МААМ-картинки

Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы «Оберег для семьи»

Белла Айрапетян
Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы «Оберег для семьи»

Задачи:

Познавательные: Познакомить с изготовлением традиционной куклы. Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

Развивающие задачи: через игрушку познакомить с историей, традициями на Руси и приобщать к обрядовой культуре. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук и творческие способности.

Публикация «Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы „Оберег для семьи“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к народной культуре, эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

Методы и приемы: беседа с детьми, индивидуальное проектирование деятельности, познавательный диалог, практическая работа

Оборудование: интерактивное оборудование, презентационный материал, аудиозапись русской народной музыки. По количеству детей - ложка деревянная, немного синтепона, повязка-повойник, двойной лоскут на юбку по длине ручки ложки, два прямоугольника белого лоскута для рук по 10х15 см, косынка по диагонали 40-45 см, хлопчатобумажные нитки, фурнитура для украшения (тесьма, лента).

Интеграция: художественно-эстетическое развитие, познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое

Ход работы:

Аудиозапись№1

Под русскую народную музыку в зал заходят дети и присаживаются на стулья. Их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Вы любите играть в куклы?

Дети: - Да любим!

В. : - А вы знаете, что куклы могут быть не только для игры?

В далекие времена, их придумали для защиты людей и их жилища от бед, и назвали куклы-обереги.

А вы знаете, что такое куклы-обереги и как они выглядят?

Д. : - Нет, не знаем.

В. : - Сейчас вы все узнаете. Но прежде я хочу вам сделать сюрприз (показывает корзину с цветными клубками). Эти клубочки не простые, а волшебные! Они нам помогут отправиться в путешествие, в далекое прошлое. Скажем все громко волшебные слова:

Катился клубок

Мимо огорода,

Мимо сада,

Мимо города.

Кто поймает,

Тот все узнает.

Воспитатель бросает по одному клубочку каждому ребенку.

В. : Молодцы! Ой, слышите ребята! Что это за звук? Он доносится из корзинки. (Воспитатель смотрит в корзину и достает из нее клубок ниток)

Ребята, когда мы произнесли волшебные слова, один клубок ожил.

Клубок: - Здравствуйте ребята! Спасибо, что разбудили меня. А раз я проснулся, послушайте, что я вам поведаю:

Слайд № 1 (на экране сени в русской избе)

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них – шитье кукол – оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

В древние времена, придумали наши предки куклы.

Славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности» и называли их куклы-берегини. Например:

Слайд № 2

Кукла «Купавка». На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки – заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.

Слайд № 3

Куколка «Крупеничка» (другие названия «Зернушка», «Горошинка») - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.

Слайд № 4

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла – символ солнца и добрых отношений в семье.

Слайд № 5

Куклы «День и Ночь»куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют, вперед, светлую, а ночью – темную.

Слайд № 6

Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье, а, обретая черты лица, теряет свои магические и обережные свойства.

Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. Куклы-обереги оставались в русской избе на всю жизнь. Таких кукол-оберегов на Руси было очень много. Их изготовлением занимались только женщины, создавая куклу, мастерица нашептывала разные заговоры-наговоры ( например: на лад в семье).

Делали таких кукол из куска материи, не сшивая, а просто туго скручивая ткань. Одеяние таких кукол было очень простым, незатейливым.

В. : - Ребята, а вы хотите сделать свою куклу-берегиню, которая будет не только украшать ваш дом, но и приносить радостные вести, хранить здоровье, достаток и любовь в вашем доме?

Д. : - Да!

Клубок: - Вот и хорошо, вот и ладненько! А мои ниточки помогут ребятам в этой не легкой работе.

В. : - Но, для того чтобы у нас получились красивые куклы нам надо размять пальчики и сделать гимнастику.

Физкультминутка для пальцев рук:

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

(Вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулаки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

В. : - Молодцы ребята! А сейчас мы приступим к работе.

Аудиозапись № 3 (Звучит народная музыка.)

Наполняем ложку синтепоном и завязываем повязкой-повойником.

Белый лоскут скатываем в трубочку и обозначаем ладонь красной ниткой.

Привязываем скатанный в трубочку лоскут ткани (руки) к ручке ложки ладошками вверх.

Юбку низом кверху перевязываем вокруг ручки ложки как можно выше.

Опускаем юбку, надеваем косынку, а при желании кружевом или лентой оформляем платье под сарафан. Кукла готова. Ребята, мы с вами сделали такую сложную работу и вы, наверное, устали! Предлагаю отдохнуть и сделать всем вместе релаксационные упражнения для мимики лица:

1. Сморщить лоб, поднять брови (удивляюсь, расслабить.

2. Нахмуриться (сержусь)- расслабить брови.

3. Расширить глаза (страх, ужас)- расслабить веки (лень, хочется подремать).

4. Расширить ноздри (вдыхаю) – выдохнуть, расслабиться.

5. Зажмуриться (ужас, конец света) – расслабить веки (ложная тревога).

6. Сузить глаза (китаец задумался) – расслабить.

7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос – расслабить.

8. Оскалить зубы (африканская ярость)-расслабить щеки и рот.

9. Оттягиваем вниз нижнюю губу (отвращение) и расслабить.

А теперь, когда вы сделали свои куклы, давайте придумаем им имена (дети придумывают и называют имена кукол). Большое спасибо вам ребята за внимание и за вашу работу. Желаю, что бы куклы, сделанные вашими руками, приносили вам удачу и хранили всю вашу семью!

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы мини-музея «Народная шкатулка»Перспективное планирование работы мини-музея «Народная шкатулка» Коллекция кукол Куклы, сделанные своими руками. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ 1. Экскурсии, просветительская работа 2.

Перспективный план работы с детьми по использованию народной игрушкиПерспективный план работы с детьми по использованию народной игрушки Цель: Формировать патриотические чувства и сознание детей на основе народного искусства. "Богородская деревянная игрушка - улыбка детства".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы «Оберег для семьи»
Опубликовано: 20 января 2015 в 16:48
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД