МААМ-картинки

Конспект методического обучения для педагогов «Обучение технологиям командообразования посредством трудовой деятельности»

Михаил Степанов
Конспект методического обучения для педагогов «Обучение технологиям командообразования посредством трудовой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект методического обучения для педагогов подготовил

Инструктор по труду – Степанов М. В.

ТЕМА:

«ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЯМ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(Слайд №1) Пояснительная записка

Публикация «Конспект методического обучения для педагогов „Обучение технологиям командообразования посредством трудовой деятельности“» размещена в разделах

На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Не являются исключением в этом плане и наши дети. Коммуникативные умения нужны практически в любой жизненной ситуации: успешность во многом связана с нашим умением общаться, понимать других. Общество хочет видеть в молодом человеке личность компетентную, со сформулированными коммуникативными навыками, умеющую работать в «команде», брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, практической самооценки. На формирование и развитие подобных навыков и направлена технология командообразования или тимбилдинга.

(Слайд №1) Актуальность методической учебы

Детям, попадающим в социальное учреждение, необходимо научиться понимать друг друга и принимать требования взрослых, выполнять сложные задачи сообща, рассчитывая на эффективность. Для того чтобы группа воспитанников стала дружным слаженным коллективом, необходимо применить технологию командообразования.

Как правило, все новое – это хорошо забытое старое. Мероприятия, нацеленные на повышение организованности группы детей, впервые начали проводиться еще в 40-е годы прошлого столетия. И все мы помним, что коллективные детские мероприятия были очень распространены в Советском Союзе. Это пионерские и комсомольские организации, пионерские лагеря, многодневные выездные походы, туристические слеты и различные праздничные мероприятия. Позднее, в 90-е годы появилось понятие КТД (коллективное творческое дело).

Отношения в детском коллективе влияют на все стороны жизни. Кон-фликтные отношения между воспитанниками часто ведут к страху в общении со взрослыми, сверстниками, мешают усвоению новых навыков, воспитанник отказывается принимать участие в различных мероприятиях. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития коллектива, но и для успешного развития личности.

(Слайд №2) Притча о красках. (Ольги Майер)

Жили-были на планете Земля краски. Господь при Творении дал каж-дой краске уникальные, присущие только ей свойства. Их было много, и каждая блистала своим неповторимым цветом.

Краски писали картины, отправляли их на выставки, но мало кто на них обращал внимание, потому что были они однообразны, одноцветны, однотипны. Краски использовали только свой цвет при творении картин. Скажите, ну кому захочется любоваться полотном, на котором изображены только желтые, или зеленые, или коричневые цвета. Такая живопись ни глаз не радует, ни Душу не греет.

Но однажды появился на Земле Художник. Он принес с собой палитру, холст и кисточки. Собрав все краски воедино, он смешивал одну с другой так, как ему требовалось. Он писал картину с радостью и любовью, получая от своего творчества огромное удовольствие.

И эта картина, этот шедевр Художника, была великолепна. На ней нашлось место всем краскам сразу. Но каждая занимала на холсте именно ту позицию, или то место, где ее способности, свойства, присущие только ей, раскрывались во всей своей красе. А рядом стоящие краски еще и усиливали этот эффект. Взаимопомощь и взаимодополнение царили на всем полотне.

Вдохновленные любовью художника, краски были рады такой сов-местной работе для общей пользы. Они поняли, что в единении всего этого многообразия цветов и оттенков, их сила. Краски стали одним грандиозным целым — многогранной, многоуровневой и при этом гармоничной — картиной, у которой постоянно собирались ценители прекрасного.

И на любое проявление жизни в этом мире они отвечали только им-пульсом положительной энергии — радостью, пониманием, любовью, надеждой…

Рефлексия:

- Как вы думаете, о чем эта притча и почему именно эту притчу я вы-бралдля нашей встречи?

Ответы коллег.

- Я с вами полностью согласна и поэтому хочу познакомить вас с понятием «Тимбилдинг» или командообразование.

(Слайд 3).

Сначала поговорим о самом понятии командообразования (тимбилдинге).

Тимбилдинг – это прежде всего инструмент построения команды, ко-торый необходим каждому человеку. В истории немало примеров, когда именно помощь близких товарищей помогала совершать невообразимые открытия. Одному достичь успеха чрезвычайно сложно, и навык работы и построения общения в коллективе необходим каждому из нас, в том числе и ребёнку.

Виды тимбилдинга:

(Слайд 4).

В настоящее время всем широко известны некоторые виды тимбилдинга: социально-экологический тимбилдинг, подразумевает субботники и благотворительные акции. К примеру, участники могут заняться облагораживанием участков, посадкой деревьев и другими социально-полезными работами;

спортивный тимбилдинг, который предполагает игры в команде : эстафеты, подвижные квесты, полосы препятствий, а также может включать такие игры, как футбол, волейбол и т. п. ;

флешмоб -танец силы, доброй воли и единения людей, созидающих вместе, массовая публичная акция, проводимая с целью удивить, взбудора-жить, повеселить, натолкнуть на мысль, самоутвердиться, объединится;

интеллектуальный тимбилдинг – мозговые штурмы, викторины, кве-сты и другие интеллектуальные игры.

Можно и дальше продолжить перечисление, но остановимся на творческом, трудовом тимбилдинге. Это работа команды воспитанников социального учреждения над каким-либо творческим проектом под руководством инструктора по труду.

(Слайд5)

Команда – это группа единомышленников, сотрудничающих друг с другом для достижения намеченных общих целей, которые разделяют цели и общие подходы к реализации совместной деятельности; имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты; способны изменять функционально-ролевую соотнесенность (исполнять любые внутригрупповые роли); взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной общности или группе. Суть команды заключается, в общем, для всех ее членов обязательстве.

Формирование команды — это сложный процесс.

(Слайд 6).

Составляющие процесса командообразования :

развитие сплоченности коллектива;

оценка роли каждого «игрока» в команде;

выявление лидеров;

оттачивание навыков решения нестандартных задач;

повышение мотивации на достижение коллективных целей;

развитие стрессоустойчивости;

возможность для членов команды попробовать себя в новой роли.

(Слайд 7)

Цели и задачи проведения командообразования :

создать и поддержать дружеские отношения в коллективе;

адаптировать новых детей в коллективе;

снять психологическое напряжение, снять конфликт;

повысить уровень доверия и взаимопомощи в коллективе;

повысить уровень личной ответственности за результат;

перевести мышление детей из состояния конкуренции к сотруд-ничеству.

(Слайд 8)

Результаты, достигаемые с помощью качественно проведенного тимбилдинга.

нормализация атмосферы и отношений внутри коллектива, про-дуктивное разрешение конфликтных ситуаций;

получение детьми навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык;

верное понимание распределения ролей в команде, умение ис-пользовать ресурсы каждого участника команды;

открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки;

повышение уровня инициативности воспитанников;

повышение уровня доверия в коллективе.

Детям необходимо научиться понимать друг друга и выполнять слож-ные задачи сообща, рассчитывая на эффективность. Для того чтобы команда заняла первые позиции, необходимо дружно и слаженно пройти все испытания

(Слайд 10).

3. Практическое применение командообразования.

Приведу пример применения технологии командообразования на од-ном из занятий по труду. Детям было дано задание изготовить карандашницы из фанеры.

«Создание рабочей группы».1 этап. Воспитанники образовали груп-пы, сев за разные столы. Групп получилось три. Я показал детям образец изделия, объяснил алгоритм изготовления. Потом мы совместно определили, какие материалы и инструменты нам понадобятся. Со всеми детьми был проведен инструктаж по технике безопасности.

«Штормовой» (конфликтный этап).2 этап. Дети начали обсуждать в группах этапы работы и распределением ролей каждого члена команды. На этом этапе не обошлось и без недопонимания друг друга воспитанниками. В каждом конкретном случае я вмешивался в ход дискуссии и все вместе искали компромиссное решение.

«Нормативный» 3 этап. Наконец, задания для каждого участника ко-манды определены, произведена организация рабочих мест.

«Деловой» 4 этап. Началась практическая часть задания. Одни ребята выпиливали заготовки, другие их шлифовали, третьи подбирали узор для оформления готового изделия.

«Исследовательский» 5 этап. Все детали подготовлены, рисунок одобрен всеми членами коллектива. Теперь карандашницу необходимо со-брать и нанести рисунок. Работает вся команда. Кто-то наносит клей, кто-то придерживает изделие, а два человека раскрашивают карандашницы с двух сторон.

«Оценивание результатов» 6 этап. Изделие готово! Ставим на столы и даём оценку каждой работе. Ребята в оценках очень придирчивы, видят все недочеты. Но никто не унывает, у нас есть еще время всё поправить. Теперь все работы идеальны. Можно идти и ставить на выставку.

В ходе занятия воспитанники получили навык коллективной работы, образец нахождения компромиссных решений и, конечно, учились уважать труд друг друга, приходить на помощь в случае затруднения. Ведь в команде, общий результат зависит от каждого члена коллектива.

(Слайд 11).

4. Тренинг для педагогов. Чтобы не быть голословным, я хочу провести небольшой тренинг по тимбилдингу для присутствующих педагогов.

«Уменьшающаяся газета»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Не-обходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

- Перед вами три газеты. Вам нужно подойти к ним и объединиться в три группы.

(Участники объединяются в мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.) Вот и прошёл первый этап. Группы образованы.

«Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»!» Второй и третий этап позади. Произошло распределение ролей, определены действия каждого члена мини-коллектива.

После того как это будет сделано всеми командами, ведущий склады-вает газету пополам и повторяет задание.

А теперь необходим небольшой «мозговой штурм».Ведущий еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда

Итоги тренинга:

1). Что Вы почувствовали при выполнении этого задания?

2). Что мы могли наблюдать в ходе наших упражнений?

3). Что Вас удивило?

4). Что Вы еще хотели бы сказать друг другу?

(Слайд 12)

И ещё одно небольшое коллективное задание хочу вам предложить.

Составление синквейна: по теме «Групповая сплоченность».

Первую строку так и предлагаю назвать.

Например:

1. Групповая сплоченность

Далее педагоги сами составляют синквейн в небольших группах, а по-том его зачитывают.

- А вот, что получилось у меня (обращение на экран) :

2. Креативный, энергичный. – 2 прилагательных.

3. Помогает, направляет, способствует. 3 глагола.

- Теперь попробуем все вместе составить определение, что такое груп-повая сплоченность.

(участники делают вывод).

4. Понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов.

5. Команда.

Упражнение дерево:

5. Вывод:

Сплочение детского коллектива – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет педагога, особенно для детей младшего возраста, чрезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в одну группу, дружный коллектив. Командообразованиепозволяет найти в ребятах данного конкретного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и воплотить их в социально значимую деятельность, где и происходит сплочение детского коллектива.

Участвуя в подобных занятиях, наши дети учатся контактировать со своими сверстниками, находить с ними общий язык. Здесь они смогут выра-ботать столь полезные в современной обстановке лидерские качества, научатся брать на себя ответственность, преодолевать свои комплексы и страхи, работать плечом к плечу со своими сверстниками. Это позволит им гораздо увереннее вести себя в окружении своих сверстников, даст навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по развитию трудовой деятельности в первой младшей группе Итоговое за I квартал… Тема: «Маленькое чудо» (Итоговое занятие по развитию трудовой деятельности (комплексное) Программное содержание:.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант»Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант» Задачи:обучать навыкам трудовой деятельности (уметь поливать, рыхлить землю);воспитывать ценностное отношение к труду:формировать бережное.

Конспект по трудовой деятельности во второй младшей группе «Грязные игрушки» Программное содержание. Развивать интерес детей к трудовой дея-тельности через создание игровой проблемной ситуации. Формировать обобщенные.

Конспект проведения трудовой деятельности Хозяйственно-бытовой труд «Чистота-залог здоровья»Конспект проведения трудовой деятельности Хозяйственно-бытовой труд «Чистота-залог здоровья» Цель: Формировать положительное отношение к труду и его результатам Задачи: Воспитательная: Воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Конспект проведения трудовой деятельности. Хозяйственно-бытовой труд «Наведем порядок в группе»Конспект проведения трудовой деятельности. Хозяйственно-бытовой труд «Наведем порядок в группе» Конспект проведения трудовой деятельности Хозяйственно-бытовой труд «Наведем порядок в группе» Цель: Формировать положительное отношение.

Конспект руководства трудовой деятельностью в младшей группе «Обучение уборке игрушек» Программное содержание: приучать детей убирать игрушки после игры на место, соблюдать порядок. Воспитывать бережное отношение к игрушкам,.

Конспект совместной трудовой деятельности «Рассада для огорода» в подготовительной к школе группеКонспект совместной трудовой деятельности «Рассада для огорода» в подготовительной к школе группе Цель: Формировать у детей умение работать в коллективе. Задачи: Развивающие: Развивать организаторские способности, распределение обязанностей,.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Сажаем рассаду в огороде»Конспект занятия по трудовой деятельности «Сажаем рассаду в огороде» Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на территории.

Отчёт о проделанной работе методического объединения педагогов Отчёт О проделанной работе Методического объединения педагогов МКДОУ «Детский сад №5»г. п. Нарткала за 2016 -2017 учебный год. Планирование.

План работы методического объединения педагогов План работы методического объединения педагогов МКДОО «Детский сад №5» на 2015-2016учебный годЗаседание №1-сентябрь Проработка требований.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект методического обучения для педагогов «Обучение технологиям командообразования посредством трудовой деятельности»
Опубликовано: 2 февраля 2023 в 21:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект методического обучения для педагогов «Обучение технологиям командообразования посредством трудовой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Михаил Степанов (УИ 3162162) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД