организация активного взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию детей ведется черезвариативные формы работы : консультации на тему: «Гражданин воспитывается с детства», «Крепка семья — сильна Россия», Родители принимают активное участие в выставках художественного творчества «Осенний вернисаж», «Милой мамочке моей- это поздравление»-посвящённое Дню матери в России», «Космическое путешествие», «Салют, Победа!», «Пусть всегда будет солнце!». Участвуют в праздниках и театрализованных представлениях «Люблю тебя, Земля донская», «Мама, папа, я-спортивная семья». Так же и в проектной деятельности на темы: «Дружат дети всей Земли», «Я и Родина моя», «Вместе дружная семья детский сад, родители и я».

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми считаю очень эффективными: родители становятся единомышленниками в воспитании юного гражданина, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, обращаются за помощью, активны во всех наших начинаниях, а дети все более раскрываются перед нами.

Результатом моей работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников является то, что ребята имеют целостную картину сведений о родном крае и его символике, родной стране – России, её прошлом и настоящем. Дети знакомы с образцами русских народных промыслов, ориентируются по карте, глобусу, знают названия крупных городов и рек России. Знают знаменитых деятелей искусства РФ. Детский словарь обогащен народными мудростями, дошкольники легко ориентируются в народных приметах о природе, знают народные праздники. Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

План по самообразованию в подготовительной группе «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Возраст обучающихся : 6-7 лет Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию.

Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: уточнение и закрепление знаний участников семинара-практикума.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание как основа гармоничного развития личности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 20:26
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание как основа гармоничного развития личности детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Бабкова Светлана Владимировна (УИ 2297593) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД