Евгения Мишинова
Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Подпорожский детский сад № 4 комбинированного вида»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
на тему
«Опытно-экспериментальная деятельность,
как метод экологического воспитания дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Мишинова Е. Б.
Февраль 2017
СЛАЙД 1
Опытно-экспериментальная деятельность, как метод экологического воспитания дошкольников
СЛАЙД 2
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Ведущую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей познавательного интереса к природе. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
СЛАЙД 3
Опытно-экспериментальная деятельность — это эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
В результате опытов детьми всё усваивается прочно и надолго, потому что ребенок слышит, видит и делает все сам.
СЛАЙД 5
Из 7 принципов обучения детей дошкольного возраста организация детского экспериментирования выделяет 4
Принцип развивающего обучения; В нём проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребёнка
Принцип системности, последовательности и постепенности; Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.
Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей.
Принцип доступности; То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка. Существенный признак принципа доступности - связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям
Ну, и 4 Принцип, это принцип результативности. Он также важен в организации детского экспериментирования
Особенности руководства детским экспериментированием
Воспитатель равноправный партнер Он должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей
Постоянно стимулировать детское любопытство, не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно;
Стимулировать развитие речи путем постановки вопросов, требующих от детей развернутых ответов;
А при анализе полученных результатов важно помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.
СЛАЙД 6
Взаимодействие с семьёй
С помощью бесед и консультаций важно донести информацию до родителей так, чтобы они постоянно поощряли детскую любознательность, утоляли жажду познания маленьких «почемучек», умели открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
СЛАД 7
В результате проделанной работы у детей
Формируются реальные представления о предметах и явлениях живой и неживой природы, творческая активность, самостоятельность.
Формируются умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи; бережное отношение к природе, норма поведения в ней.
У детей улучшается память, обогащается речь, эмоциональная сфера, активизируются мыслительные процессы.
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и собственное место в нем.
Немного из практики
«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми,
как метод экологического воспитания»
СЛАЙД 8
ТАК ЛИ ЧИСТ БЕЛЫЙ СНЕГ
Вывод: раз талая вода грязная, то и снег грязный. Если снег содержит такие вещества, значит воздух загрязнён. И как следствие грязного талого снега – загрязняется почва, и водоёмы. К чему это может привести? Дети ищут ответы на эту цепочку вопросов
СЛАЙД 9
Я ХОЧУ УВИДЕТЬ ВОЗДУХ
Задачи: Дать представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воздуха (чистый воздух необходим для здоровья человека, солнца и жизни человека.
В результате этих двух опытов с детьми пришли к выводу, «Чистый воздух и вода – богатство страны»
СЛАЙД 10
ОПЫТ «УДИВИТЕЛЬНАЯ СВЕЧА»
Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше, т. к. для горения нужен кислород; познакомили со способами тушения огня (на примере лесных пожаров)
СЛАЙДЫ 11, 12
«ТАИНСТВЕННАЯ СНЕЖИНКА»
На прогулках дети
• Узнали, что такое снежинка. снежинка – это пушинка, кристаллик снега.
• как образуется снежинка.
• какую форму имеют снежинки.
• Провели эксперимент по выращиванию искусственной снежинки.
А как же образуются снежинки?
Мы предположили, что снежинка образуется из капельки воды. И провели эксперимент.
Опыт : В емкость набрызгать капелек и поставить в холодное место.
Вывод: Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем. Но никогда они не превращаются в красивые звёздочки.
А как же образуются эти красивые звездочки - снежинки?
Из энциклопедии мы также узнали, что снежинки – это удивительное, красивое и загадочное явление природы, которые образуются из водяных паров.
Водяные пары всегда есть в воздухе. Высоко над землей, на очень больших высотах, где очень холодно, водяной пар замерзает, образуя крохотные льдинки-кристаллики. Кристаллы льда имеют форму шестигранника. Именно из-за этого большинство снежинок имеют форму шестиконечной звезды.
Дальше этот кристаллик начинает расти. У него могут начать расти лучи, и у этих лучей начинают появляться отростки, или — наоборот, снежинка начинает расти в толщину.
Как именно в данный момент будет расти снежинка, зависит от текущих условий вокруг снежинки: влажность, температура, форма снежинки. И даже самые минимальные изменения этих параметров могут изменить ход роста снежинки
Условия постоянно меняются. И получается, что снежинка то растет в ширину, то у нее отрастают лучи. В холодную и сухую погоду снежинки вообще растут в высоту, а не в ширину, и получаются шестиугольные столбики, а не привычные нам разлапистые звезды.
Направления роста изменений снежинки всегда обусловлены тем, что кристаллы льда шестиугольные. Два кристаллика не могут соединиться углом, они всегда присоединяются друг к другу гранью. Поэтому лучи всегда растут в шесть сторон, а от луча может отходить «ветка» только под углом 60 или 120 градусов.
Так образуются снежинки. Снежинки не похожи одна на другую, у каждой своя неповторимая форма, свой рисунок, хотя чаще всего это комбинация шести основных фигур, из столбиков, веточек, палочек и иголок. Но у каждой снежинки по шесть сторон. Снежинки тяжелее воздуха, поэтому они, медленно кружась, падают на землю.
СЛАЙДЫ 13 - 15
«ВЛИЯНИЕ ВОДЫ, ТЕПЛА, ВОЗДУХА И СВЕТА НА ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН»
Цель опыта – выяснить скорость прорастания семян и процент их всхожести в различных условиях
Вои наблюдения дети зарисовывали в дневнике наблюдений на третий, пятый и 10 день эксперимента
Вывод: не все семена проросли, у семян разная продолжительность всхожести. Для прорастания семян необходима вода, воздух, тепло и свет.
СЛАЙД 16
Проращивание луковицы в стаканчике с водой и с землёй
В результате опыта дети пришли к выводу, что в земле луковица дала более сильные всходы: перо тёмно-зелёного цвета, сильное и плотное в основании.
Дети выучили пословицы и поговорки о «Земле-матушке», «Земле-кормилице» :
• Земля — кормилица, но и та есть просит
• Землю орошаем — урожай поднимаем
• Землю уважай, она дает урожай
• Земля заботу любит
• Из землицы все родится
СЛАЙД 17
Вывод:
с помощью проектно-исследовательской деятельности повысился уровень экологических знаний у детей, развился их познавательный интерес и любознательность
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.