Получи документы

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания

Елена Черкашина
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания

(этапы работы над проектом)

Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод, который уже занял свое достойное место в системе дошкольного образования. Он позволяет нам, педагогам, расширить образовательное пространство, придать ему новые формы.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, направленный на решение какой-либо проблемы (практической задачи) и завершающийся созданием творческих работ.

Слайд№2

Публикация «Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания» размещена в разделах

Структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это Шесть «П»:

1. Проблема (выбор темы).

2. Проектирование или планирование.

3. Поиск информации.

4. Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).

5. Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

6. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на три этапа.

Слайд №3

Мы рассмотрим эти этапы на примере проекта «Зимующие птицы»

Слайд №4

1 этап – подготовительный, воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

Введение в проблему, например:

-Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад услышала, что кто – то стучит тихонечко в окошко. Я подошла к окошку и увидела воробышка. Он сидел на карнизе окна и тихонечко стучал клювом. Он маленький, перышки взъерошены, нахохленный.

-Ребята, как вы думаете, почему воробышек постучался к нам в окно?

Дети предлагают варианты ответов (ему было холодно, он хотел кушать).

- Как вы думаете, ребята, почему птицам сложно переживать зиму? Дети предлагают варианты ответов. Воспитатель обобщает, подводит итог (потому что зимой очень сложно добывать себе корм).

- Кто может помочь птицам пережить зиму? (человек: взрослые и дети)

Слайд №5

Актуальность проекта: Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Слайд №6

Далее проводится общее обсуждение, здесь я применяю «Модель трёх вопросов». Благодаря этим моделям я получаю первичную информацию о запасе знаний, представлениях детей по теме.

Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, воспитатель задаёт детям три вопроса:

• Что мы знаем?

• Что мы хотим узнать?

• Как узнаем об этом (Как нам найти ответы на наши вопросы?

Первый вопрос: «Что вы знаете о птицах». По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Слайд №7

В первом вопросе ответы детей определяют проблему и цель проекта.

Проблема проекта:

Недостаточное представление у детей о зимующих птицах.

Цель проекта:

Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать?»

Слайд №8

Ответы детей определяют задачи и направления деятельности.

Обучающие:

Дать представление детям о зимующих птицах родного края;

Расширять и закреплять представления о внешнем виде, частях тела и повадках птиц;

Познакомить детей с зимующими птицами нашего посёлка; Учить узнавать птиц;

Воспитательные:

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;

Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе;

Способствовать формированию интереса к окружающему миру;

Развивающие:

Развивать творческие способности в продуктивной деятельности;

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как узнаем об этом?».

Давайте подробнее рассмотрим эту модель.

Слайд №9 Практическая работа слушателей

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?

1. Птицы летают Алёна Б.

2. У них есть перья, крылья, клюв Полина П.

3. У них есть голова, ноги, глаза Даниил Ю.

1. Какие птицы зимуют в наших краях? Амалия В.

2. Как различать птиц по окраске? Руслан А.

3. Что едят птицы зимой? Марьяна С.

4. Как сделать кормушку? Варя К. 1. Спросить у родителей. Алёна Б.

2. Посмотреть в журнале Катя О.

3. Посмотреть в книге Артём Н.

4. Посмотреть в планшете Рома С.

5. Посмотреть в компьютере Полина С.

6. Будем смотреть на улице Оля Я.

Здесь я ввожу любого героя, который будет с нами реализовывать проект: играть, давать разные задания, наблюдать, рассказывать. В нашем проекте это ворон Кар – Карыч.

Слайд №10

Затем, на основании сформулированных цели и задач воспитатель составляет план проекта.

Слайд №11

План строится на принципе интеграции образовательных областей.

Практическая работа слушателей.

Так, например, образовательная область «Речевое развитие» здесь планируются беседы, НОД, ознакомление с художественной литературой.

Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», Сухомлинского «О чём плачет синичка». Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

«Социально - коммуникативное развитие» различные трудовые поручения Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах, экскурсии, сюжетно - ролевые игры.

«Познавательное развитие» просмотр познавательных презентаций и видео для детей по теме проекта, познавательно - исследовательская деятельность.

Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Кто что ест», Узнай по голосу», «Что едят птицы».

Настольно – печатные игры: «Домино» (птицы, «Разрезные картинки», Лото. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей».

Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Вороны и собачка».

«Художественно - эстетическое развитие» здесь планируются все, что связано с продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация); Слушание, разучивание, исполнение музыкальных произведений.

Лепка «Учимся лепить птиц»

Аппликация «Снегирь»

Раскрашивание по шаблону птиц:

Здесь в наш проект подключается музыкальный руководитель.

Просушивание аудиозаписи «Голоса птиц»; Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой, Музыкальная игра «Воробушки и автомобили»; Игра – драматизация «Где обедал воробей?» разучивание песни «Воробей», музыкально – ритмические движения «Птички летают».

Слайд №12

Третье «П» Поиск информации.

Вопрос: Подумайте уважаемые коллеги, при помощи каких материалов, средств мы можем подобрать необходимую информацию для проекта?

(Воспитатель подбирает наглядно - дидактические пособия, литературу, оформляет РППС в приёмной и в группе).

Слайд №13

После составления плана начинается 2 этап работы над проектом – основной (практический). Реализация проекта происходит через различные виды деятельности (творческую, речевую, экспериментальную, продуктивную).

Вопрос: Подумайте, какой практический результат, какие продукты деятельности могут быть выполнены в ходе проекта?

Слайды №14-23

Беседы, рассматривание иллюстраций, книг, малоподвижные игры проводятся в первую половину с утра; во вторую половину дня планируются продуктивные виды деятельности, театрализованная деятельность, игровая деятельность, сюжетно – ролевые игры, Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Среда вокруг ребенка должна быть незаконченной, незавершенной, чтобы он смог додумать, попробовать, догадаться, доделать.

Слайд №24-32

Реализация любого проекта не возможна без участия родителей. Работа

с семьями воспитанников организуется на уровне сотрудничества. В ходе

проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения.

Родители становятся активными участниками всех мероприятий. В данном проекте родители были привлечены:

Вопрос: Как вы думаете, какие формы можно предложить родителям для участия в проекте?

К оказанию помощи в организации развивающей среды;

Приняли активное участие в конкурсе стихов о птицах «Птичий базар»;

Приняли участие в выставке поделок «Крылатые фантазии»

Изготавливали совместно с детьми кормушки для птиц;

Пополняют запасы корма для птиц (по настоящее время);

Слайд № 33

3 этап – заключительный. Заключительным этапом работы над проектом является презентацией. Она может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта (итоговые занятия, игры, викторины, развлечения и др.).

В основе презентации должен быть материальный продукт, имеющий

ценность для детей. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети

имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за

достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

Слайд № 34-35

Мы наш проект «Зимующие птицы» презентовали в виде игры - презентации «Уроки от Кар – Карыча»

Слайд № 36-38

В заключение проекта все наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, и др.) мы собрали в шестое «П»- портфолио, «Зимующие птицы»

Заключение

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что технология проектной деятельности способствует созданию атмосферы психологического комфорта в детском саду. По моему мнению, проектная деятельность является одним из методов всестороннего развития детей и развития креативности и повышения компетентности педагога. Благодаря её направленности на конкретный конечный результат и планированию практических действий она помогает повысить качество образования.

Подготовила Черкашина Елена Владимировна

23.01.2018г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности в детском саду, как средство воспитания любви к родному краю «Организация проектной деятельности в детском саду, как средство воспитания любви к родному краю» Малая Родина… У каждого человека она своя,.

Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности Сообщение из опыта работы: «Экспериментирование в проектной деятельности как метод развития самостоятельности и познавательной активности».

Игра как метод экологического воспитания в ДОУ В условиях, когда увеличивается число регионов экологического неблагополучия, проблема воспитания экологической культуры у подрастающего.

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей: "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников" С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.

Моделирование как метод коррекционного обучения В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, в том числе и коррекционного.

Музейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музеев в ДООМузейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музеев в ДОО Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини – музеев в ДОО) Воспитатель МАДОУ №26.

Организация образовательного процесса в группах интегрированного обучения и воспитания (Из опыта работы) Организация образовательного процесса в группах интегрированного обучения и воспитания учреждений образования, реализующих программы специального.

Организация проектной деятельности в ДОУ «Чудеса на грядке» в средней группе МБУ Школа 26 Г. Тольятти, Самарская область «Организация проектной деятельности в ДОУ» на тему «Разработка плана детского проекта» «Чудеса.

Выступление на круглом столе по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Розочка» с. Крымская Роза Белогорского района Республика Крым.

Опыт работы «Организация проектной деятельности с дошкольниками как ресурс взаимодействия с семьёй» Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 13:36
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД