Юлия Макарова
«Организация работы физкультурно-оздоровительной группы «Крепыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы физкультурно-оздоровительной группы Крепыш
Актуальность.
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…».
Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах - вперед, в грудном и крестцовом - назад. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение - она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанки отражаются на их функциях. Осанка формируется самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояние костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.
Публикация «„Организация работы физкультурно-оздоровительной группы „Крепыш“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трем годам. Стопа-фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться, а осанке ребенка. Детская стопа по сравнению с взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Кости стопы почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Мышцы стопы относительно слабо развиты, но играют важную роль в укреплении стопы. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статистическим нагрузкам.
Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Одним из частых симптомов плоскостопия является боль в стопе. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается очень редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит. Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом. Однако предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Следовательно, работа по профилактике плоскостопия должна идти по пути улучшения физического развития ребенка.
В соответствии с вышеизложенным, мы, понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушений осанки у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, разработали планирование работы физкультурно-оздоровительной группы «Крепыш».
Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий.
Цель.
Профилактика плоскостопия и нарушений осанки как средство укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.
Задачи.
Оздоровительные задачи.
1. Сохранят и укреплять здоровье детей.
2. Формировать правильную осанку и развивать все группы мышц.
3. Содействовать профилактике плоскостопия.
Принципы реализации.
В процессе работы по профилактике и коррекции опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип индивидуализации.
2. Принцип доступности.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип последовательности.
5. Принцип научности лежит в основе всех оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни, укреплению опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Содержание и структура.
Физкультурно-оздоровительную группу «Крепыш» составили дети старшего дошкольного возраста. Работа группы реализуется по 5 направлениям:
1. Профилактика и коррекция нарушения осанки.
2. Обучение технике выполнения движений, совершенствование двигательных умений.
3. Развитие координационных способностей, функции равновесия, мелкой моторики.
4. Профилактика и коррекция плоскостопия.
5. Укрепление сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Комплектование группы детей для занятий в физкультурно-оздоровительной группе «Крепыш» проводится с учетом общего функционального состояния детей старшего дошкольного возраста, данных медицинского осмотра, рекомендаций врачей – специалистов (педиатра, ортопеда, хирурга, результатов проверки исходного уровня физической подготовленности.
Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана. В учебном процессе оздоровительные занятия идут в качестве кружковой.
Занятия проводятся с октября по май месяц один раз в неделю по 30 минут во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. При этом соблюдается санитарно-гигиенические нормы и обеспечивается возможность полноценного отдыха и восстановления работоспособности за счет прогулки и дневного сна.
При проведении оздоровительных занятий обязательно необходимо учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Способ организации детей на занятии в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей :
– фронтальный;
– групповой;
– индивидуальный.
В структуру занятий мы постарались включить различные виды деятельности:
– двигательные упражнения;
– основные виды движений;
– элементы дыхательной гимнастики;
– разнообразные виды самомассажа;
– элементы рефлексотерапии;
– оздоровительно-развивающие игры;
– упражнения на релаксацию.
Вводная часть занятия направлена на психологическую и физиологическую подготовку организма к выполнению более сложных двигательных заданий.
В вводную часть занятий мы включаем:
– упражнения и игры на ориентировку в пространстве;
– построения и перестроения;
– различные виды ходьбы;
– игры и упражнения на развитие внимания и координационных способностей;
– упражнения и задания для мелкой моторики рук;
– упражнения на формирование правильной осанки и укрепление стопы;
– музыкально-ритмические движения.
Эта часть занятия длится 7-10 минут.
В основной части занятия мы решаем комплекс следующих задач:
1. Дифференцированное обучение основным видам движений.
2. Формирование двигательных умений и навыков у детей.
3. Целенаправленное развитие физических качеств детей, их функциональных возможностей.
4. Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.
В самом начале мы включаем упражнения на «разогревание мышц, связок, суставов. Затем упражнения на укрепление мышечного тонуса. В комплексы мы включаем элементы дыхательной и корригирующей гимнастики, которые способствуют подвижности, гибкости позвоночника и суставов. Также в основную часть занятия входят два и более основных видов движений. При этом одно упражнение основное, на которое обращается особое внимание. А к основному подбираются другие ранее разученные движения.
Основная часть занятия предусматривает упражнения на «разогревание» мышц, связок, суставов упражнения на укрепление мышечного тонуса. В комплексы мы включаем элементы дыхательной и корригирующей гимнастики, которые способствуют подвижности, гибкости позвоночника и суставов. Также в основную часть занятия входят обучение основным видам движений через оздоровительно-развивающие игры и упражнения, которые включают ходьбу, бег, прыжки, лазанье, ползанье, метание и т. д.
Особое внимание мы обращаем на создание высокой вариативности педагогических условий. Это способствует более эффективной реализации двигательной активности детей.
Вариативность условий достигается за счет новизны упражнений и оздоровительно- развивающих игр, использования нестандартного оборудования, постепенного усложнения двигательных заданий.
Основная часть занятия завершается подвижной игрой, предлагаемой для всех детей. Продолжительность основной части составляет 18-20 минут.
Заключительная част строится из упражнений на расслабление (релаксация, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки, и конечно же, эмоциональная разгрузка – игровые упражнения, оздоровительно-развивающие игры малой подвижности. При этом важно сохранить жизнерадостное и уравновешенное настроение детей.
С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.
Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды для работы по профилактике опорно-двигательного аппарата у дошкольников, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего формированию осанки, укреплению мышц стопы и голени, и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы. Этому способствует использование нестандартного оборудования.