Получи документы

Организация работы с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Анастасия Гриценко
Организация работы с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Поступление ребенка в детский сад - новый период не только в жизни ребенка, но и семьи в целом.

Для малыша – это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни - легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают, другие – реагируют плачем перед входом в детский сад.

Публикация «Организация работы с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению» размещена в разделах

Благоприятность и эффективность адаптации малыша зависит от слаженной работы всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. И от того, как грамотно, точнее профессионально, она сделана – будет и конечный результат.

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов. Адаптации детей дошкольному учреждению посвящено множество статей и программ, нам же хотелось обратить взгляд на эту проблему со стороны родителей и педагогов.

Родители

Самые разные жизненные причины «вынуждают» отдавать ребенка в детский сад. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу, оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:

• у родителей в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем, как правило, отрицательные);

• начинается «маркетинг в песочнице» («А вы ходите в детский сад? И как там?»);

• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр., но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);

• в общении с ребенком и между супругами появляются слова «детский сад» и «воспитательница» («Вот пойдешь в детский сад.»)

С приходом малыша в детский сад начинается непростой период адаптации не только ребенка, но и его родителей к новым условиям жизни.

Адаптирующегося родителя отличает :

• повышенная тревожность;

• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;

• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

• многословность (задают много вопросов, интересуются подробностями и деталями прожитого ребенком дня).

Педагоги

Педагоги, так же как воспитанники и их родители, проходят период адаптации. Начало работы с детьми раннего возраста, которые только переступают порог детского сада, никогда не бывает для воспитателя одинаковым. Для него не только важно узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества.

Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы, используемые для обеспечения успешной адаптации детей к условиям детского сада, не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском, этап работы, название которому - адаптация.

Адаптирующегося педагога отличает :

• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;

• повышенная эмоциональность.

Рассмотрим адаптационный процесс у детей по степени его продолжительности.

Выделяют:

• легкую степень адаптации (продолжительность 15-30 дней);

• среднюю (30-60 дней);

• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую степень адаптации.

Следует отметить, что, отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться со следующими трудностями:

• в первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ.

• длительность периода привыкания ребенка к садику может составлять 2-3 месяца.

• психологическая неготовность родителей к посещению ребенком ДОУ.

Учитывая вышесказанное, появилась необходимость в разработке программы по взаимодействию с родителями детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

Родители, впервые приводя ребенка в сад, первые две недели оставляют их в группе на 1,5 – 2 часа, таким образом, детям дается возможность постепенного освоения пространства группы, знакомства с новыми условиями жизнедеятельности. Родители, чаще всего мамы, этот промежуток времени проводят под дверями группы, прислушиваясь – не обижают ли их малыша, не плачет ли он, или на территории детского сада, заглядывая в окна, тем самым ещё более нервируя и себя, и ребёнка, и воспитателя. Однако, это время можно проводить с большей пользой, узнавая особенности прохождения адаптационного периода, обучаясь способам снятия собственной тревожности, осознавая причины её появления. С этой целью нами и была разработана программа для выработки положительного отношения родителей к детскому саду и увеличения доверия к педагогам.

Задачами программы являются:

устранение дефицита знаний родителей о структуре работы детского сада, режимных моментах, способах и приемах педагогического воздействия, об организации занятий, проводимых с детьми;

формирование круга единомышленников через занятия в группе;

формирование желания сотрудничества с педагогами для продуктивного участия в жизни сада и ребенка, повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса в игровой ситуации.

Программа рассчитана на 6 часов (4 дня по 1,5 часа). Структуру занятия составляют групповая работа и мини-лекции. Ожидаемым результатом реализации программы является сформированность у родителей положительного отношения к детскому саду, уменьшение тревожности.

Хотим предложить вам к ознакомлению некоторые из игр и упражнений, которые мы используем в работе с родителями детей, находящимся в периоде адаптации к условиям детского сада.

В первый день родителей ожидает ознакомительная мини-лекция о работе детского сада, участие в которой принимают педагог-психолог, медицинская сестра и заведующая детским садом. Освещаются вопросы, касающиеся необходимости взаимосвязи семьи и работников ДОУ, устава детского сада, режима работы, питания; медицинских и психологических аспектов адаптации, организации помощи друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

На втором занятии педагог-психолог использует техники расслабления (телесноориентированная техника) и обучение дыханию по Бутейко.

На третьем занятии применяются игры: «Сиамские близнецы» и «Поиграй в игрушки». Предлагаем ознакомиться с этими играми.

«Сиамские близнецы». Из группы приглашаются 6 участников: пары играющих родителей встают друг к другу боком, им связывают по 1 руке. Получается так, что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева – только левая. Вместе они и есть – сиамские близнецы. Им предлагается выполнить какое-либо задание, например, собрать волосы в хвост участнику номер 5, завязать шарф на шее участника номер 6 в бант, застегнуть пуговицы на рубашке, нарисовать на листе кораблик и вырезать его и т. д.

После окончания игры проводится обсуждение:

Сложно ли было выполнять задание?

Получилось ли выполнить задание так, как хотелось?

Справились ли бы Вы, если бы пришлось выполнять задание 1-й рукой?

После обсуждения педагог-психолог подводит итог и подводит родителей к осознанию цели игры: педагогу одному, без помощи «второй» руки, сложно реализовать воспитательно-образовательный процесс.

«Поиграй в игрушки». Из группы выбираются 2 участника, которым завязываются глаза платком. После этого, каждому выдается игрушка (геометрические фигуры или пирамидка) с просьбой «Поиграйте» или предлагается слепить из пластилина животное (котенка, собачку, нарисовать животное (ежика, жирафа) и т. д.

После окончания игры проводится обсуждение:

сложно ли было выполнять задание? Почему?

Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Эта игра позволяет донести до родителей следующие истины :

- необходимо целенаправленно обучать ребенка взаимодействию с новой игрушкой, показывая приемы и способы манипуляций с ней, разыгрывая несложный сюжет, а не оставлять малыша с ней с «закрытыми глазами», удивляясь, почему ребенок не играет;

- наличие «открытых глаз» при участии в воспитательно-образовательном процессе.

В конце занятия каждый участник получает карточку с вопросами:

• ваши ощущения от работы?

• Что Вам понравилось больше всего?

• Что хотелось бы изменить?

В последний день для родителей приготовлены игры и упражнения на сплочение группы и снятие эмоционального напряжения.

Игра «Непослушные шарики»

Цель: Снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы.

Материалы: по 5 воздушных шаров на каждую подгруппу.

Игра проводится в двух (трех) подгруппах по 5 человек. Участники каждой подгруппы берутся за руки, образуя круг. Каждой команде психолог выдает воздушный шарик. Задача участников — любыми способами, но, не расцепляя рук, удерживать шарик в воздухе как можно дольше. В процессе игры психолог постепенно добавляет командам по 1 шарику, пока в каждой команде не будет 4-5 шариков. Это активизирует каждого участника и оживляет игру. Побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики.

Игра «Плот».

Целью игры является необходимость спасти как можно больше людей. На полу комнаты раскладываются несколько листов плотной бумаги. Это плоты. Пол вокруг - вода. Все участники медленно двигаются по комнате - «плавают в воде». По команде ведущего «Акулы!» все должны забраться на плот, пока ведущий считает до пяти. Если кто-то не смог забраться на плот, значит его «съели акулы» и он выбывает из игры. После каждой атаки «акул» один из «плотов» убирается. При этом участники могут общаться друг с другом только невербально, то есть жестами и мимикой.

Публикации по теме:

Адаптация ребёнка к детскому саду Адаптация ребёнка в детском саду. Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.

Памятка для родителей по адаптации детей Адаптация ребенка к детскому саду Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Опубликовано: 12 января 2015 в 17:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД