Елена Бездетко
Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы включения основ финансовой грамотности в образовательный процесс
Включение основ финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольной образовательной организации должно происходить на основе принципов, которые сформулированы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования :
Публикация «Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах
1. Первый принцип, который зафиксирован ФГОС ДО - «Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития».
В основу воспитания и развития ребенка должен быть заложен принцип «не навреди». Интеллектуальные и физические перегрузки детей дошкольного возраста недопустимы. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049- 13
«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015г. N 26.
После пяти лет действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, хотя и ориентируется ещё в своих действиях на поведение взрослых. Дошкольник с любопытством наблюдает за актами купли-продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывать не только своё, но и чужое мнение.
Уровень психологического развития дошкольника позволяет ему осознавать понятия выгоды (особенно личной выгоды). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Важно приучать детей в возрасте от 5 до 7 лет осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно-нравственной позиции. Взаимосвязь нравственного и финансового воспитания очевидна так же, как и важность формирования основ здорового отношения к деньгам в ранний период взросления дошкольника.
2. Второй принцип, зафиксированный во ФГОС ДО - «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Оформляется новое психическое качество — ценностная ориентация. Поэтому это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Нельзя забывать о том, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем.
Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется время.
3. Третий принцип - «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений».
После пяти лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей, является полностью оправданной.
Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечить тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров дошкольников.
4. Следующий принцип ФГОС ДО -«Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».
Поддержка инициативы дошкольников в различных видах деятельности означает, что воспитатель на протяжении всего периода обучения должен оказывать поддержку дошкольникам в ходе их проб и ошибок, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощрять различные виды самоутверждении и самовыражении.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
- создания условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности;
- создания условий для выражения своих чувств и мыслей, принятия детьми решений;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности.
Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности - применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.
5. Принцип «Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй» означает, что при включении основ финансовой грамотности в образовательный процесс воспитатель должен придерживаться очень важного правила: при изучении темы вопросы не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи, например, исключается сравнение доходов семьи, уровня и качества жизни. Ряд вопросов может быть предложен для совместного изучения ребенка и его родителей (законных представителей). Этот принцип предполагает максимальное включение родителей в обсуждение с ребенком тех вопросов и тем, о которых он говорил на занятиях с воспитателем.
Программа может включать ряд дополнительных занятий, направленных на вовлечение их в образовательный процесс, и рассказать о тех понятиях, которые изучают воспитанники.
6. Принцип «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Программа по изучению детьми основ финансовой грамотности, включенная в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и воспитателей и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность конкретной дошкольной образовательной организации. Одной из форм организации приобщения к финансовому миру могут стать : экскурсии в магазин, на почту и пр.
Например, дети создают макет окрестностей. Во время занятия дети знакомятся с разными местами, которые являются частью их окрестностей, узнают, какое значение имеют разные места в окрестности, определят свое любимое место в окрестности.
Примером также может служить знакомство дошкольников с ярмаркой и её атрибутами: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска, кулачные бои.
Необходимо способствовать тому, чтобы ребенок умел делать выводы и отвечал на вопросы, такие как «подумай», «отгадай», «ответь на вопрос» и пр.
7. При реализации принципа «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» следует учитывать, что изучение детьми основ финансовой грамотности имеют выраженный прикладной характер. Задача воспитателя в процессе организации образовательной деятельности - активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым на занятии вопросам. Воспитатель обязательно должен подводить итоги с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.
Образовательный процесс рекомендуется строить на доступных и увлекательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Занятия должны включать специфическую детскую активность, специально организованную воспитателем, подразумевающую деловое взаимодействие и общение детей, накопление интересной информации в сфере личных и семейных финансов, формирование базовых первичный знаний, умений и навыков рационального финансового поведения. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность дошкольников.
8. «Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)».
Это один из основных принципов организации образовательного процесса с дошкольниками. Рекомендуется осуществлять выбор тех парциальных образовательных программ или отдельных модулей и тем, а также форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей. Кроме того, следует учитывать возможности педагогического коллектива, сложившиеся традиции дошкольной образовательной организации и детской группы.
Выбор модулей и программ и степени погружения в образовательный процесс зависит от вида дошкольных образовательных организаций (детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и др.).
9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Введение региональной составляющей дает возможность организовать в дошкольной образовательной организации работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщению к народному искусству.
На основе проведенного анализа существующих дошкольных программ по изучению основ финансовой грамотности можно выделить перечень базовых финансово-экономических понятий, которые могут быть изучены в дошкольных образовательных организациях (Таблица).
Таблица Перечень базовых финансово-экономических понятий
№ Понятие Описание
5-6 лет
1 Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга. Понимание ребенком, что любой труд — это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться и работать. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладение мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др., так товар или услуга.
2 Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата. Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги — мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу, универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).
Виды денег (бумажные и металлические)
3 Личный бюджет, карманные деньги, Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного
№ Понятие Описание
семейный бюджет, домашнее хозяйство. бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства
4 Сбережения, копилка, кошелек. Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.
5 Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дёшево. Необходимо разобрать цепочку продажа
- товар-цена-покупка.
6 Долг, должник, займ. Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг — это серьёзное обязательство.
6-7 лет
7 План, экономия. Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.
8 Потребность, капризы, желание, возможность. Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.
№ Понятие Описание
9 Торговые предприятия:
магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.
10 Подарок, реклама. Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него.
11 Богатство, бедность, жадность, щедрость. Ребенок узнает, что не всё продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.
Данный перечень базовых понятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольников.
При использовании различных программ для включения основ финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольников, воспитателю необходимо исходить из тех понятий, которые представлены в данных рекомендациях, а также исходить из индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Следует отметить, что независимо от возраста дошкольников включение в образовательный процесс изучение основ финансовой грамотности следует начинать с понятия «труд».