Наиля Масалимова
Обучение дошкольников разновозрастной группы правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др., насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность. Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство дорожно -транспортных происшествий происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, в маршрутное такси. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
Публикация «Обучение дошкольников разновозрастной группы правилам дорожного движения» размещена в разделах
• неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; • процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения; • потребность в движении преобладает над осторожностью; • стремление подражать взрослым; • недостаток знаний об источниках опасности; • переоценка своих возможностей. Работа по обучению правилам дорожного движения, воспитанию культуры поведения проводится в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса. Правила дорожного движения регламентируют единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей. Однако дети — это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, а потому дословная трактовка правил дорожного движения, например для дошкольников неприемлема. Передо мной встали задачи: организовать предметно-развивающую среду группы по ПДД в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения, для формирования умения у детей ориентироваться в различной обстановке, предвидеть опасные ситуации, для формирования у дошкольников привычки правильно вести себя на дороге, в транспорте.
Во второй младшей группе дети знакомятся с распознаванием транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому создание развивающей среды, я начала с внесения набора транспортных средств, иллюстрации с изображением транспортных средств, кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д.). Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор», картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку». Простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть, макет транспортного светофора (плоскостной).
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. И поэтому, я продолжала свою работу по созданию уголка правил дорожного движения мною было добавлено : макет светофора натуральной величины. Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор» На макет улицы нанесла пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки».
Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения появились : макет перекрёстка, с помощью которого ребята решают сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывают навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Также, набор дорожных знаков, в которые входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка" знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Имеются мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» Кроме того, дети старшей группы знакомятся с работой регулировщика. И поэтому в уголке БДД появились схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
Для обучения правилам дорожного движения использовала все доступные формы и методы работы, в том числе и чтение художественной литературы, заучивание стихов. Дошкольники были ознакомлены с произведениями А. Барто, С. Михалкова («Велосипедист», «Здесь на посту в любое время», С. Маршак («Постой», М. Пляцковский («Стоп, машина», Я. Пишумов («У любого перекрёстка», «Посмотрите постовой») и др.
Большую воспитательную ценность имели организованные мною целевые прогулки, на которых дети наблюдали за движением транспорта, передвижением пешеходов и т. д. Упражняться в поиске верных способов решения проблемных ситуаций на дороге, закрепление правил поведения в общественном транспорте помогали игровые тренинги. Знания детей правил дорожного движения закреплялись в ходе подвижных игр. Интересно и познавательно прошли занятия: «В царстве Светофора», «Зеленый огонёк». Яркие впечатления от развлечений, конкурсов, посвящённых ознакомлениям правилам дорожного движения, отразились в рисунках воспитанников.
Взаимодействие с семьями воспитанников является составляющей частью работы. Просвещение родителей и вовлечение их в систему работы воспитателя благоприятно влияет на психологическую атмосферу в группе, способствует повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми. Для родителей были разработаны различные памятки, папки – передвижки, обновлены наглядные уголки по ПДД.
Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний, навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Результат работы по безопасности дорожного движения – воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.