МААМ-картинки

«Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок»

Ольга Бычкова
«Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок»
▼ Скачать + Заказать документы

Рассказывание является одним из важнейших аспектов развития связной речи детей дошкольного возраста. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

В связной речи отражается логика мышления говорящего, его отношения к рассказываемому.

Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний –сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Публикация «„Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок“» размещена в разделах

Развитие связной речи ребенка – дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также в специально организованной образовательной деятельности.

«Программа воспитания в детском саду» ставит перед педагогом задачу по обучению детей рассказыванию. Обучая ребенка самостоятельному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко - и слово- произношения. То есть, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка - лексическую, грамматическую, фонетическую.

По форме рассказы могут быть описательные и сюжетные.

Сюжетный рассказ – это передача событий, происходящих в определенной последовательности с каким - нибудь героем.

В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картинок для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самыми разными: «На рыбалке», «Медведь и пчелы», «Как дети садили дерево» и т. д.

Очень важно учить детей не только видеть, что изображено на картинке, но и изображать предшествующие и последующие события. Например: «Наступило лето. Проснулся медведь после спячки и захотел полакомиться медом…», «С тех пор обиделся медведь на пчел и никогда не лазил на дерево за медом». В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы картины. Например: Когда это было? Откуда пришел медведь? Что было дальше? Чем закончилась история?

Придумывая начало и конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажем раньше, другой описывает события, изображенные на картинках, третий – последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. В таких случаях необходимо воспитывать у детей умение оценивать рассказы друг друга, подмечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины.

Составление разного вида рассказов – наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста. Например, в младших группах не обучают детей рассказыванию, а проводится только подготовительная работа, в средней и старшей группах для составления рассказов используют различные предметы, игрушки и картинки, в подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения является творческое рассказывание на предложенный педагогом сюжет.

В выборе картин для работы по развитию речи должна строго соблюдаться последовательность перехода от доступных, простых сюжетов к более сложным. Для составления рассказов по серии сюжетных картинок педагог должен предложить детям сначала три-четыре ярких, красочных, достаточно крупных картинки понятного содержания без лишних деталей, а затем увеличить количество картинок до шести-восьми.

Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог. Содержание ее усложняется от одной возрастной группы к другой. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. Накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосочетания, правильно отражать воспринятое. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые навыки, совершенствовать их.

В дошкольном возрасте дети только начинают овладевать монологической речью, поэтому они нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах и указаниях.

Задача воспитателя – научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно и последовательно.

Однако, необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывает у детей затруднения, ребенок еще нечетко выделяет смысловые отношения между частями рассказа, не умеет сосредоточить свою мысль на главном и поэтому может нарушить логику расположения смысловых звеньев. В таких случаях воспитатель обращает внимание ребенка на сюжет и помогает наводящими вопросами восстановить картину.

Серии сюжетных картинок используются детьми в старшем дошкольном возрасте для обучения построению связного высказывания, так как при восприятии картинок дети концентрируют внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей. Рассказывание по серии сюжетных картинок способствует овладению структурой рассказа, развитию правильного понимания формы и содержания.

Прежде, чем составить рассказ по серии сюжетных картинок, воспитатель предлагает выложить картинки последовательно, соблюдая логическую цепочку событий. При этом ребенок должен сосредоточиться на сюжете, у него развивается внимание, логическое мышление.

Во время выкладывания воспитатель должен наводящими вопросами обратить внимание ребенка на правильность расположения картинок, придумать название рассказу. Как правило, дети не могут сразу на первый взгляд придумать название рассказу, поэтому можно предложить сначала составить рассказ, а потом придумать ему название.

Педагог должен научить детей составлять рассказ по плану : вначале называется герой или герои, затем излагаются события (завязка, по возможности объясняется, когда и где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная и причинная связь между двумя-тремя эпизодами (кульминация, после чего следует окончание рассказа (развязка).

Таким образом, рассматривание серии картинок побуждает детей к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность. Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.

Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.

Публикации по теме:

Актуальность речевого развития Говорить умею все, но говорить правильно, лишь единицы из нас! Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей.

Консультация для родителей по развитию речи «Учусь говорить. Связная речь» Учусь говорить. Связная речь Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою… М. Лермонтов Каждый ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок»
Опубликовано: 2 июня 2014 в 18:00
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бычкова (УИ 214491) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД