Светлана Шульц
Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению основам журналистики
▼ Скачать + Заказать документы
]В последние годы много внимания уделяется дополнительному образованию детей, и мы, изучив потребности наших воспитанников и родителей, возможности педагогов и материально-техническую базу нашего дошкольного учреждения разработали и внедряем авторскую программу обучения основам журналистики «Срочно в номер!».
Цель данной программы: формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность.
Задачи:
- научить ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом;
Публикация «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению основам журналистики» размещена в разделах
- способствовать формированию у старших дошкольников основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, исследовательских навыков;
- повышения уровня речевого развития, социальной уверенности.
В основе социального взаимодействия два направления:
- социальные способности (способность к восприятию другого человека);
- социальные навыки (умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях).
Основные принципы реализации программы:
- систематичность работы по воспитанию положительного отношения к средствам массовой информации, журналистике;
- взаимосвязь с деятельностью детей по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, свободной игровой деятельностью;
- сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Программа реализуется в чередовании теоретических и практических занятий. Однако журналистика первого и второго годов обучения почти не предусматривает теории в «чистом» виде. Заложенная в содержании программы, она дается чаще всего в процессе практических занятий или в форме диалогов и развивающих бесед, которые предполагают живое, активное участие детей. Учитывая возрастные особенности воспитанников, их эмоциональную возбудимость, доверчивость, отзывчивость, программа рекомендует при ролевых играх на занятиях с самого начала выстраивать реальные соотношения между вымыслом и действительностью.
В отличие от других дошкольных образовательных учреждений, где дети изучают азы журналистики, мы начинаем знакомство со средствами массовой информации в нашем мини-музее журналистики, который создан и работает на базе нашего пресс-центра. В настоящее время накоплен уникальный материал. В нашем мини-музее имеются экспонаты, которых нет даже в городском музее: газета «Новое время», изданная в городе Санкт-Петербурге 04.02.1882 года. Газета напечатана старославянским шрифтом, который дети, умеющие читать, конечно же, не могут прочитать и сразу возникают вопросы и начинается исследовательская деятельность. Также в нашем мини-музее имеется газета «Комсомольская правда» от 13.04.1961 года, вышедшая на второй день после полета в космос Ю. А. Гагарина и полностью посвящена этому знаменательному событию и детские журналы : «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Веселые уроки» (1970-1990-х годов издания).
Внедрение музейной педагогики в образовательную деятельность дает воспитанникам возможность проследить всю цепочку развития средств массовой информации: увидеть прошлое, познакомиться с настоящим и помечтать о будущем, привлечь родителей к поисковой деятельности.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка – качества, которое необходимо юному журналисту. Для овладения такой профессией детям необходимо развивать на высоком уровне такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, поэтому мы большое внимание уделяем этому при организации деятельности с воспитанниками. Детям предлагаются различные игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Веселый художник», «Фотокорреспондент снимает», «Звукооператор», «Журналист – профессия творческая».
Следующий этап работы над программой – практический. Ребята посещают детскую библиотеку города, библиотеку семейного чтения, где специалисты знакомят их с современной детской периодической печатью. Далее работа продолжается в пресс-центре, где дети уже с моей помощью пробуют сочинять свои первые «шедевры». Кто-то напевает текст на заданную тему, кто-то просто проговаривает, а я уже стараюсь записать и обработать текст.
Работа над программой предполагает тесное сотрудничество с социальными партнерами, работниками средств массовой информации.
Наши социальные партнеры в этом направлении – редакции газет «Надым-ТВ-Информ», «Рабочий Надыма», ВКС-Экспресс» и Надымская студия телевидения. Во время экскурсий в редакции газет и на телевидение, дети знакомятся с видами и жанрами журналистики, с профессиями и особенностями их творческого труда (журналист, специальный корреспондент, фоторепортер, звукооператор, художник, дизайнер, обозреватель, комментатор, актер, диктор).
У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука!
Особенно тесно сотрудничаем с журналистами газеты «Надым-ТВ-Информ», так как в этой газете один раз в две недели выходит рубрика «Детская страничка», где публикуются работы наших воспитанников. За последний год опубликованы стихи Сергея Маевского, статья о летнем отдыхе Школьной Дианы, рисунки Маргариты Нядонги. Также собираем и записываем интересные высказывания детей дошкольного возраста, которые затем печатаются в рубрике «Говорят дети». Публикация работ литературных произведений детей в городских средствах массовой информации мотивирует родителей на тесное сотрудничество с нами, так как наш городок небольшой и каждому приятно увидеть в газете материал с фамилией сына или дочки.
Дети, работы которых не попадают на страницы городских и районных печатных изданий, могут реализовать свои возможности в детсадовской детской газете «Клякса» и в газете для родителей, педагогов – «Огонёк». «Клякса» и «Огонёк» выходят один раз в три месяца, кроме этого к праздничным датам мы выпускаем специальные поздравительные открытки, где юные журналисты рисунками и стихами поздравляют всех с праздниками.
После подробного знакомства с профессиями сотрудников средств массовой информации, каждый ребёнок для себя уже определяет, кем он будет «работать» в нашем пресс-центре. Дети, которые хорошо рисуют, конечно же – «художники», «дизайнеры»; те, кто научился умно и красиво выражать свои мысли становятся «корреспондентами», «журналистами», «комментаторами»; а кому по душе технические средства – «фото-видео-операторы».
Анализ итогов реализации данной программой позволяет сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников. А практическим результатом работы над проектом являются печатные материалы детей в СМИ города и района, а также создание рукописной книги «Мой любимый детский сад!». Посредством данной книги, каждый ребенок, совместно с родителями, воспитателями группы может проявить себя и как журналист, и как фотокорреспондент, и как художник-оформитель для создания своей страницы и реализовать все свои фантазии.