Людмила Геннадьевна Линник
Организация практической деятельности с применением модульного оригами на занятиях с детьми с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация практической деятельности с применением модульного оригами на занятиях с детьми с интеллектуальными нарушениями»
В нашей школе обучаются дети со всех микрорайонов города, с разными уровнями подготовленности к обучению в школе, сформированности психических процессов, развитием мотивационной сферы.
Публикация «Организация практической деятельности с применением модульного оригами на занятиях с детьми с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Модульное оригами
- Оригами для детей
- Оригами по темам. Занятия и мастер-классы для детей
- Темочки
Изучив особенности наших детей, планирую и реализую воспитательные цели в рамках реабилитации, коррекции и адаптации ребёнка. Работаю над темой «Организация практической деятельности с применением модульного оригами на занятиях с детьми с интеллектуальными нарушениями».
Цель: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Актуальность выбранной темы.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
• быть мыслящими,
• инициативными,
• самостоятельными,
• вырабатывать свои новые оригинальные решения;
• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Требования эти актуальны и для выпускников коррекционных школ.
Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.
В своей работе использую один из видов конструирования - оригами.
Анализ поставленных целей и задач.
Оригами :
• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания (совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера);
• способствует концентрации внимания (заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат);
• стимулирует развитие памяти (чтобы сделать поделку, ребенок должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания);
• активизирует мыслительные процессы (в процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки).
• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.
Кроме того, такие занятия развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно для детей с нарушением интеллекта.
При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Модульное оригами (складывание фигур из треугольников, и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его треугольники должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе.
Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
И последним аргументом в пользу значимости занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага - самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение бумаги любого качества для складывания позволяет заниматься оригами всем, независимо от социального положения, возраста, образования.
Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги.
Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с умственно отсталыми детьми, имеющими нарушения интеллекта.
Немаловажен тот факт, что занятия оригами позволяют организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Предполагаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
• что такое оригами;
• историю возникновения оригами;
• основные приемы работы, способ складывания базового треугольника;
• название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов;
• приемы складывания модулей;
• правила техники безопасности.
Должны уметь:
• подбирать бумагу нужного цвета;
• пользоваться чертежными инструментами, ножницами;
• выполнять разметку листа бумаги;
• пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
• собирать игрушки – «оригамушки»;
• анализировать образец, анализировать свою работу;
• составлять композицию из готовых поделок;
• уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Так, за прошедшее время работы по выбранной теме, видны результаты деятельности на основе самостоятельно выбранных критериев и показателей, которые показаны в диаграмме (см. приложение 1). У детей сформировались основные приемы работы с бумагой, приемы складывания модулей.