Получи документы

Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

Елена Андронова
Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности. Деятельность, вызывающая активность, умственное напряжение и развивающая кругозор, ведет к развитию познавательного интереса. По содержанию эта деятельность должна носить проблемный характер. Важно не только поставить перед ребенком проблему, но и научить ее решать, сформировав необходимые способы познавательной деятельности.

Публикация «Образовательная область „Познавательное развитие“, Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах

Использование педагогами в работе с дошкольниками нетрадиционных методов по математическому развитию способствуют развитию познавательного интереса.

К данной группе методов относятся:

моделирование (например, предложить детям использовать модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (купить в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировать фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя, элементарные опыты (Детям можно предложить, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить : объем воды одинаков,занимательные проблемные ситуации (Например, формируя у дошкольников временные представления, мы можем предложить следующую проблемную ситуацию: «Золушке вовремя нужно вернуться с балла домой, а дворцовые часы вдруг остановились!»)

Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют и нетрадиционные занятия:

Занятия-соревнования. ( Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д. такие занятия лучше проводитьс сигнальными карточками, например закрепляя тему: соответствие колличества предметов цифре, можно использовать веер цифр или карточки с цифрами);

Занятия КВН. (Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая викторина, в которую можно включить и музыкальную паузу – физкультминутку, и конкурс капитанов);

Театрализованые занятия. (Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию. Эти микросценки могут разыграть как взрослые, так и заранее подготовленные дети, а потом все вместе обсуждают полученную информацию, чтобы дети сами пришли к необходимому выводу, например разрешили спор между персонажами);

Занятия - сюжетно-ролевые игры. (Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения. Например в игре «Магазин» попросить дать столько яблок, сколько у меня груш, или изображая капризную принцессу посылать детей с разными заданиями в магазин);

Занятие-консультации. (Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка, то есть попросить ребёнка помочь товарищу выполнить задание, разбив их предварительно на пары и дав совместное задание);

Занятия-сомнения (поиска истины) (Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает, например опытным путём измерить длину верёвочек и определить какая длиннее (можно измерить с помощью линейки или путём наложения);

Занятия-путешествия;

Занятия-сказки;

Занятия-концерты. (Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию);

Занятия типа «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией);

Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей является фольклор: потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.

Пословицы и поговорки могут быть использованы при ознакомлении с числом, последовательностью дней недели, временами года.

Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями. Например загадки о временах года, месяцах, частях суток помогут малышу быстрее освоить ориентировку во времени, а загадки в которых говориться о форме предметов – помогают усвоить геометрические фигуры.

Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика, «пальцевой счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.

Физкультминутки и пальчиковые игры помогут детям:

- усвоить понятия «право», «лево», «выше», «ниже», «ближе», «дальше», «вперёд», «назад» («ветер дует нам в лицо», «руку правую вперёд» и т. д.);

- будут способствовать развитию счёта на слух («кошка учится считать» «1,2,3,4,5 будем прыгать и скакать» и пр.);

- развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.

Усвоение элементарных математических представлений лучше преподносить на знакомом детям материале, например, с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.

Сказка «Репка» поможет усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый и количественный счёт особенно если использовать театрализацию или подробные иллюстрации.

Содержание сказки «Гуси лебеди» научит дошкольников ориентироваться в пространстве и усвоить понятия: «над лесом», «над рекой», «правый и левый берег» и т. д.

Знакомя детей со знаками и понятиями «больше», «меньше» можно использовать сказку «Два жадных медвежонка» при этом необходимо использовать наглядное изображение куска сыра, чтобы дети ещё и наглядно видели, как изменялся сыр, когда его делила лиса.

Изучая временные представления, используются произведения детских писателей С. Маршака «Двенадцать месяцев», «Круглый год», Г. Скребицкого «Четыре художника», Н. Мигуновой «Круглый год».

Знакомя детей с понятием числа, побуждаем детей вспоминать сказки, стихотворения, где употребляются числа три, четыре, семь: «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Цветик-семицветик» и т. д.

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.

Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».

Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

Самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность будет эффективной, если:

- создать специальную предметно-развивающую среду;

- предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

- использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Разнообразие занимательного материала — это настольно-печатные игры такие, как «Формы», «Фигуры», «Геометрическое лото» и пр., игры для развития логического мышления «Четвёртый лишний», «Что получится?» и пр., головоломки, логические задачи и кубики к игре «Блоки Дьенеша»; лабиринты, игры на составление целого из частей: пазлы, разрезные картинки, кубики; на воссоздание фигур-силуэтов.

Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса.

Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Руководство самостоятельной и совместной математической деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к математике.

Таким образом, математические представления у детей обогащаются и систематизируются. Успех игровой деятельности, увлеченность определяется интересом самого воспитателя к математическим задачам и играм.

Нужно привлекать малоактивных детей, стараясь их заинтересовать игрой, и помогать освоить ее. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи.

Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС дошкольного образования «Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО» Ведь от того, как заложены элементарные математические.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игры Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка от раннего возраста к дошкольному возрасту. На третьем году жизни дети становятся.

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играхФормирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Сорокина Наталия Николаевна,.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Конспект НОД. Формирование элементарных математических представлений у детей в старшей группе. «Космическое путешествие»Конспект НОД. Формирование элементарных математических представлений у детей в старшей группе. «Космическое путешествие» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростов-на-Дону «Школа №30» (дошкольный уровень) КОНСПЕКТ НОД по.

Познавательное занятие по формированию элементарных математических представлений «Поможем пчелкам» (старшая группа) Задачи. Познавательные: Продолжать учить детей выставлять числовой ряд. Закрепить знания о соседях числа, порядковый счет в пределах 10.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В течение много времени ученых интересовал вопрос об обучении детей математике. Такие ученые как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоции, К. Д. Ушинский,.

Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Ногинского муниципального района «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ». Дошкольный.

Статья «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста с задержкой речевого развития» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Опубликовано: 6 июня 2016 в 15:25
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Андронова (УИ 283123) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД