Папки-передвижки

Обучение рассказыванию по картине во второй младшей группе

Эльмира Нигаматянова
Обучение рассказыванию по картине во второй младшей группе

Обучение рассказыванию по картине

(вторая младшая группа)

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

Публикация «Обучение рассказыванию по картине во второй младшей группе» размещена в разделах

Цель занятия: учить последовательно, осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отличать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.

СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В Д/С

1. Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними.

2. Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОДБОРУ КАРТИН

1. Содержание картины должно быть детям доступно. На картине должно быть изображено то, что детям знакомо (по программе) игры со знакомыми игрушками, некоторые домашние животные, дикие (заяц). В этом возрасте картина почти никогда не является источником новых знаний.

2. Композиция картины должна быть простой, т. е. картины одноплановые.

3. Количество персонажей от 1 до 4.

ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ КАРТИНЫ

Детям предлагается для рассмотрения картины, которую они еще не видели. Картину не вносят в группу заранее, ее показывают детям только после подготовки к восприятию.

Подготовить к восприятию можно

с помощью следующих приемов

1. Опора на опыт детей – беседа о том, что с детьми происходило.

2. Опора на знание детей – краткая беседа, уточняющая какие либо знания детей, имеющих отношение к сюжету картины.

3. Использование небольших поэтических произведений, загадок.

Воспитатель может использовать несколько приемов. После подготовки к восприятию воспитатель произносит фразу - связку для плавного перехода к рассматриванию картины.

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ

Вопрос – основной методический прием. Вопросы, как правило, в начале занятия.

Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей, постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь к рассмотренному. Если на картине нет крупных персонажей, то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку, если же смысловая нагрузка персонажей одинакова, то начинают с того кто находится на переднем плане. При рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.

ТИПЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ ОБЩЕГО СМЫСЛА КАРТИНЫ

1. Что вы видите на картине? (Например: на картине дети) Что делают дети? (Играют с матрешками)

2. Вопросы о главном персонаже, с которого рассматривается картина. Например: А как играет мальчик? (Мальчик играет с матрешками, расставил чашки. Он хочет их покормить).

3. Вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера: откуда, зачем, почему. Эти вопросы заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи детей.

4. Вопросы для перехода от одного персонажу к другому. (Итак, мы рассмотрели – как мальчик играет, а как девочка играет.)

5. Вопросы для перехода за пределы изображенного – в младшей группе такой тип вопросов формулируют очень просто. (Как вы думаете, что говорит мальчик? Что говорит девочка)

Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами.

Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.

РАБОТА НАД НАЗВАНИЕМ КАРТИНЫ

В младшей группе название говорит сам воспитатель.

РАБОТА С ИМЕНАМИ И КЛИЧКАМИ

В младшей группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям.

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ

Речь должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально. Это должен быть художественный рассказ, а не простое перечисление объекта, поэтому к нему предъявляются следующие требования.

1. Рассказ воспитателя должен быть длинным. Младший возраст – от 7 до 13 предложений.

2. Чтобы рассказ получился эмоциональным, в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь.

3. Предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины.

4. Если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами, то их желательно включить в рассказ.

5. Вместо своего рассказа воспитатель может прочитать художественное произведение, которое подходит к содержанию картины. В этом случае требования к рассказу не учитывается.

ЧТО ВОСПИТАТЕЛЬ ОТМЕЧАЕТ В ДЕТСКИХ ОТВЕТАХ - РАССКАЗАХ

1. Любое творчество, даже если ребенок придумал свою кличку животного.

2. Внимательность.

3. Полноту ответа.

4. Последовательность (подсказывает воспитатель)

5. Выразительность изложения.

Анализ должен даваться после каждого рассказа, чтобы дети стремились подражать тому, за что похвалили и избегать ошибок.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

1. Организационный момент. Вызвать у детей желание рассмотреть картину. Подготовить их к восприятию.

М. пр. : предварительная беседа, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях, сходных с изображенными на картине; внесение игрушки, оживление игрушки; загадки; художественное слово, дидактические игры.

2. Рассматривание картины.

• Создать целостное представление о картине

• Установить связи и отношения.

М. пр. : вопросы от внесенной игрушки, от воспитателя.

Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически последовательным и плавным. Вопросами «Кого вы видите на картине?», «Что несет в руке девочка?» воспитатель переключает внимание детей на картину, сразу же выделив в ней центральный образ. Важно сразу выделить центральный образ. Следует вызвать у детей интерес к этому персонажу, к его действиям, желание подробнее рассказать о нем.

Переход от анализа одной группы факторов к анализу другой не должен нарушать целостности восприятия картины. «Таня гуляет в саду осенью. Как она оделась на прогулку?» — этими словами воспитатель переключил внимание детей на описание одежды девочки. Ребята смогли не только назвать предметы одежды, но и объяснить, почему осенью одеваются тепло. С помощью вопросов воспитатель затем сосредоточил внимание детей на игрушках и игровых действиях героя. С помощью правильных, последовательных вопросов обеспечивается целостность восприятия картины.

Большую роль играют не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений. Обобщая детские высказывания, педагог употребляет доступные малышам речевые обороты. Педагог не только синтезирует детские впечатления, но и эмоционально окрашенным словом усиливает воздействие картины на детей. Он вводит в речь новые слова и словосочетания, показывает детям процесс словообразования (листья желтые — листья желтеют, дает пример точного и выразительного высказывания. Речь воспитателя еще более сосредоточивает внимание детей на картине, и при повторном ее рассматривании новые слова и словосочетания закрепляются в их памяти.

Очень важно целенаправленно упражнять детей в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец. Высказывание, относящееся к тому или иному объекту, будет органически входить в беседу о картине в целом.

3. Образец рассказа. Обобщить в связном рассказе представления детей об увиденном на картине. Вызвать желание слушать этот рассказ.

М. пр. : образец рассказа воспитателя.

Обобщающий рассказ дает детям возможность еще раз вслушаться в слова и фразы, которые воспитатель ранее включал в свои вопросы и пояснения.

4. Итог занятия. Предложить детям выполнить то, что нарисовано на картине. Этим завершается занятие.

Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это, несомненно, подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.

Используемая литература:

1. Короткова Э. П. «Обучение рассказыванию в детском саду»

2. Ткаченко Т. А. «Обучение детей творческому рассказыванию».

3. Федоренко А. П., Фомичёва Г. А. «Методика развития речи детей»,

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей на семинаре на тему «Последовательность работы с картиной в детском саду» (часть 1) Часть 2 Картины широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Ребёнок проявляет большой интерес к картине. Когда.

Контроль в ДОУ Схемы:«Анализ занятия по обучению детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов»,«Анализ занятия по пересказу»,«Анализ занятия по обучению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение рассказыванию по картине во второй младшей группе
Опубликовано: 20 марта 2014 в 21:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД